Цели урока:
- закрепить умение детей проводить звукобуквенный анализ слов, составлять схемы слов и предложений, чтение их;
- развивать фонематический слух, обогащать словарь детей за счет введения в речь детей относительных прилагательных;
- формировать навыки самостоятельности, учитывая особенности каждого ребенка.
Гном – ребенок приглашает детей в “Лесную школу”.
Звенит звонок
Гном. Внимание! Я приготовил вам первое задание. Найдите, кто спрятался на этой картине.
На мольберте картина, на которой изображены животные, но они сразу незаметны, сливаются с окружающей природой.
Дети находят жабу, бабочку, кузнечика, ящерицу.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, зачем нужна такая окраска этим существам (животным)?
Ответы детей
Воспитатель. Способность животных быть незаметными в природе, чтобы не попасть в ловушку или в рот другому животному, называется мимикрией.
Гном. А я больше всех люблю ЖАБУ, она мой самый лучший друг.
Воспитатель. Интересно, а почему это ЖАБА такой большой друг Гнома, ведь она с виду такая некрасивая?
Дети рассказывают о пользе этого земноводного животного.
Воспитатель. А похожи ли ЖАБА и ЛЯГУШКА?
Дети сравнивают, находят общее
(размер, среда обитания, влажность кожи, пользу – уничтожают огромное количество насекомых)
Воспитатель. Общее между ЖАБОЙ и ЛЯГУШКОЙ мы нашли, а чем они друг от друга отличаются?
Ответы детей
Гном удивляется, как много знают дети. Хвалит их.
Дети. А мы не только можем рассказать о твоей любимой ЖАБЕ, но и разобрать это слово.
Проводится звуко-буквенный анализ слова “ЖАБА”
Звуко-буквенный анализ
- Как обозначается слово? (длинная полоска)
- Сколько в слове “ЖАБА” слогов?
Как мы определяем? (приложить руку к подбородку; можно отстукивать, можно отхлопывать)
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
В слове “Жаба” 2 слога
- Первый слог? – ЖА, сколько звуков? – 2.
Первый звук в слоге – Ж (всегда твердый, согласный, отмечаем синим кружком)
Второй звук в слоге – А (гласный звук)
Первый звук в слове – Б (твердый, согласный, отмечаем синим кружком)
Второй звук – А (гласный, отмечаем красным кружком)
Кто может назвать звуки в этом слове?
Гном. Какие вы молодцы! Теперь и я смогу любые слова разобрать. А загадки вы умеете отгадывать?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Воспитатель. Ребята, загадку вы отгадали, молодцы. А вот слово у меня рассыпалось, да не одно слово, а целых два – и бабочка, и жаба. Я никак не могу их собрать, помогите мне.
Дети из больших букв (из линолеума) собирают слово
“ЖАБА” и слово “БАБОЧКА”. Проверяют друг у друга.
Воспитатель. А что вы можете сказать о бабочке? Какая она?
Ответы детей
Ввод относительных прилагательных
Воспитатель. Сейчас пройдите на свои места и:
- Попробуйте выложить сами слово “БАБОЧКА”
- Найдите в этом слове другие слова. Они спрятались (баба, бок, бак, бочка).
- Как у вас получилось слово “БОЧКА”? (убрали слог БА)
- В слове “БАБОЧКА” какой слог ударный? (первый)
- А в слове “БОЧКА” какой слог ударный? (первый)
Звенит звонок. Перемена.
Физминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами, прыжки)
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Посмотрели мы вокруг –
Что в конвертиках, мой друг?
Разбрасывают конвертики
Игра “Что в конвертиках?”
Разворачивают и читают слова
Воспитатель. Ребята, а что это за слова? Они ничего вам не напоминают? Давайте вспомним первые слова в этой песне.
“В траве сидел кузнечик”. Хотите быть словами в этом предложении?
Игра “Живые слова”
Дети встают в определенной последовательности
1. | 1 |
2 |
3 |
4 |
В |
ТРАВЕ |
СИДЕЛ |
КУЗНЕЧИК |
Выходит 1-2 ребенка и перестраивают предложение.
- Теперь попробуем выложить это предложение моделями слов.
I ________ |
__________ |
________ |
_______ |
. |
1 ребенок работает у доски, остальные дети работают на столах.
3. Давайте поменяем знаки в этом предложении.
Как будет звучать предложение, если поставим знак -? (вопроса)
Как будет звучать предложение, если поставим знак – ! (восклицательный знак)
Что обозначает точка в конце предложения? (предложение окончено)
Выделяем мимикой, жестами все знаки (, ! ?)
Работа по карточкам
Чтение и печатание по слоговым таблицам. Задания все индивидуальные. Разбор 2-3 карточек.
Гном. Приглашаю вас на мою волшебную, сказочную поляну. Но она необычная, на ней есть задания для вас. Нужно составить предложения, чтобы у нас получился красивый рассказ о весне.
Дети расходятся по поляне, берут задания и по двое составляют предложения. Воспитатель записывает их.
Вместе читают, что получилось.
Воспитатель. “Собираем рассказ”.
Какой красивый (хороший, добрый) получился рассказ о Весне. Всё весной оживает, солнышко теплое, ласковое. Давайте мы его позовем.
Закличка
Солнышко,
Солнышко – колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки нам в окно –
Будет нам тепло!
Поймаем солнечный лучик, прижмем его к груди. Тепло стало, радостно.
Гном. Я очень доволен вами, со всеми заданиями вы справились, и я хочу поставить вам оценки за ваши знания и старания.
Раздает оценки (зашифрованные карточки).
Проводится анализ занятия
- Рассказывали о пользе животных (жаба, лягушка).
- Проводили звуко-буквенный анализ слова “ЖАБА”.
- Отгадывали загадки, составляли “рассыпанные слова”.
- Играли в игры “Что в конвертиках”; “Живые слова”.
- Составляли предложения по схемам, меняли знаки в конце предложения.
- Составляли рассказ о Весне.
Воспитатель.
Все Весну встречают, рады.
Рады солнцу и теплу.
Дарит всем Весна в награду
Песню звонкую свою.
Давайте споем для гостей песню “Кузнечик” на английском языке.
Занятие окончено