Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.
Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.
Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Для педагога важен объем знаний, с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и определять их от второстепенных, оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Успешность в выполнении заданий ЕГЭ обеспечивают хорошая переключаемость и оперативная память.
Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов:
- Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость.
- Игры и задания, развивающие навыки оперирования понятиями.
Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, проводится работа, направленная на субъективное снижение значимости экзамена.
Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп:
- Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
- Трудности, связанные с ролью взрослого;
- Трудности, связанные с критериями оценки;
- Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей;
- Трудности, связанные с отсутствием четкой стратегии деятельности.
Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. Проигрывание в юмористической форме пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги.
Программа “ЕГЭ без проблем” разработана с учетом вышеперечисленных трудностей и направлена на их преодоление.
Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи программы:
- Обучить выпускников приемам активного заполнения;
- Обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
- Обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, психологическая игра.
Программа состоит из четырех модулей:
- Память и примы заполнения. Методы запоминания текстов.
- Приемы волевой мобилизации.
- Приемы релаксации и снятия напряжения.
- Установка на успех.
Цель занятий 1 модуля: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка полученных навыков.
Цель занятий 2 модуля: знакомство учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, отработка приемов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.
Цель занятий 3 модуля: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления, формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
Цель занятий 4 модуля: создание атмосферы положительного настроя на конечный результат.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
1. Данные наблюдения (каждый параметр – по условной 5-бальной шкале):
- эмоциональная включенность,
- деловая включенность,
- общая удовлетворенность от занятия.
2. Методы организации обратной связи:
- учащиеся оценивают занятия по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезность и собственная активность с кратким обоснованием.
- Учащиеся письменно оценивают курс, что понравилось, что не понравилось, дают свои предложения.
3. Результаты тестов “Мое самочувствие”, “Стресс-тест”, “Тест эмоций”.
Критериями эффективности реализации программы являются:
- полнота учета основных групп трудностей, возникающих при подготовке и в ходе ЕГЭ;
- осознанность применения приемов запоминания, волевой мобилизации, релаксации;
- самостоятельность выполнения упражнений для снятия в необходимых ситуациях;
- оптимизм по отношению к предстоящим экзаменам, вера в свои силы.
Курс рассчитан на 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Количество часов | Тема |
|
1 |
Введение. Цель и темы курса. Тест “Моральная устойчивость” | |
Тема I. Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов |
|||
2 |
1 |
Память. Приемы организации запоминаемого материала. | |
3-5 |
3 |
Практическая работа с текстом по использованию различных приемов обработки запоминаемого материала. | |
6 |
1 |
Методы активного запоминания. | |
7-8 |
2 |
Практическая работа с текстом по использованию различных методов активного запоминания. | |
9 |
1 |
Приемы зрительной памяти. | |
Тема II. Приемы волевой мобилизации |
|||
10 |
1 |
Экспресс-приемы волевой мобилизации. | |
11 |
Тренинг “Совладание со своими чувствами” | ||
12 |
1 |
Тест “Умеете ли вы контролировать себя”. Тест эмоций. | |
Тема III. Приемы релаксации и снятия напряжения |
|||
13 |
1 |
Методы нервно-мышечной релаксации. | |
14 |
1 |
“Контраст”. “Список черт” | |
15 |
1 |
Мышечная релаксация. Тест “Мое самочувствие”. | |
16 |
1 |
Ресурсные образы | |
17 |
1 |
“Стряхни” Упражнение для
снятия нервно– психического напряжения психического напряжения |
|
18 |
1 |
“Ааааа и Ииии” Упражнение для снятия нервно-психического напряжения | |
19 |
1 |
Способы снятия нервно-психического напряжения “Откровенно говоря” | |
20 |
1 |
Как управлять своими эмоциями | |
21 |
1 |
“Стресс-тест” Памятка “Как избавиться от стресса” | |
Тема IV |
Установка на успех | ||
22 |
1 |
Организация времени | |
23 |
1 |
Стабилизация эмоционального состояния | |
24 |
1 |
“Вечером запоминайте, утром повторяйте” | |
25 |
1 |
Деятельность мозга и питание | |
26 |
1 |
Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности | |
27-28 |
2 |
Приемы совладания с экзаменационной тревожностью. Гимнастика мозга | |
29 |
1 |
Памятка “Как подготовиться к сдаче экзамена” | |
30 |
1 |
Памятка “Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ” | |
31 |
1 |
“Что делать, если...” | |
32 |
1 |
“Декларация моей самоценности” | |
33-34 |
2 |
Психологическая игра “Идет экзамен” |
Литература
- Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М: Просвещение, 1991.
- Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! / В.Д. Пекелис. – М.: Знание, 1975.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. – С-Петербург: Речь, 2001.
- Психологические тесты / под редакцией А.А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Путь к успеху. Программа. Стебенева Н., Королева Н.
- Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: “Академия”, 2002.
- Школьный психолог. №8 2006 г., №3 2009 г.