Цели урока:
- Образовательные:
- Определить, какие территории включает Дальневосточный экономический район (ДВЭР)
- Объяснить особенности ЭГП
- Оценить природные условия и ресурсы для хозяйственной деятельности человека
- Выделить ведущие отрасли хозяйства
- Развивающие:
- Закрепить умение извлекать информацию из карт атласа
- Умение анализировать данные и формулировать выводы
- Стимулировать любознательность
- Воспитательные:
- Учащиеся должны убедиться в том, что освоение какой-либо территории невозможно без знания её особенностей.
- Раскрыть причины зависимости природно – ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП.
Оборудование:
Опережающее задание:
- Сообщение “Открытие и освоение Курильских остров”.
- Сообщение “Островная территория Дальнего Востока”.
- Сообщение “Алмазы Якутии”.
(Выступление с докладом рассчитано на 2-3 минуты).
Требования к уроку: класс поделен на 4 группы, равные по численности.
Оформление доски:
План урока:
- ЭГП.
- Природные условия.
- Природно-ресурсный потенциал.
- Специализация отраслей хозяйства.
Новые понятия: АЙНЫ.
Этапы урока:
- Организационно-подготовительный этап.
- Изучение нового материала.
- Внутригрупповое изучение и принятие решений (10 минут).
- Заслушивание сообщений групп, оформление конспекта урока (по 8 минут).
- Заключительный этап.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение экономического районирования РФ.
Переходим к изучению самого большого ЭР, самого удаленного от центра России – Дальневосточного экономического района. На уроке познакомимся с особенностями ЭГП и природных условий; с природно-ресурсными предпосылками развития экономики и выявим ведущие отрасли хозяйства.
Сегодня вам предстоит самостоятельно изучить материал и представить его.
Взвод поделен на 4 группы; каждая группа получает задание [ Приложение 1] . Перед каждой группой стоит определенная задача: в течение 10 минут обсуждения готовите ответы на поставленные вопросы. Затем, мы заслушиваем выступление каждой группы, и одновременно вы оформляете конспект в тетради по шаблону [ Приложение 2] . По окончании урока тетради сдаются на проверку.
Итак, получите задание.
(Во время работы учащихся преподаватель контролирует, корректирует работу групп, при необходимости помогает).
Учитель: Дальневосточный экономический район – самый большой район России. Оцените ЭГП, обоснуйте точку зрения.
Выступление 1-й группы; заслушиваются 2 сообщения об островной территории экономического района.
Учитель: Каковы природные условия для хозяйственной деятельности человека?
Выступление 2-й группы.
Учитель: Оцените природно-ресурсный потенциал района.
Выступление 3-й группы.
Учитель: Выделите отрасли специализации, факторы развития данных отраслей. Обоснуйте развитие ВПК на Дальнем Востоке, назовите центры ВПК.
Выступление 4-й группы.
В заключение ставится вопрос: “Какие факторы на ваш взгляд, влияют на качество жизни населения района?”
Учитель подводит итог урока, оценивается работа учащихся.
Домашнее задание: параграф 56, устно ответить на вопросы № 3 и 4 в конце параграфа.