Анализ существующих программ по
биологии, учебников, естественно-научной
литературы показал, что для формирования
профильной компетентности по биологии, как и по
всем наукам естественно-научного цикла,
необходимы философский, методологический,
науковедческий, психологический и
естественно-научный содержательный компоненты.
Содержательный компонент |
Что предполагает |
Направление расширения
содержания образования |
Отражение в содержании
профильного биологического образования |
I. Философский
компонент
|
включение в содержание
объектов гуманитарной науки, человека и системы
его ценностей, практическую деятельность
человека в культурно-историческом контексте. |
- выявление мировоззренческой ценности научного
знания, показ роли научных знаний в изменении
взглядов личности на мир и себя в этом мире;
|
- уровни организации живого и их значение для
понимания основных принципов медицины;
- философские идеи как основа клеточной и
эволюционной теории;
- оценка различных гипотез происхождения жизни и
человека;
- патология клетки как причина болезни;
- социокультурный контекст теории Ч. Дарвина,
законов Г. Менделя и развитие представления об
онтогенезе.
|
- рассмотрение этической ценности научного
знания, этических проблем науки.
|
- геном человека как объект искусственных
манипуляций;
- этические проблемы генной инженерии;
- этические и нормативно-правовые аспекты
клонирования, генотерапии, эвтаназии,
искусственного оплодотворения;
- этика ученого (А. Уоллес и Ч.Дарвин и др.);
- проблемы медицинской генетики.
|
- представление эстетической стороны науки:
красоты, стройности, и логики научных теорий.
|
- аксиомы теоретической биологии;
- экспериментальные доказательства роли
нуклеиновых кислот, механизма редупликации ДНК;
- история открытия фотосинтеза и т.д.
|
- освещение историко-научного материала с
акцентированием внимания на социальную историю
науки:
-выявление взаимосвязей и
взаимовлияния развития науки и общества
- определение личностных качеств ученых в их
вкладе в науку
- изучение особенностей стиля их научной
деятельности.
|
- предпосылки и основные этапы становления
клеточной, хромосомной и эволюционной теории;
- судьба ученого в тоталитарном государстве
(история генетики в России);
- личностные качества Ч. Дарвина как предпосылка
к созданию эволюционной теории;
- чистота эксперимента в опытах Г. Менделя;
- судьбы Н.И. Вавилова, Ж.Б.Ламарка, Н.
Тимофеева-Ресовского, И.П. Павлова и др.
|
II.Методологический
компонент
|
Расширение представлений о
системе научных знаний и методов познания. |
- выявление логической структуры научного метода
познания
(факты-наблюдения-гипотезы-эксперимент-результат-теория-закон);
- знакомство с планом и ходом научного
эксперимента;
- развитие логических приемов мыслительной
деятельности учащихся: анализ, синтез,
абстрагирование, конкретизация, моделирование и
т.д.
- усвоение элементов знаний (факты, понятия,
теории, законы)
- представление о целостности научной картины
мира.
|
- составление плана научного эксперимента,
выдвижение обоснования и гипотез;
- определение количественных и качественных
параметров организмов;
- проведение биологических исследований;
- грамотное оформление результатов
биологических исследований;
- научный метод на примере открытия законов Г.
Менделя;
- хромосомная теория как взаимодействие идей и
фактов в биологическом познании;
- моделирование поведения хромосом;
- основные понятия, законы, теории биологии
(клеточная, мутационная, хромосомная, теория
гена, синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза) и их значение;
- учения (о путях и направлениях эволюции;
Н.И.Вавилова о многообразии и центрах
происхождения культурных растений;
В.И.Вернадского о биосфере);
- законы наследственности Г.Менделя;
- закон сцепленного наследования Т. Моргана;
- закон Харди-Вайнберга;
- закон гомологических рядов наследственной
изменчивости;
- биогенетический закон;
- закон зародышевого сходства позвоночных;
- закон минимума;
- закон оптимума;
- закономерности изменчивости; сцепленного
наследования; наследования, сцепленного с полом;
взаимодействия генов и их цитологических основ;
- правила(доминирования Г.Менделя; экологической
пирамиды);
- гипотез (чистоты гамет, сущности и
происхождения жизни, происхождения человека).
|
III. Науковедческий компонент
|
определение места науки
среди других форм познания окружающего мира |
- формирование представления о науке как части
человеческой культуры;
- определение места науки среди других форм
познания;
- влияние соотношения разных форм познания на
развитие общества;
- изучение основных направлений научного
познания и их специфика.
|
- идеи Н.И. Вернадского о ноосфере;
- сохранение многообразия видов как основа
устойчивости биосферы;
- эволюция биосферы;
- проблема устойчивого развития биосферы;
- анализ и оценка глобальных антропогенных
изменений и биосфере;
- единство живой и неживой природы;
- кризисы и заблуждения в научном познании на
примере СТЭ и др.;
- происхождение человеческих рас;
- этапы эволюции человека;
- критика расизма и социал-дарвинизма
- анализ и оценка различных гипотез
возникновения жизни на Земле;
- анализ и оценка различных гипотез
происхождения человека;
- анализ и оценка различных гипотез формирования
человеческих рас;
- роль биологии в формировании научного
мировоззрения, воспитании экологической,
генетической и гигиенической грамотности.
|
IV.Психологический компонент.
|
раскрытие возможностей
человека в познании самого себя; |
- изучение особенностей и закономерностей
познавательных процессов;
- ознакомление с особенностями и формами
внимания;
- изучение познавательных особенностей учащихся;
- организация самонаблюдений за изменением
состояния познавательной сферы личности
|
- изучение процессов памяти, мышления, ощущения,
воображения;
- -рассудочная деятельность животных;
- высшая нервная деятельность и 2-я сигнальная
система как отличительные свойства человека;
- тайны человеческого разума;
- психология и поведение человека;
- исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова,
А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о
высшей нервной деятельности;
- безусловные и условные рефлексы и их значение
- познавательная деятельность мозга;
- память, эмоции, речь, мышление;
- особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно– логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения
в поколение информации;
- цели и мотивы деятельности;
- роль обучения и воспитания в развитии психики и
поведения человека;
- рациональная организация туда и отдыха;
- индивидуальные особенности личности.
|
V.Профильный компонент
|
специфика
медико-биологического направления
естественно-научного профиля,особенности
методов изучения человека как живого объекта,
взаимосвязь медицины, биологии, естественных
наук и их соотношение между собой.. |
- определение предмета изучения биологии,
медицины, естествознания и их соотношение;
- специфика объектов познания естественных наук;
- современная естественнонаучная картина мира;
|
- общие признаки биологических систем;
- отрасли биологии, ее связи с другими науками;
- биология – теоретическая основа медицины;
- сравнение эмбриогенеза человека и животных с
целью установления их родства;
- методы изучения наследственности человека;
- геном человека;
- меры профилактики наследственных заболеваний
человека;
- последствия влияния мутагенов на организм
- меры защиты окружающей среды от загрязнения
мутагенами;
- этические аспекты развития некоторых
исследований в биотехнологии (клонирование
человека, направленное изменение генома,
искусственное оплодотворение);
- меры профилактики распространения
инфекционных заболеваний ( в том числе
ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек ( курение, алкоголизм,
наркомания);
- оказание первой помощи при простудных и других
заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- цитология– наука о клетке;
- решение задач по генетике;
- составление схем скрещивания;
|
При отборе содержания профильного
биологического образования для нас решающим
явилось углубление тех тем и разделов, которые
являются профессионально, личностно и социально
значимыми для учащегося. Это особенно важно на
современном этапе развития системы образования
в связи с введением ЕГЭ, по результатам сдачи
которого выпускники могут не только получить
аттестат, но и продолжить обучение в
соответствующем вузе или ссузе. В этих условиях
преимущество получают школьники, обучавшиеся в
профильных классах или классах с углубленным
изучением предмета, так как в этих случаях
расширено количество часов как на теоретические
занятия, так и на формирование умений применять
знания в новой ситуации.
Изучение важнейших закономерностей
жизни в рамках профильного курса “Общая
биология” должно отличаться не только глубиной
теоретических знаний, но и возможностью
совершенствования действенно-практической и
индивидуальной сфер личности за счет приобщения
старшеклассников к методологии научного
познания, возможности моделирования научного
поиска, сравнения различных гипотез и моделей.
Главной задачей биологического
образования в рамках медико-биологического
профиля считаем расширение и углубление знаний
учащихся о:
- методологии научного познания;
- организации и функционировании живых систем;
- факторах, влияющих на их целостность и
определяющих оптимальное существование живых
организмов;
- возможных способах и средствах,
предупреждающих негативные последствия влияния
окружающей среды на всех уровнях, начиная с
молекулярного;
- этических, эстетических, правовых нормах,
принципах и идеалах, которыми руководствуется
человек в своей практической деятельности.
При этом особое внимание уделяем
формированию валеологической и экологической
компетентностей, что определяется спецификой
профиля.
Сравнительный анализ данных
показывает, что в последние годы наметилась
тенденция к получению высшего образования.
Повышение показателя связано как с
происходящими в социальной среде процессами, так
и с высоким уровнем социальной компетентности
выпускников, положительной Я-концепцией их
личности.
Учащиеся медико – биологических классов имеют
достаточно высокую профильную компетентность,
что подтверждается их умением планировать
собственную карьеру. Большинство выпускников
стремится к получению высшего образования после
окончания НТМУ, а среди окончивших профильные
вузы примерно 35% выпускников продолжают обучение
в аспирантуре, защищают кандидатские и
докторские диссертации.