Цель урока. Формирование представления о геометрических фигурах.
Задачи.
- Познакомить с понятиями ломаная линия, звенья ломаной линии, используя взятые из повседневной жизни примеры ломаных линий.
- Учить видеть ломаные линии в окружающих предметах.
- Формировать умение строить ломаные линии при помощи:
- а) конструирования из счетных палочек б) вычерчивания по точкам;.
- Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять.
- Способствовать воспитанию инициативности, любознательности и интереса к предмету.
Оборудование. Учебник “Математика. 1-й класс” (авт. Н.Б. Истомина); тетрадь на ечатной основе № 2; счетные палочки; листочки с заданиями; сломанная в двух местах ветка – каждому ученику. Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Раз-два! Раз-два!
Начинать урок пора!
Слушайте внимательно,
Работайте старательно!
2. Актуализация знаний.
– Найдите на листе первое задание?
Рисунок на доске.
– Определите, чем каждая следующая фигура отличается от предыдущей? Нарисуйте четвертую фигуру, не нарушая закономерности.
Дети работают на листочках с заданием.
Учитель прикрепляет на доску рисунок человечка.
– Есть такая шуточная детская песенка:
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая,
Палка, палка, огуречик-
Вот и вышел человечек.
– Придумайте имя человечку.
– Какие геометрические названия, знакомые нам, вы услышали в этой песенке? ( Точка, кривая.)
– Покажите на рисунке кривые линии. Какие они? (Замкнутые.)
– Какие еще линии изображены на рисунке? ( Прямые.)
– Покажите их.
3. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы познакомимся с новой линией. Вы узнаете, как называется эта линия и ее части. Научитесь ее чертить. Поставьте себе задачи на урок. ( Выслушиваются ответы детей.)
4. Знакомство с новым материалом.
– Как-то раз человечек пришел на геометрическую поляну рано утром. Солнышко светило ярко-ярко, и человечку захотелось побегать и попрыгать. Он разбежался, чтобы прыгнуть, но обо что-то споткнулся и упал. Рассерженный малыш увидел у себя под ногами палку. Палка была сломана в двух местах. “Вот вредная какая,”– сказал человечек и размахнулся, чтобы бросить палку в сторону. “Подожди, не торопись,– услышал малыш карканье ворона,– рассмотри палку повнимательнее.” И вы, ребята, рассмотрите палку. Что вы можете о ней сказать? (Выслушиваются ответы детей.)
– Она похожа на прямую линию? На кривую? ( Нет. Она не целая, а сломанная.)
– Молодцы, вы почти назвали новую линию. Она правильно называется ломаная.
Слайд 1. ( Тема урока. Изображение ломаной линии.)
– Из чего состоит ломаная палка? ( Из кусочков.)
– Как можно назвать эти кусочки? ( Отрезки, т.к. у каждого кусочка есть начало и конец.)
– Эти отрезки соединены друг с другом, как вагончики в поезде: конец одного является началом другого.
Вывод: Ломаная линия – линия, состоящая из двух и более отрезков, которые не лежат на одной прямой. Конец первого отрезка является началом второго, конец второго – началом третьего. Эти отрезки называются звеньями.
– Сколько звеньев у ломаной палки? (3)
Слайд 2. ( Разные виды ломаной.)
– Ломаные линии бывают разными.
Практическое задание.
– Расположите кусочки ломаной палки по-другому.
– Что у вас получилось? (Другая ломаная линия.)
– А теперь давайте найдем примеры ломаных линий в окружающих предметах.
Слайд 3. ( Фото.)
– Что такое ломаная? Из чего состоит ломаная линия?
5. Физкультминутка.
Практические задания.
– У вас ломаные палки, а у меня прямая. Как вы думаете, какая палка длиннее: моя или ваша? Как проверить? ( Выпрямить и приложить др. к др.) Проверим.
– Ваши ломаные палочки состоят из трех звеньев. Как вы думаете, одинаковы ли они по длине? Как узнать, у кого длиннее ломаная палочка? Сравните.
Дети работают в парах.
– Откройте в учебнике № 270.
– Чем похожи фигуры? ( Это линии. Состоят из 5 отрезков.)
– Чем отличаются? ( Прямая линия – это отрезок АВ и ломаная линия ВМ.)
– Проверьте с помощью циркуля, что длиннее: отрезок АВ или ломаная ВМ?
Рисунок на доске.
У доски работает ученик и комментирует свои действия.
Остальные работают на листочках с заданием.
Слайд 4. (№ 271)
– Назовите лишнюю фигуру.
– Сосчитайте звенья ломаной линии.
– Может быть у ломаной 7 звеньев? А 10?
6. Физкультминутка.
Практическое задание. Построение ломаной.
-Постройте ломаную линию из счетных палочек.
– Игра называется “ Построй букву”.
-Постройте из счетных палочек буквы, которые можно назвать
ломаными линиями. ( П Г Л С М )
– Откройте в математической тетради № 72.Прочитайте задание.
– Сколько звеньев ( частей ) будет у ломаной?
Дети работают в тетрадях.
– Что такое ломаная? Как называются ее части?
Логическое упражнение.
Слайд 5. ( Части и целое.)
– Дорисуйте.
Дети работают на листочках с заданием.
Слайд 6. ( Ответ.)
– Можно ли эти фигуры ( целые ) назвать ломаными?
– Чем они отличаются от этих ломаных ( частей )? ( Они замкнутые.)
– О замкнутых ломаных линиях мы будем говорить на другом уроке.
7. Итог урока.
– О чем вы узнали на уроке?
– Какое самое маленькое число звеньев может быть у ломаной?
Слайд 7. (Ломаная.)
– На рисунке большая ломаная линия. Сколько в ней звеньев?
– Какое слово засекречено?
8. Рефлексия.
– Вспомните сказку, которую я рассказала вам в начале урока. Благодаря кому мы познакомились с новой геометрической фигурой? Хотите научиться рисовать этого человечка?
Учитель рисует на доске, дети – на листочках.
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная.
Палка, палка, огуречик –
Вот и вышел человечек.
– Дорисуйте ротик человечку!