Классный час "Как научиться жить дружно"

Разделы: Классное руководство


Цели:

1) определить принципы жизнедеятельности в детском коллективе;
2) обеспечить поддержание благоприятного микроклимата, снять психологическое напряжение и способствовать установлению положительного эмоционального комфорта в группе,
3) развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в коллективе;
4) воспитывать нравственные ценности: толерантность, доброту, дружеские отношения.

Оборудование: макет планеты, сердечко, волшебный клубок, жетоны, заготовки домика, квадраты, лото толерантности, цветы, камень, “ладошки”, музыкальное сопровождение.

Ход классного часа

I. Открытие Планеты друзей

(Дети сидят в кругу на ковре)

(Звучит песня “ Мир похож па цветной луг...”)

Учитель:

- Ребята, спешу вам сообщить приятную новость! В школьной галактике нашего города появилась новая планета. К счастью, она появилась в нашей школе. Смотрите!

(Планета – большой шар, к которому прикреплены сердечки с надписями: “Хочу дружить!)

– Вот Планета друзей,
Где всем жить интересно.
Здесь законы свои,
Нарушать их не смей!
Вот планета друзей,
Как прекрасно, чудесно.
Я желаю вам, дети,
Поселиться на ней.

Хотите стать жителями этой удивительной планеты?

Для этого мы должны научиться жить дружно.

II. Развитие коммуникативных возможностей учащихся .

Упражнения на знакомство.

а) Упражнение “Кто ты?”

Учитель:

– А пока давайте поближе познакомимся. Немножко поиграем. У меня в руках волшебное сердечко. Передавая его по кругу, вы называете своё имя и присущее вам качество.

Н: Ольга Дмитриевна – открытая и т.д.

– Замечательно! Вот и познакомились!

б) Упражнение “Комплимент”

Учитель:

– А этот волшебный клубок поможет нам взглянуть на себя глазами другого человека. Вам необходимо, глядя в глаза сидящему рядом, называя его по имени и передавая клубок, сделать комплимент, сказать, что нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок бросит тот, кто его получит.

Н: Андрей, у тебя очаровательна улыбка…и т. д.

Учитель:

– Посмотрите на нити, которые нас только связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть же и в жизни нас всегда связывают нити тепла, добрых слов и дружеских отношений.

Ш. Упражнение “Поиск общего”

Учитель:

– Вы все, ребята, разные: бойкие и тихие, прилежные и озорные.

– Но что-то вас объединяет?

– Что же у вас общего? (Ответы).

А на Планете друзей нас объединит наш общий дом, название которому -

“Дружба”

IV. Упражнение “Взаимодействие”.

Построение домика Дружбы.

Учитель:

– Для дальнейшей работы разделитесь на группы в зависимости от цвета жетона.

(Смена мест.) (Дети садятся за столики).

(Работа по группам)

Учитель:

– Ребята, на столиках у вас заготовки для дома. Обсудите, что вы возьмёте для строительства дома. Но помните, что каждый кирпичик – это черта характера, которой должен обладать настоящий друг. Поднятием сомкнутых рук покажите вашу готовность.

– Готова 1 группа и т.д.

Молодцы!

Учитель:

А теперь все возьмите выбранные вами заготовки и постройтесь “цепочкой” друг за другом.

(Дети берут заготовки, держат их перед собой и строятся в колонну по одному)

Учитель:

– Мы – одна семья и должны работать вместе, помогая, друг другу.

Бригадирами нашей стройки будут Дима и Женя.

У вас 1 минута. Приступайте.

(Дима и Женя по очереди “укладывают” кирпичики – заготовки, строят дом.)

(Дети озвучивают выбор качества на заготовке – кирпичике, используя речевые клеше, возвращаются на своё место за стол )

– Мне нравится в людях умение сотрудничать.

– На мой взгляд, важное качество-доброта.

– Я предпочитаю общаться с честными людьми.

– В друзьях я люблю открытость.

– Приоритетными качествами для меня являются надёжность и преданность.

– Я думаю, немаловажным будет остроумие.

– Я уверен, что в моём друге должно быть умение договариваться.

– Мне нравится, когда люди доводят начатое дело до конца.

– Я считаю, что умение хранить тайны важное качество друга.

– В друзьях люблю весёлый нрав.

– Я согласна с тем, что друг должен быть чутким и отзывчивым.

Внимательность – необходимое качество друга.

Сочувствие друзей помогает в трудных ситуациях.

Справедливость укрепляет дружбу.

– Без толерантности не обойтись.

– Полагаю, главным качеством будет дружелюбие.

Учитель:

– Молодцы! Вы отлично потрудились! Дом получился на славу!

Какого цвета кирпичики нашего дома?

Да, в нём все цвета, кроме черного,

– А почему не использовали чёрные заготовки? (На них качества и черты людей, которые разрушают дружбу).

Вам нравится наш общий дом?

А почему в этом домике будет всем комфортно?

V. Упражнение “Руки”.

(Дети сидят за столиками по группам).

Учитель:

– Чтобы нам было в домике ещё уютнее, давайте согреем его нашим теплом.

Вам нужно понять и почувствовать друг друга. Возьмитесь за руки.

Пожмите друг другу руки, мысленно скажите хорошие слова о себе и окружающих людях. А теперь положите свои ладони на ладони рядом сидящему. Передайте тепло по кругу и составьте одну большую пирамидку. Сомкните руки и вместе поднимем их вверх к добру, теплу и дружбе.

– Молодцы!

VI. Открытие на Планете друзей “ волшебной полянки”.

Ученик 1: Ребята! Я вижу интересную полянку!

Ученик 2: Смотрите, она необыкновенная!

Учитель: Да, это волшебная полянка, дети. Она украсит нашу планету.

Войти на неё смогут лишь...

А это кто?

а) сценка “ Разговор Алисы с цветами” из сказки Льюиса Керролла “Алиса в Зазеркалье”

(Звучит музыка, входит Алиса, она танцует вокруг цветов на полянке.)

– Почему Алисе удалось избежать ссоры с цветами?

– У кого из вас тоже есть личный опыт, когда вы смогли предотвратить ссору?

– Как можно преградить путь ссоре?

Давайте, превратим полянку в полянку красивых и добрых цветов, которыми украсим нашу планету.

Помните, в песне поётся:
“Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг”?

– Возьмитесь за руки со своими друзьями и тихонько пройдите на нашу поляну.

(Дети проходят на полянку и садятся в круг)

VII. Повторение законов дружбы, принципов жизнедеятельности в детском коллективе.

а) Игра “Лото толерантности”.

– Посмотрите, наша полянка покрыта белыми и чёрными квадратами. Белые квадраты обведены чёрной канвой, а чёрные – белой. Это означает, что белое в результате каких-либо действий может стать чёрным, а чёрное белым. Это– лото толерантности. Право убрать квадрат имеет тот, кто знает, что нужно для того, чтобы жить дружно.

Я даю вам волшебную палочку.

(Дети, называя законы дружбы, убирают квадраты, и полянка превращается в поляну цветов).

– Какая чудесная полянка получилась у нас!

VIII. Упражнение “Бутон”.

(Звучит “Волшебная музыка.”)

Учитель:

– А теперь закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох, возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна на нашей планете!

А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не отпуская рук.

– Вот какой расцветающий бутон получился у нас. Бутон нашей дружбы!

– Откройте глаза.

– Молодцы!

– Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

IX. Упражнение “Камень”.

(Дети стоят в кругу).

Учитель:

– На нашей поляне я нашла камень, а он тоже оказался волшебным.

– Почувствуйте, какой он? (Холодный).

Как вы думайте, его можно согреть?

– Нужны волшебные слова:

Камень, камень,
Возьми тепло моих рук,
Жар моего сердца
И подари моему другу!

(Дети избирательно передают камень, сжимая его в руках у сердца)

Учитель:

Почувствуйте, какой теперь камень? (Тёплый).

Учитель:

– Вот видите, передав часть тепла своего сердца, вы оживили холодный камень, он стал теплее. И если в жизни мы будем дарить друг другу тепло, то всем станет уютнее, а дружба будет верной, долгой и крепкой.

X. Оздоровительная минутка “Сотворим в себе солнышко дружелюбия”.

Учитель:

– Ничто живое не может жить без тепла, так и

настоящий человек не может жить без крепкой и верной дружбы.

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет.

Давайте сотворим в себе солнышко нашего дружелюбия.

(Звучит “ Волшебная музыка”)

Учитель:

– Закройте глаза.

– Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь, Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт добро. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к вашим звёздочкам лучики, несущие здоровье, тепло, ласку, улыбку и хорошее настроение. Звёздочка стала большой, как солнце.... Это звёздочка вашего дружелюбия. Откройте глаза.

– Частичку своего дружелюбия и подарите друг другу.

XI. Итог занятия

XII. Рефлексия

Учитель: Я надеюсь, что наше занятие даст начало той большой дружбе, которую вы пронесёте через всю школьную жизнь.