Программа элективного курса "ЕГЭ без проблем"

Разделы: Школьная психологическая служба


Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.

Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.

Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Для педагога важен объем знаний, с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и определять их от второстепенных, оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Успешность в выполнении заданий ЕГЭ обеспечивают хорошая переключаемость и оперативная память.

Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов:

  • Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость.
  • Игры и задания, развивающие навыки оперирования понятиями.

Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, проводится работа, направленная на субъективное снижение значимости экзамена.

Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп:

  • Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
  • Трудности, связанные с ролью взрослого;
  • Трудности, связанные с критериями оценки;
  • Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей;
  • Трудности, связанные с отсутствием четкой стратегии деятельности.

Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. Проигрывание в юмористической форме пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги.

Программа “ЕГЭ без проблем” разработана с учетом вышеперечисленных трудностей и направлена на их преодоление.

Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи программы:

  • Обучить выпускников приемам активного заполнения;
  • Обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
  • Обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, психологическая игра.

Программа состоит из четырех модулей:

  1. Память и примы заполнения. Методы запоминания текстов.
  2. Приемы волевой мобилизации.
  3. Приемы релаксации и снятия напряжения.
  4. Установка на успех.

Цель занятий 1 модуля: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Цель занятий 2 модуля: знакомство учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, отработка приемов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.

Цель занятий 3 модуля: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления, формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Цель занятий 4 модуля: создание атмосферы положительного настроя на конечный результат.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

1. Данные наблюдения (каждый параметр – по условной 5-бальной шкале):

  • эмоциональная включенность,
  • деловая включенность,
  • общая удовлетворенность от занятия.

2. Методы организации обратной связи:

  • учащиеся оценивают занятия по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезность и собственная активность с кратким обоснованием.
  • Учащиеся письменно оценивают курс, что понравилось, что не понравилось, дают свои предложения.

3. Результаты тестов “Мое самочувствие”, “Стресс-тест”, “Тест эмоций”.

Критериями эффективности реализации программы являются:

  • полнота учета основных групп трудностей, возникающих при подготовке и в ходе ЕГЭ;
  • осознанность применения приемов запоминания, волевой мобилизации, релаксации;
  • самостоятельность выполнения упражнений для снятия в необходимых ситуациях;
  • оптимизм по отношению к предстоящим экзаменам, вера в свои силы.

Курс рассчитан на 34 часа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Количество часов

Тема

1

1

 

1

Введение. Цель и темы курса. Тест “Моральная устойчивость”

Тема I. Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов

2

 

1

Память. Приемы организации запоминаемого материала.

3-5

 

3

Практическая работа с текстом по использованию различных приемов обработки запоминаемого материала.

6

 

1

Методы активного запоминания.

7-8

 

2

Практическая работа с текстом по использованию различных методов активного запоминания.

9

 

1

Приемы зрительной памяти.

Тема II. Приемы волевой мобилизации

10

 

1

Экспресс-приемы волевой мобилизации.

11

    Тренинг “Совладание со своими чувствами”

12

 

1

Тест “Умеете ли вы контролировать себя”. Тест эмоций.

Тема III. Приемы релаксации и снятия напряжения

13

 

1

Методы нервно-мышечной релаксации.

14

 

1

“Контраст”. “Список черт”

15

 

1

Мышечная релаксация. Тест “Мое самочувствие”.

16

 

1

Ресурсные образы

17

 

1

“Стряхни” Упражнение для снятия нервно– психического напряжения

психического напряжения

18

 

1

“Ааааа и Ииии” Упражнение для снятия нервно-психического напряжения

19

 

1

Способы снятия нервно-психического напряжения “Откровенно говоря”

20

 

1

Как управлять своими эмоциями

21

 

1

“Стресс-тест” Памятка “Как избавиться от стресса”
   

Тема IV

Установка на успех

22

 

1

Организация времени

23

 

1

Стабилизация эмоционального состояния

24

 

1

“Вечером запоминайте, утром повторяйте”

25

 

1

Деятельность мозга и питание

26

 

1

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности

27-28

 

2

Приемы совладания с экзаменационной тревожностью. Гимнастика мозга

29

 

1

Памятка “Как подготовиться к сдаче экзамена”

30

 

1

Памятка “Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ”

31

 

1

“Что делать, если...”

32

 

1

“Декларация моей самоценности”

33-34

 

2

Психологическая игра “Идет экзамен”

Литература

  1. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М: Просвещение, 1991.
  2. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! / В.Д. Пекелис. – М.: Знание, 1975.
  3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. – С-Петербург: Речь, 2001.
  5. Психологические тесты / под редакцией А.А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Путь к успеху. Программа. Стебенева Н., Королева Н.
  7. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: “Академия”, 2002.
  8. Школьный психолог. №8 2006 г., №3 2009 г.