Цели урока:
1) Уточнить, расширить знания детей о
птицах родного края.
2) Пробудить изучать родной край, “включить
слух” на неизвестное.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: м/з “голоса птиц”; выставка книг о птицах; мультимедиа; альбомные листы, фломастеры; плакат “Знаем ли мы птиц?”; кроссворды о птицах.
Ход урока
I. Вступительное слово.
- Какой праздник был в воскресение, 7 апреля? (благовещение)
- Чем он отличен?
(выпускают голубей на волю; начало весны; праздник птиц).
- В природе бывают три весны: весна света, весна воды и весна травы.
Март – первый месяц весны – весна света. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем все дольше светит солнце. А 22 марта оно светит целых 12 часов, поэтому этот день называют днем весеннего равноденствия.
II. Весну открывают птицы.
1) – Почему из теплых стран возвращаются к нам птицы?
(появились насекомые, на проталинах семена)
– Какие птицы прилетают к нам первыми?
– В разных краях открывают весну разные птицы: на севере – серая ворона, в Сибири – галка, а под Москвой, под Петербургом, у нас – первым прилетает белоносый грач (слайд №1).
Прилет идет не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам прилетают те птицы, которые улетели последними осенью; последними – те, что улетели первыми.
2) - Грач прилетел первым, а за ним скворцы: (слайд №2)
Ученик 1
Весна идет с каплями,
Ручьи журчат.
“Встречайте, прилетели мы!” -
Скворцы кричат.
Один присел на тополе,
Такой смешной.
В ладони мы захлопали:
“А ну-ка, спой!”
Он посмотрел обиженно:
“У вас-то дом,
А мы себе и хижины
Здесь не найдем!”
Кричим ему уверенно:
“Дружок, скворец,
Мы подарить намерены
Тебе дворец.
Его вчера повесели
Мы в школьный сад,
Тебе в нем будет весело,
Ты будешь рад.
Будь, скворушка, хозяином –
Твой дом не плох!
Гостей своих встречаем мы
Всегда тепло!
Ученик 2
Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики-скворечники
Мы сколотим из досок.
На дворе тепло и весело,
Лед ломается в реке
Птичий домик мы повесели
На березовом сучке.
– Скворец очень полезная птица. Из года в год, из века в век он живет там, где живет человек. Селится рядом с полем и садом, очищает от вредных букашек, поедает бабочек, жучков.
3) Викторина:
- Где гнездятся скворцы, когда скворечен нет?
(Под карнизами крыш, в дуплах деревьев и даже в земляных норках в обрывах.)
- Для чего скворцы садятся на лошадей, коров, овец?
(Чтобы нащипать линялой шерсти для выстилки гнезд.)
- Почему скворцы за трактором перелетают?
(При вспашке на поверхность появляется много червей, насекомых и их личинок. Скворцы ими питаются.)
4) И вот уже настоящая весна. Выплыло солнышко и щедро рассылает всюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал в жаворонка. Жаворонок встрепенулся, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко, запел свою серебренную песенку (слайд №3).
Ученик 3
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
(В.А. Жуковский)
(слайд №4)
Ученик 4
Полюбуйтесь. Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
(Н.А. Некрасов)
5) И в это же время идет отлет от нас: чижи, снегири, свиристели. Они только на зиму к нам прилетали. Теперь спешат домой на север, там тоже потеплело. Даже вороны улетают, а с юга прилетают наши. Но мы этого не замечаем, потому что они все одинаковы.
6) Весной, вы уже заметили это, погода часто меняется. После теплых, солнечных дней вдруг наступает сильный холод и выпадает снег, который иногда держится несколько дней. В эти дни птицы сильно голодают, так как снег закрывает семена растений, а насекомые от холода прячутся. В такое время много птиц погибают, поэтому и весной птиц надо подкармливать.
Ученик 5
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(м/з “Голоса птиц”)
III. Знаем ли мы птиц.
1. Загадки.
1. Носит серенький жилет,
А у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: “Кар-кар! Кар-кар!” (Вороны)
2. Прилетел к нам. Наконец,
Самый лучший наш певец.
Летней ночью на пролет
Голосисто он поет (Соловей)
3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
4. Рано-рано на рассвете
Сквозь листву затрепещу.
ТО спою на зависть флейте.
То, как кошка, запищу. (Иволга)
5. Какая птица двигается по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой? (поползень)
6. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (оляпка)
7. В названии какой птицы 40 гласных? (сорока)
8. Какая птица на зиму белеет? (куропатка)
9. Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
2. Знаете ли вы?
- Почему чайку называют в народе рыбаком?
(Чайка – водоплавающая птица; питается рыбой; ее еще зовут рыболовкой.)
- Почему мы так говорим?
- Глухая тетеря (Тетерев родственник глухаря. Он тоже, как и глухарь, токует весной и, когда поет, ничего не слышит. Народ давно заметил это и стал так называть невнимательных людей.)
- Ходить гоголем (Гоголь – это дикая утка. На берегу она ходит важно, вперевалочку, выпятив грудь вперед и гордо откинув назад голову. Так говорят о человеке, который ходит важно, шествует.)
3. Приметы весны.
- Прилетели трясогузки – будет скоро ледоход.
- Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
- Низко ласточка летает, о дожде предупреждает. А летает высоко, значит, дождик далеко
4. Игры.
- “Кто больше?”
- “Художник”
- “Острый глаз”
- “Летает – не летает”
- “Не зевай – отвечай”…
- Аукцион “Знаешь ли ты птиц на букву “С”?
(по рядам: записать на листочке названия птиц)
(нарисовать фантастическую птицу)
(посмотрели на плакат. Закрыла его. Называю птицу. Какую пропустила?)
(ворона, еж, корова, сорока, ласточка…)
5. Кроссворд
Наши пернатые друзья.
- Выписав название птиц, по вертикали прочтите слово, которое характерно для всех этих птиц.
- Вестник весны.
- Строит свои гнезда по обрывам речных берегов.
- Заботливо приготовленными домиками встречают их люди.
- Певец полей.
(грач, ласточка, скворец, жаворонок – перелетные)
IV. Итог. Рефлексия.
Подарок: кроссворд о птицах.