Цели урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя; научить употреблять местоимение себя в нужной форме.
Оборудование:
CD “1С: Школа”,
толковый словарь С. И. Ожегова,
фразеологический словарь,
словарь синонимов (автор З. Е. Александрова),
индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Фронтальный опрос:
– Что называется местоимением?
(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) (Слайд презентации №2)
– Как изменяются местоимения?
(Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.) (Слайд презентации №3)
– Какими членами предложения могут быть местоимения?
(В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.) (Слайд презентации №4)
Обращается внимание детей на экран (Слайд презентации №5) :
…Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
(Н. Рубцов)
– Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?
(После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.) (Слайд презентации 6,7)
– А теперь отгадайте загадки:
1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)
3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).
4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).
5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).
6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).
(Слайды № 8,9)
II. Синтаксический разбор предложения:
Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.
– Составить схему предложения. [ ], и [ ].
– Определите синтаксическую роль местоимения.
(Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного.)
– Разберите по составу глаголы данного предложения.
Закружились, превратились. (Обратить внимание учащихся на возвратность суффикса -сь-).
III. Изучение нового материала.
1. Просмотр видеоролика СD “1С: Школа” “Возвратное местоимение себя”, ответы на вопросы.
IV. Закрепление материала.
1.Выполнение упр. 402 учебника.
Вставьте в нужной форме местоимение себя и обозначьте его падеж.
(Выполняется у доски и в тетрадях.)
– Укажите начальную форму выделенного местоимения.
2. Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.
(Упр. 403).
Этот человек хитрый и скрытный. Этот человек себе на уме.
Всё устроилось без особых усилий. Всё устроилось само собой.
Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.
Наездник не скоро пришел в себя после того, как упал с лошади.
Читай молча (не вслух). Читай про себя.
После болезни мальчик плохо выглядит.
После болезни мальчик на себя не похож.
– Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?
(Себе на уме).
– Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете?
(Нужно обратиться к фразеологическому словарю.)
– Правильно! (Показать ученикам фразеологический словарь)
– Скажите, ребята, а кто такой эгоист?
(Объясняют сами ученики и обращаются к толковому словарю С. И. Ожегова)
– А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову эгоист. (Себялюбец).
(Если ученики затрудняются, учитель сообщает о том, что можно подобрать пример из словаря синонимов)
V. Контроль знаний (работа по индивидуальным карточкам).
VI. Подведение итогов урока.
– Ребята, у нас сегодня бал очень насыщенный урок! Помогите мне подвести итог нашей работы! Скажите, что вы узнали нового?
– Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят.
– Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.
– Возвратное местоимение себя изменяется по падежам, не имеет рода и числа.
VII. Домашнее задание.
Стр. 162(устно), упр. 405 или индивидуальные карточки (письменно).