Урок русского языка в 6-м классе "Возвратное местоимение себя"

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя; научить употреблять местоимение себя в нужной форме.

Оборудование:

CD “1С: Школа”,
толковый словарь С. И. Ожегова,
фразеологический словарь,
словарь синонимов (автор З. Е. Александрова),
индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Фронтальный опрос:

– Что называется местоимением?

(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) (Слайд презентации №2)

– Как изменяются местоимения?

(Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.) (Слайд презентации №3)

– Какими членами предложения могут быть местоимения?

(В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.) (Слайд презентации №4)

Обращается внимание детей на экран (Слайд презентации №5) :

…Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

(Н. Рубцов)

– Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?

(После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.) (Слайд презентации 6,7)

– А теперь отгадайте загадки:

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).

4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).

5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).

6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).

(Слайды № 8,9)

II. Синтаксический разбор предложения:

Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.

– Составить схему предложения. [ ], и [ ].

– Определите синтаксическую роль местоимения.

(Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного.)

– Разберите по составу глаголы данного предложения.

Закружились, превратились. (Обратить внимание учащихся на возвратность суффикса -сь-).

III. Изучение нового материала.

1. Просмотр видеоролика СD “1С: Школа” “Возвратное местоимение себя”, ответы на вопросы.

IV. Закрепление материала.

1.Выполнение упр. 402 учебника.

Вставьте в нужной форме местоимение себя и обозначьте его падеж.

(Выполняется у доски и в тетрадях.)

– Укажите начальную форму выделенного местоимения.

2. Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.

(Упр. 403).

Этот человек хитрый и скрытный. Этот человек себе на уме.

Всё устроилось без особых усилий. Всё устроилось само собой.

Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.

Наездник не скоро пришел в себя после того, как упал с лошади.

Читай молча (не вслух). Читай про себя.

После болезни мальчик плохо выглядит.

После болезни мальчик на себя не похож.

– Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?

(Себе на уме).

– Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете?

(Нужно обратиться к фразеологическому словарю.)

– Правильно! (Показать ученикам фразеологический словарь)

– Скажите, ребята, а кто такой эгоист?

(Объясняют сами ученики и обращаются к толковому словарю С. И. Ожегова)

– А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову эгоист. (Себялюбец).

(Если ученики затрудняются, учитель сообщает о том, что можно подобрать пример из словаря синонимов)

V. Контроль знаний (работа по индивидуальным карточкам).

VI. Подведение итогов урока.

– Ребята, у нас сегодня бал очень насыщенный урок! Помогите мне подвести итог нашей работы! Скажите, что вы узнали нового?

– Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят.

– Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.

– Возвратное местоимение себя изменяется по падежам, не имеет рода и числа.

VII. Домашнее задание.

Стр. 162(устно), упр. 405 или индивидуальные карточки (письменно).

VIII. Оценки.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2