История Русской Православной церкви (I–II периоды)

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • уяснить, какую цель имело принятие православного христианства на Руси, объяснить особенности новой религии по сравнению с язычеством, оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально-политического развития государства, объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории Русского государства, роль теории “Москва-третий Рим” в образовании российского централизованного государства;
  • содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки таких гуманитарных дисциплин, как история, литература, обществознание,
  • формировать умение излагать и аргументировать собственные суждения;
  • приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Оборудование: карты: “Киевская Русь .1Х-Х11 вв.”, “Образование и расширение Российского государства (Х1У-ХУ1вв.)”, портретная галерея; компьютерные диски “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, “Энциклопедия. История России”, “История России. ХХ век”

План изучения темы:

1. Современное деление русской церковной истории.
2. Крещение Руси.
3. Церковь в период монголо-татарского ига.
4. Становление автокефалии РПЦ.
5. “Москва – третий Рим”.
6. Иосифляне и “нестяжатели”.
7. Учреждение патриаршества.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, запись в тетради. Знакомство с планом урока, формулировка целей учащимися.

II. Изучение нового материала.

1. Современное деление русской церковной истории.

Вступительное слово учителя.

Русская Православная Церковь (РПЦ) разделяла судьбу народа и государства, как в трагические годы, так и в блестящие, славные эпохи. Церковную историю принято делить на шесть периодов.

Первый период: 988 – 1448 гг. – Русская Православная Церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Второй период: 1448 – 1589 гг. – автокефалия Русской митрополии.

(Объяснить новые слова, приложение).

Третий период: 1589 г. – началоХУ11 в. – патриаршество.

Четвертый период: начало ХУ111 в.- 1917г. – синодальный.

Пятый период: 1917 – 1988 гг. – Русская Православная Церковь в условиях атеистического государства.

Шестой период: с 1988 г. до наших дней.

Запись в тетради основных периодов.

2. Крещение Руси.

Лекция с элементами беседы.

Какая религия была государственной до принятия христианства?

Вспомнить, что говориться в “Повести временных лет” о выборе веры князем Владимиром? (дополнительный материал, иллюстрации из “ПВЛ”, терная энциклопедия)

Каковы главные отличия христианства от язычества?

Какие прогрессивные явления принесло христианство на Русь?

Какие страны Европы принадлежали к православному миру, какие к католическому?

Рассказать о развитии инфраструктуры христианской церкви на Руси. (Дополнительные материалы).

3. РПЦ во времена монголо-татарского ига.

Что такое иго?

Установление над Русью политического господства завоевателей несколько изменило положение церкви. Она, так же, как и князья, стала вассалом ханов. Но вместе с тем русские, иерархи получил

и возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской

власти, что сделало их активными участниками политической борьбы на Руси. Этому способствовало и лояльное отношение монголов ко всем религиозным культам и их служителям, и освобождению последних от уплаты дани в орду, которую платили все другие подданные Монгольской империи. Данное обстоятельство ставило РПЦ в привилегированное положение, но за это она должна была признать власть хана как данную от бога и призвать к повиновению ей. Х111 век стал временем решительного проникновения христианства в массы населения (народ искал защиты и покровительства у бога), и страшные десятилетия завоевания и ига, вероятно, способствовали этому процессу.

После Куликовской битвы отношения Руси с Ордой приобрели иной характер. Власть монголо-татар на Руси значительно ослабевала, и выказывание ханами расположения к РПЦ утратило смысл.

Когда была Куликовская битва?

Роль Сергия Радонежского в подготовке к битве. Сообщение учащихся. Работа с документом. (Приложение).

Значение Куликовской битвы?

Возрождение Русского государства после страшных испытаний монголо-татарского ига, духовный подъем в эпоху, которая проходила под знаменем преподобного Сергия Радонежского, не могли не обусловить столь же мощных сдвигов и в области культуры. Время правления великих князей Ивана 111 и Василия 111 характеризуется активным формированием новой идеологии московских великокняжеских властей. Этот процесс завершился созданием классической формулы “Москва – третий Рим”.

В 1439 г. произошла т.н. Флорентийская уния, соединявшая православную и католическую церковь. Однако в Москве ее не приняли. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истинного православия. Это привело к утверждению автокефалии РПЦ.

Какие выгоды московским властям давала независимость митрополита от Константинополя?

Что изменилось в положении самой церкви?

4.Становление автокефалии РПЦ. Работа со словарем. (Приложение). Объединению русских земель способствовала и православная церковь. В 1448 году по предложению Василия 11 Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции Константинопольского патриархата. А вскоре после падения Константинополя под натиском османов в 1453 году выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя Всея Руси; русская церковь стала автокефальной. Это ознаменовало конец зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако Московская митрополия попадала в прямую зависимость от великокняжеской власти, ибо только она могла защищать интересы митрополии в общерусском масштабе и поддержать ее авторитет в борьбе за чистоту православной веры.

5. “Москва – третий Рим”. Концепция “Москва – третий Рим” - политическая теория, которая должна была оправдать притязания правителей Московского государства на особое положение в православном мире. Выдвигала Москву как политический и церковный центр мирового значения. В теории проводилась идея о том, что Россия – законная преемница павшей под ударами турок Византии и даже Римской империи, где некогда зародилось христианство. Провозглашала истинной религией православие, а ее носителем объявляла Москву – Третий Рим. Крушение двух предшествовавших Римов объяснялось слабостью веры. В Москве же крепость веры была сильна. Отсюда известная формула: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”. Теория нашла наиболее полное выражение в посланиях псковского монаха Филофея (1520-1530) к великому князю Василию 111. Эта теория стала своего рода идеологическим барьером экспансии римской католической церкви, стремившейся расширить свое влияние и на Россию. Она консолидировала все славянские народы, способствуя их стремлению к единству, укрепляя дух южных славян, оказавшихся под османским игом. Играя достаточно заметную роль на протяжении почти трех столетий, теория утратила значение к концу У11 века.

6. Иосифляне и “нестяжатели”. В 1502 – 1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян. Работа со словарем. Запись в тетради.

Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский), считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе , владение землями. (Сторонники Сорского получили название “нестяжатели”).

Нестяжателям противостояли иосифляне – сторонники игумена Волоцкого монастыря Иосифа, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

В 1503 году собрался церковный собор, на котором, по инициативе Ивана 111 был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви широких имущественных привилегий.

Победа иосифлян во многом определила дальнейшую политику церкви в отношении царской власти. Церковь все более и более поддерживает идею самодержавной власти.

7.Учреждение патриаршества. Одним из главных событий периода Московской митрополии было венчание на царство Иван У1 митрополитом Макарием в 1547 году и утверждение царского титула Константинопольским патриархом в 1560 году. Значительным рубежом стали канонизационные соборы 1547 – 1549 годов и Стоглавый собор, подтвердившие духовную зрелость РПЦ и явившиеся необходимой вехой в истории церковной самостоятельности.

Стоглавый собор состоялся по инициативе царя и митрополита Макария. Название получил по сборнику принятых решений из 100 глав. Имел значение для укрепления централизованного аппарата власти. На соборе были оформлены некоторые правила и нормы церковной жизни и основы религиозного культа. Собором было предусмотрено создание специальных училищ для подготовки священников и школ для мирян.

В целом для московской митрополии ХУ1 век стал временем собирания и упрочения собственных церковных традиций. Конечная веха периода – Московский собор 1589 года, на котором был утвержден Московский патриархат, что на каноническом уровне утвердило самостоятельность РПЦ. Учреждение патриаршества согласно уложенной грамоте, состоялось по инициативе царя на Соборе, происходившем с участием константинопольского патриарха и греческого духовенства, что свидетельствовало о сохранении канонического единства с вселенским центром православия.

III. Закрепление.

Назвать основные этапы истории РПЦ.

Какова роль Сергия Радонежского в победе на поле Куликовом?

Когда было введено патриаршество на Руси?

IV. Домашнее задание.

Записи в тетради, индивидуальное задание: подготовить сообщение о Гермогене, Никоне, Аввакуме.

Приложение