Пальцы помогают говорить

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели урока:

  • закрепить умение детей проводить звукобуквенный анализ слов, составлять схемы слов и предложений, чтение их;
  • развивать фонематический слух, обогащать словарь детей за счет введения в речь детей относительных прилагательных;
  • формировать навыки самостоятельности, учитывая особенности каждого ребенка.

Гном – ребенок приглашает детей в “Лесную школу”.

Звенит звонок

Гном. Внимание! Я приготовил вам первое задание. Найдите, кто спрятался на этой картине.

На мольберте картина, на которой изображены животные, но они сразу незаметны, сливаются с окружающей природой.

Дети находят жабу, бабочку, кузнечика, ящерицу.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, зачем нужна такая окраска этим существам (животным)?

Ответы детей

Воспитатель. Способность животных быть незаметными в природе, чтобы не попасть в ловушку или в рот другому животному, называется мимикрией.

Гном. А я больше всех люблю ЖАБУ, она мой самый лучший друг.

Воспитатель. Интересно, а почему это ЖАБА такой большой друг Гнома, ведь она с виду такая некрасивая?

Дети рассказывают о пользе этого земноводного животного.

Воспитатель. А похожи ли ЖАБА и ЛЯГУШКА?

Дети сравнивают, находят общее

(размер, среда обитания, влажность кожи,   пользу – уничтожают огромное количество насекомых)

Воспитатель. Общее между ЖАБОЙ и ЛЯГУШКОЙ мы нашли, а чем они друг от друга отличаются?

Ответы детей

Гном удивляется, как много знают дети. Хвалит их.

Дети. А мы не только можем рассказать о твоей любимой ЖАБЕ, но и разобрать это слово.

Проводится звуко-буквенный анализ слова “ЖАБА”

Звуко-буквенный анализ

  1. Как обозначается слово? (длинная полоска)
  2. Сколько в слове “ЖАБА” слогов?

Как мы определяем? (приложить руку к подбородку; можно отстукивать, можно отхлопывать)

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

В слове “Жаба” 2 слога

  1. Первый слог? – ЖА, сколько звуков? – 2.
    Первый звук в слоге – Ж (всегда твердый, согласный, отмечаем синим кружком)
    Второй звук в слоге – А (гласный звук)
  1. Второй слог? – БА, сколько звуков? – 2.
  2. Первый звук в словеБ (твердый, согласный, отмечаем синим кружком)

    Второй звук – А (гласный, отмечаем красным кружком)

  3. Сколько звуков в слове “ЖАБА”?
  4. Кто может назвать звуки в этом слове?

  5. Кто хочет выложить под схемой слово “ЖАБА”?

Гном. Какие вы молодцы! Теперь и я смогу любые слова разобрать. А загадки вы умеете отгадывать?

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Воспитатель. Ребята, загадку вы отгадали, молодцы. А вот слово у меня рассыпалось, да не одно слово, а целых два – и бабочка, и жаба. Я никак не могу их собрать, помогите мне.

Дети из больших букв (из линолеума) собирают слово

“ЖАБА” и слово “БАБОЧКА”. Проверяют друг у друга.

Воспитатель. А что вы можете сказать о бабочке? Какая она?

Ответы детей

Ввод относительных прилагательных

Воспитатель. Сейчас пройдите на свои места и:

  1. Попробуйте выложить сами слово “БАБОЧКА”
  2. Найдите в этом слове другие слова. Они спрятались (баба, бок, бак, бочка).
  3. Как у вас получилось слово “БОЧКА”? (убрали слог БА)
  4. В слове “БАБОЧКА” какой слог ударный? (первый)
  5. А в слове “БОЧКА” какой слог ударный? (первый)

Звенит звонок. Перемена.

Физминутка

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами, прыжки)
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Посмотрели мы вокруг –
Что в конвертиках, мой друг?

Разбрасывают конвертики

Игра “Что в конвертиках?”

Разворачивают и читают слова

Воспитатель. Ребята, а что это за слова? Они ничего вам не напоминают? Давайте вспомним первые слова в этой песне.

“В траве сидел кузнечик”. Хотите быть словами в этом предложении?

Игра “Живые слова”

Дети встают в определенной последовательности

1.

1

2

3

4

 

В

ТРАВЕ

СИДЕЛ

КУЗНЕЧИК

 

Выходит 1-2 ребенка и перестраивают предложение.

  1. Теперь попробуем выложить это предложение моделями слов.

I ________

 

__________

 

________

 

_______

.

1 ребенок работает у доски, остальные дети работают на столах.

3. Давайте поменяем знаки в этом предложении.

Как будет звучать предложение, если поставим знак -? (вопроса)

Как будет звучать предложение, если поставим знак – ! (восклицательный знак)

Что обозначает точка в конце предложения? (предложение окончено)

Выделяем мимикой, жестами все знаки (, ! ?)

Работа по карточкам

Чтение и печатание по слоговым таблицам. Задания все индивидуальные. Разбор 2-3 карточек.

Гном. Приглашаю вас на мою волшебную, сказочную поляну. Но она необычная, на ней есть задания для вас. Нужно составить предложения, чтобы у нас получился красивый рассказ о весне.

Дети расходятся по поляне, берут задания и по двое составляют предложения. Воспитатель записывает их.

Вместе читают, что получилось.

Воспитатель. “Собираем рассказ”.

Какой красивый (хороший, добрый) получился рассказ о Весне. Всё весной оживает, солнышко теплое, ласковое. Давайте мы его позовем.

Закличка

Солнышко,
Солнышко – колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки нам в окно –
Будет нам тепло!

Поймаем солнечный лучик, прижмем его к груди. Тепло стало, радостно.

Гном. Я очень доволен вами, со всеми заданиями вы справились, и я хочу поставить вам оценки за ваши знания и старания.

Раздает оценки (зашифрованные карточки).

Проводится анализ занятия

  1. Рассказывали о пользе животных (жаба, лягушка).
  2. Проводили звуко-буквенный анализ слова “ЖАБА”.
  3. Отгадывали загадки, составляли “рассыпанные слова”.
  4. Играли в игры “Что в конвертиках”; “Живые слова”.
  5. Составляли предложения по схемам, меняли знаки в конце предложения.
  6. Составляли рассказ о Весне.

Воспитатель.

Все Весну встречают, рады.
Рады солнцу и теплу.
Дарит всем Весна в награду
Песню звонкую свою.

Давайте споем для гостей песню “Кузнечик” на английском языке.

Занятие окончено

Фото

Приложение 1

Приложение 2