Коррекционная развивающая адаптивная программа подготовки детей к школе "Развивайся, играя!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Данная программа успешно апробирована на базе двух дошкольных учреждений города, является востребованной и рекомендована рецензентом (ст.преподаватель кабинета психолого-педагогической коррекции Чувашского республиканского института образования Л.Б.Соловей) для работы с детьми воспитателям ДОУ, психологам.

Пояснительная записка

Подготовка детей к школе сегодня актуальна для многих российских семей, а значит и для ДОУ и школ.

Процесс этот зависит как от требований, предъявляемых школой, так и от родителей. Готовящих своих детей к поступлению в то или иное учебное заведение. ДОУ можно назвать связующим звеном. Если учесть, что большинство детей посещают детский сад. Поэтому во многом подготовка к обучению в школе ложится на плечи работников детских дошкольных учреждений.

На основе диагностики, проводимой регулярно в ДОУ, выявлено следующее. Именно в период 5-6 лет у большинства современных детей возрастает уровень тревожности, появляется телесное напряжение, растет неуверенность в себе, и самооценка становится неадекватной, часто заниженной.

Научные данные свидетельствуют, что примерно треть семилетних детей недостаточно готова к школе. С шестилетними детьми (или детьми, не достигшими семилетнего возраста к началу учебного года) ситуация еще более сложная (данные психологов Е.Е.и Г.Г.Кравцовых).

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Отечественные и зарубежные психологи не пришли пока к единому мнению в определении содержания понятия “Психологическая готовность детей к обучению в школе”.

Позиции ученых существенно расходятся в выборе ключевого компонента структуры психологической готовности к школе (А.В.Запорожец. В.В.Давыдов, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, М.И.Лисина и др.).

Но как отмечает доцент кафедры практикующей психологии Г.Б.Ховрина, психологи едины в понимании значения дошкольного возраста для перехода на новую возрастную ступень развития. “Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности” (Г.Б.Ховрина).

По мнению В.В.Давыдова психологическая готовность связана с особенностями всей личности ребенка – его умственной, эмоционально-волевой, моральной, физической и др. качествами.

Л.И.Божович придавала особое значение “внутренней позиции школьника”, выделяя это новообразование в качестве критерия готовности к школьному обучению, которое появляется примерно в семь лет.

В работах Г.Г.Кравцовой (1987, 1991гг.) при характеристике психологической готовности к школе основной упор делается на роль общения с взрослыми и со сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги и родители склонны развивать интеллектуальные механизмы и пренебрегают при этом личностными. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно ведет за собой отставание или искажение в развитии других.

Анализ детских проблем тревожности, страхов позволил увидеть во многом причину психологической неготовности детей к обучению в школе и в низком уровне развития произвольных форм общения.

Излишняя интеллектуализация и рационализация детей при их внутренней незрелости и инфантилизме во многом является причиной появления у ребенка проблем в личностном развитии (внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, самооценка).

Дети могут полноценно развиваться в особых условиях дошкольного режима с использованием игровых методов обучения, а не в условиях жесткой. Формализованной системы интеллектуальных нагрузок.

Предложенная Программа построена на гуманистических принципах К.Роджерса – личностно-ориентированных, ставящих в центр внимания личность ребенка. Это принцип единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребенка.

Эти принципы противостоят авторитарному стилю воспитания и обучения детей. Основой стало положение А.В.Запоржца о роли чувств и эмоций в воспитании. Эмоциональное предвосхищение помогает ребенку проектировать и прочувствовать свое поведение

Акцент делается на понимании ребенка – его нужд, потребностей, на знании закономерностей роста и развития его личности.

В соответствии с вышесказанным можно говорить об актуальности темы, так как “образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший фундамент – залог надежности и качества будущей посторойки” (Н.И.Гуткина “Психологическая готовность к школе”).

Специфика цели и задач программы “Развивайся играя”

В целях формирования личностных (эмоционально-волевых, умственных, нравственных, физических) и социальных качеств ребенка ставятся следующие задачи:

  • Развивать гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
  • Развивать умение чувствовать себя и понимать другого.
  • Повышать самооценку ребенка, его уверенность в себе.
  • Формировать способность эмоциональной саморегуляции, снятия напряжения.
  • Научить анализировать и оценивать свое поведение и поведение других.
  • Развивать любознательность и наблюдательность, способность воображения и интеллект ребенка.
  • Развивать умение общаться со сверстниками и с взрослыми, жить в сплоченном коллективе.

Методические рекомендации по реализации программы.

Данная Программа реализуется в три этапа с учетом возрастных особенностей детей.

Этапы обучения

Направление курса

Возраст ребенка

1

Развитие эмпатии

4-5 лет

2

Развитие эмоционально-волевой сферы

5-6 лет

3

Развитие умственных способностей

6-7 лет

В направлениях курса работы с детьми разного возраста можно условно можно выделить три основных блока, в рамках которых решаются поставленные задачи:

– эмоциональная сфера,

– коммуникативные возможности

– творческие способности, любознательность, интеллект.

Принципы, лежащие в основе реализации программы

  • свободное участие;
  • взаимное уважение;
  • осознанность поведения;
  • создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности.

В данной Программе можно выделить три направления работы.

Дети

Повышение

самооценки ребенка и его уверенности в собственных силах на коррекционных развивающих занятиях через общение с взрослыми и сверстниками.

– Развивающие занятия

– Игры ролевые, сюжетные, дидактические, на свежем воздухе

– Коррекционные занятия

– Занятия в сенсорной комнате (активация и релаксация)

– Упражнения с использованием телесно – ориентированных психотехник <Рисунок 1>

– Использование элементов музыкотерапии, цветотерапии, сказкотерапии, арт-терапии, цветотерапии на занятиях и в отдельных упражнениях.

Педагоги

Освоение современных методов воспитания, основанных на уважении и демократическом подходе, понимании чувств и эмоций ребенка, признания его как личности – Семинары и тренинги

– Групповые и индивидуальные консультации

– Педсоветы

– Мини – тренинги с использованием

телесно – ориентированных психотехник.

– Анкетирование и опросы с последующим обсуждением

– Использование элементов музыкотерапии, цветотерапии, сказкотерапии на занятиях и отдельных упражнениях

– Релаксационные занятия в сенсорной комнате

Родители

Развитие умения владеть своими эмоциями, настроением.

Развитие навыков активного слушания, знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

Осознание взаимоотношений внутри семьи.

– Мини-тренинги с использованием телесно-ориентированных психотехник

– Групповые и индивидуальные консультации

– Совместные занятия с детьми

– Совместные семинары с педагогами

– Медитации и визуализации

– Занятия в сенсорной комнате (релаксационные и совместно с детьми)

– Опросы и анкетирования с последующим обсуждением

– Использование элементов музыкотерапии, цветотерапии, сказкотерапии, арт-терапии на занятиях и отдельных упражнениях

Особенность программы состоит в том, что каждый тематический цикл под единым названием прорабатывается с детьми, родителями и педагогами на своем уровне, т.к. социализация и личностное развитие ребенка происходит непосредственно под влиянием копирования и подражания модели поведения взрослых <Приложение 1>.

Работая над циклом “Я и я” (я и мои эмоции) с детьми ставится задача развития самовыражения и укрепления чувства единства в группе <Рисунок 2> через эмоциональные проявления и их осознания. Эмоцию радости дети воспроизводили через телодвижения свои и сверстников на фоне соответствующих музыкальных произведений. Ребята перевоплощаются в животных, сказочные персонажи и радостные чувства и эмоции реализуют через звуковые и словесные проявления, рисунки, поделки.

Взрослые на таких занятиях учатся различать состояния своего “Я” (я-родитель, я-ребенок, я-взрослый). Это частичное знакомство с трансактным анализом Эрика Берна, развитие тактильных ощущений, способности к рефлексии и выражению собственных эмоций. Помимо бесед и дискуссий, проходят тренинговые занятия, где родители и педагоги, играя в детские игры, такие как “Угадай на ощупь”, “Маски”, “Держусь и не падаю” <Рисунок 3>, “Тряпичные куклы”, они порою многое осознают и переоценивают в своем взаимодействии, как с детьми, так и друг с другом.

В течение нескольких лет собирался материал для составления программы, проводились занятия, подбирались упражнения, игры. Хорошие результаты были достигнуты с детьми, работа с которыми проводилась, начиная со старшей группы. Педагогами школ и родителями была отмечена раскрепощенность детей, уверенное поведение. Они легче находили контакт со сверстниками и новыми незнакомыми ранее взрослыми людьми. 90% детей готовы к обучению в школе как в личностном и эмоциональном плане. Выпускники прошлого года были готовы на 75%, работа с ними велась в течение одного учебного года. На этом работа с детьми и родителями не заканчивается, весь следующий учебный год я буду наблюдать за поведением, эмоциональным состоянием и учебой детей совместно с психологами школ, гимназий города, в которые поступили наши дети.

Работа мне эта очень интересна, возможно, многие из вас задумывались над разработкой подобных программ, имеют большой опыт в этом направлении. Я буду рада сотрудничеству и содействию.

Приложение