Разработка урока географии для 9-го класса на тему "Дальневосточный экономический район"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Образовательные:
    • Определить, какие территории включает Дальневосточный экономический район (ДВЭР)
    • Объяснить особенности ЭГП
    • Оценить природные условия и ресурсы для хозяйственной деятельности человека
    • Выделить ведущие отрасли хозяйства
  2. Развивающие:
    • Закрепить умение извлекать информацию из карт атласа
    • Умение анализировать данные и формулировать выводы
    • Стимулировать любознательность
  3. Воспитательные:
    • Учащиеся должны убедиться в том, что освоение какой-либо территории невозможно без знания её особенностей.
    • Раскрыть причины зависимости природно – ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП.

Оборудование:

  • Физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока
  • Политико-административная карта России
  • Значки полезных ископаемых
  • Учебник Алексеев А.И. География России. Хозяйство и географические районы.

Опережающее задание:

  1. Сообщение “Открытие и освоение Курильских остров”.
  2. Сообщение “Островная территория Дальнего Востока”.
  3. Сообщение “Алмазы Якутии”.

(Выступление с докладом рассчитано на 2-3 минуты).

Требования к уроку: класс поделен на 4 группы, равные по численности.

Оформление доски:

План урока:

  1. ЭГП.
  2. Природные условия.
  3. Природно-ресурсный потенциал.
  4. Специализация отраслей хозяйства.

Новые понятия: АЙНЫ.

Этапы урока:

  1. Организационно-подготовительный этап.
  2. Изучение нового материала.
    • Внутригрупповое изучение и принятие решений (10 минут).
    • Заслушивание сообщений групп, оформление конспекта урока (по 8 минут).
  3. Заключительный этап.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение экономического районирования РФ.

Переходим к изучению самого большого ЭР, самого удаленного от центра России – Дальневосточного экономического района. На уроке познакомимся с особенностями ЭГП и природных условий; с природно-ресурсными предпосылками развития экономики и выявим ведущие отрасли хозяйства.

Сегодня вам предстоит самостоятельно изучить материал и представить его.

Взвод поделен на 4 группы; каждая группа получает задание [ Приложение 1] . Перед каждой группой стоит определенная задача: в течение 10 минут обсуждения готовите ответы на поставленные вопросы. Затем, мы заслушиваем выступление каждой группы, и одновременно вы оформляете конспект в тетради по шаблону [ Приложение 2] . По окончании урока тетради сдаются на проверку.

Итак, получите задание.

(Во время работы учащихся преподаватель контролирует, корректирует работу групп, при необходимости помогает).

Учитель: Дальневосточный экономический район – самый большой район России. Оцените ЭГП, обоснуйте точку зрения.

Выступление 1-й группы; заслушиваются 2 сообщения об островной территории экономического района.

Учитель: Каковы природные условия для хозяйственной деятельности человека?

Выступление 2-й группы.

Учитель: Оцените природно-ресурсный потенциал района.

Выступление 3-й группы.

Учитель: Выделите отрасли специализации, факторы развития данных отраслей. Обоснуйте развитие ВПК на Дальнем Востоке, назовите центры ВПК.

Выступление 4-й группы.

В заключение ставится вопрос: “Какие факторы на ваш взгляд, влияют на качество жизни населения района?”

Учитель подводит итог урока, оценивается работа учащихся.

Домашнее задание: параграф 56, устно ответить на вопросы № 3 и 4 в конце параграфа.

Приложение 1

Приложение 2