Внеклассное занятие по окружающему миру "Знаем ли мы птиц?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Уточнить, расширить знания детей о птицах родного края.
2) Пробудить изучать родной край, “включить слух” на неизвестное.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: м/з “голоса птиц”; выставка книг о птицах; мультимедиа; альбомные листы, фломастеры; плакат “Знаем ли мы птиц?”; кроссворды о птицах.

Ход урока

I. Вступительное слово.

- Какой праздник был в воскресение, 7 апреля? (благовещение)

- Чем он отличен?

(выпускают голубей на волю; начало весны; праздник птиц).

- В природе бывают три весны: весна света, весна воды и весна травы.

Март – первый месяц весны – весна света. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем все дольше светит солнце. А 22 марта оно светит целых 12 часов, поэтому этот день называют днем весеннего равноденствия.

II. Весну открывают птицы.

1) – Почему из теплых стран возвращаются к нам птицы?

(появились насекомые, на проталинах семена)

– Какие птицы прилетают к нам первыми?

– В разных краях открывают весну разные птицы: на севере – серая ворона, в Сибири – галка, а под Москвой, под Петербургом, у нас – первым прилетает белоносый грач (слайд №1).

Прилет идет не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам прилетают те птицы, которые улетели последними осенью; последними – те, что улетели первыми.

2) - Грач прилетел первым, а за ним скворцы: (слайд №2)

Ученик 1

    Весна идет с каплями,
    Ручьи журчат.
    “Встречайте, прилетели мы!” -
    Скворцы кричат.
    Один присел на тополе,
    Такой смешной.
    В ладони мы захлопали:
    “А ну-ка, спой!”
    Он посмотрел обиженно:
    “У вас-то дом,
    А мы себе и хижины
    Здесь не найдем!”
    Кричим ему уверенно:
    “Дружок, скворец,
    Мы подарить намерены
    Тебе дворец.
    Его вчера повесели
    Мы в школьный сад,
    Тебе в нем будет весело,
    Ты будешь рад.
    Будь, скворушка, хозяином –
    Твой дом не плох!
    Гостей своих встречаем мы
    Всегда тепло!

Ученик 2

    Чуть растопит солнце вешнее
    На дворе у нас снежок,
    Птичьи домики-скворечники
    Мы сколотим из досок.
    На дворе тепло и весело,
    Лед ломается в реке
    Птичий домик мы повесели
    На березовом сучке.

    – Скворец очень полезная птица. Из года в год, из века в век он живет там, где живет человек. Селится рядом с полем и садом, очищает от вредных букашек, поедает бабочек, жучков.

3) Викторина:

  • Где гнездятся скворцы, когда скворечен нет?

(Под карнизами крыш, в дуплах деревьев и даже в земляных норках в обрывах.)

  • Для чего скворцы садятся на лошадей, коров, овец?

(Чтобы нащипать линялой шерсти для выстилки гнезд.)

  • Почему скворцы за трактором перелетают?

(При вспашке на поверхность появляется много червей, насекомых и их личинок. Скворцы ими питаются.)

4) И вот уже настоящая весна. Выплыло солнышко и щедро рассылает всюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал в жаворонка. Жаворонок встрепенулся, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко, запел свою серебренную песенку (слайд №3).

Ученик 3

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

(В.А. Жуковский)

(слайд №4)

Ученик 4

Полюбуйтесь. Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

(Н.А. Некрасов)

5) И в это же время идет отлет от нас: чижи, снегири, свиристели. Они только на зиму к нам прилетали. Теперь спешат домой на север, там тоже потеплело. Даже вороны улетают, а с юга прилетают наши. Но мы этого не замечаем, потому что они все одинаковы.

6) Весной, вы уже заметили это, погода часто меняется. После теплых, солнечных дней вдруг наступает сильный холод и выпадает снег, который иногда держится несколько дней. В эти дни птицы сильно голодают, так как снег закрывает семена растений, а насекомые от холода прячутся. В такое время много птиц погибают, поэтому и весной птиц надо подкармливать.

Ученик 5

    Берегите землю! Берегите!
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на листьях повилики,
    На тропинках солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над саванной тень от баобаба.
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите землю! Берегите!

(м/з “Голоса птиц”)

III. Знаем ли мы птиц.

1. Загадки.

1. Носит серенький жилет,
А у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: “Кар-кар! Кар-кар!”  (Вороны)

2. Прилетел к нам. Наконец,
Самый лучший наш певец.
Летней ночью на пролет
Голосисто он поет  (Соловей)

3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)

4. Рано-рано на рассвете
Сквозь листву затрепещу.
ТО спою на зависть флейте.
То, как кошка, запищу. (Иволга)

5. Какая птица двигается по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой?   (поползень)

6. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну?  (оляпка)

7. В названии какой птицы 40 гласных?  (сорока)

8. Какая птица на зиму белеет? (куропатка)

9. Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)

2. Знаете ли вы?

  • Почему чайку называют в народе рыбаком?

(Чайка – водоплавающая птица; питается рыбой; ее еще зовут рыболовкой.)

  • Почему мы так говорим?
    1. Глухая тетеря (Тетерев родственник глухаря. Он тоже, как и глухарь, токует весной и, когда поет, ничего не слышит. Народ давно заметил это и стал так называть невнимательных людей.)
    2. Ходить гоголем (Гоголь – это дикая утка. На берегу она ходит важно, вперевалочку, выпятив грудь вперед и гордо откинув назад голову. Так говорят о человеке, который ходит важно, шествует.)

3. Приметы весны.

  1. Прилетели трясогузки – будет скоро ледоход.
  2. Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
  3. Низко ласточка летает, о дожде предупреждает. А летает высоко, значит, дождик далеко

4. Игры.

  1. “Кто больше?”
  2. (по рядам: записать на листочке названия птиц)

  3. “Художник”
  4. (нарисовать фантастическую птицу)

  5. “Острый глаз”
  6. (посмотрели на плакат. Закрыла его. Называю птицу. Какую пропустила?)

  7. “Летает – не летает”
  8. (ворона, еж, корова, сорока, ласточка…)

  9. “Не зевай – отвечай”…
  10. Аукцион “Знаешь ли ты птиц на букву “С”?

5. Кроссворд

Наши пернатые друзья.

- Выписав название птиц, по вертикали прочтите слово, которое характерно для всех этих птиц.

    1. Вестник весны.
    2. Строит свои гнезда по обрывам речных берегов.
    3. Заботливо приготовленными домиками встречают их люди.
    4. Певец полей.

(грач, ласточка, скворец, жаворонок – перелетные)

IV. Итог. Рефлексия.

Подарок: кроссворд о птицах.

Презентация