ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях личностно-ориентированного подхода необходимо учитывать способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт ребёнка, его возможности изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.
Последние достижения отечественной экспериментальной психологии и педагогики дают основание утверждать, что дети, начиная с младшего школьного возраста, способны не просто воспринимать и осмысливать учебный материал, а вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности, и благодаря этому преобразовывать учебный материал, что существенно улучшает его усвоение.
Новизна и актуальность данной программы состоит в том, что она предлагает план по организации исследовательской деятельности младшего школьника, не содержащийся в базовых программах по природоведению для начальных классов. В процессе практической работы дети сами приходят к выводам и обобщениям, имеющим теоретическое значение. Такие знания имеют огромную познавательную ценность, способствуют развитию всех мыслительных процессов и удерживаются наиболее прочно.
Родная природа — это могущественный источник, из которого дети черпают многие знания и впечатления. Их внимание привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Но чтобы открыть для себя новый мир, нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
- на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
- на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
- на стремление к самостоятельной работе;
- на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Программа формирует сознательное отношение к труду и эстетический вкус. Углубляет и расширяет знания учащихся о комнатных растениях: особенности ухода; освещение; температура; полив; состав почвы; обрезка и посадка; вредители и болезни; растения – “кондиционеры”; растения, вредные для здоровья человека.
Даёт возможность получить ответы на вопросы:
1. Оказывают ли абиотические факторы влияние на организм?
2. Так ли безобидны комнатные растения, как кажутся на первый взгляд?
Цель программы: сформировать первоначальные исследовательские умения младших школьников (поисковые, информационные, организационные, умения представить результат свой работы, оценочные).
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Образовательные:
- Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
- Формировать у учащихся приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
- Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получения путём самообразования.
- Знакомить учащихся с методами и приёмами простейших научных исследований.
- Учить работе с дополнительной литературой.
Развивающие:
- Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
- Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.
- Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость и т. д.)
- Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
- Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми младшего школьного возраста (2-4 классы). Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме организуется одно или несколько основных занятий. Все темы связаны между собой и подчинены одной цели. Весь материал даётся в доступной и привлекательной для детей форме. Закрепление осуществляется во время наблюдений, практических занятий в группах, работе с дополнительной литературой.
Вариативность программы позволяет самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных на проведение занятий часов.
Программа может быть реализована в учебных заведениях любого вида, может быть адаптирована к условиям различных учебных учреждений. Программа носит пропедевтический характер и может служить базой для освоения тем по природоведению, связанных с изучением живой и неживой природы и взаимосвязей в природе.
Важным условием реализации предлагаемой программы является совместное творчество педагога и воспитанника кружка, возможность для ребёнка поверить в себя.
Значительное место в методике отводится исследовательской работе и наблюдениям. Со школьниками проводятся беседы, игры, практические занятия в группах, экскурсии, наблюдения в природе, работа с дополнительной литературой и индивидуальные творческие задания. Результаты исследовательской работы фиксируются на фотоплёнку.
Ожидаемые результаты: предполагается
- доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
- доказательство того, что комнатные растения оказывают влияние на организм человека;
- формирование практических умений в размножении комнатных растений;
- формирование умения ухаживать за комнатными растениями, используя полученные знания;
- формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу 1-го года обучения воспитанники должны знать:
- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- биологические и экологические особенности растений;
- значение фасоли как продукта питания;
- сорта посадочного материала;
- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;
Должны уметь:
- применять технологию выращивания фасоли;
- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;
- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
В конце 2-го года обучения воспитанники должны знать:
- значение зелёных насаждений и их роль в жизни человека;
- правила охраны зелёных насаждений;
- названия изучаемых комнатных растений, основные понятия и термины;
- биологические и экологические особенности комнатных растений;
- правила ухода за комнатными растениями;
- способы размножений растений;
- принципы подбора комнатных растений для различных видов озеленения.
Должны уметь:
- применять правила охраны зелёных насаждений;
- применять биологические и экологические знания о цветочных растениях на практике;
- определять правильно предлагаемое комнатное растение;
- размножать, выращивать и собирать цветочную продукцию;
- подбирать комнатные растения для своего кабинета.
Итогом работы по программе является сформированность у воспитанников умений:
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения, которые изучали;
- выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой;
- находить самостоятельно в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщения, рассказа и т.д.
- соблюдать правила охраны природы.
По окончании реализации программы кружка планируется подготовка групповых проектов, подведение итогов работы и выступление с отчётом на районной научно-практической конференции школьников.
Учебно-тематический план 1 года обучения по теме: “Влияние абиотических факторов на рост и развитие фасоли”
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
практ. |
||
1. |
Вводное занятие. | 2 |
2 |
- |
2. |
Знакомство с абиотическими факторами | 31 |
11 |
20 |
3. |
Культурные растения в жизни человека | 31 |
9 |
22 |
4. |
Исследовательская работа | 52 |
1 |
51 |
5. |
Обобщение и подведение итогов работы | 26 |
7 |
19 |
6. |
Заключительное занятие | 2 |
- |
2 |
Итого | 144 |
30 |
114 |
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие.
Организационное собрание. Знакомство с целями и задачами кружка.
2. Знакомство с абиотическими факторами
Свет. Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.
Температура. Источник тепла – солнечное излучение.
Почва. Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.
Типы почв. Охрана почв от разрушения.
Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок, биопочва). Подготовка почв.
Влажность. Значение воды для растений, животных, человека.
Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.
3. Культурные растения в жизни человека
Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.
Фасоль – представитель семейства бобовых. Горох, бобы, соя.
Сорта фасоли. Овощные, сахарные и зерновые сорта фасоли.
Знакомство с семенами фасоли (величина, форма, окраска, строение семян)
Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.
Значение фасоли как продукта питания. Продовольственная и кормовая фасоль.
Фасоль – зелёное удобрение.
Подготовка фасоли к посадке. Выбор сорта. Замачивание семян.
4. Исследовательская работа
Посадка фасоли в горшки с: №1 – малоплодородной почвой, №2 – плодородной, богатой перегноем почвой, №3 – песком, №4 – биопочвой (гидрогель) и создание освещённости, одинаковой интенсивности.
Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.
Наблюдение за ростом и развитием фасоли в течение 6 недель. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы 1 – 6. (Приложение 1)
Анализ результатов за неделю. Выводы.
Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.
5. Обобщение и подведение итогов работы
Оформление опыта.
Подготовка к выступлению.
Выступление с результатами опыта на научно-практической конференции школьников.
6. Заключительное занятие
Подведение итогов. Награждение детей.
Материалы: семена фасоли 3 видов, горшки с почвой: №1 – малоплодородная почва (2 шт.), №2 – плодородная, богатая перегноем почва (2 шт.), №3 – песок (2 шт.), №4 – биопочва (гидрогель) (2 шт.), линейка (по количеству учащихся), 6 таблиц (Приложение 1), фотоаппарат, простой карандаш, ручка, цветные карандаши.
Учебно-тематический план 2 года обучения по теме: “Цветочные детективы”
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
практ. |
||
1. |
Вводное занятие. | 2 |
2 |
- |
2. |
Мир вокруг нас | 20 |
7 |
13 |
3. |
Зелёные друзья наших комнат. | 70 |
21 |
49 |
4. |
Это интересно | 24 |
5 |
19 |
5. |
Обобщение и подведение итогов работы | 26 |
7 |
19 |
6. |
Заключительное занятие | 2 |
- |
2 |
Итого | 144 |
42 |
102 |
Содержание программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие.
Организационное собрание. Знакомство с целями и задачами кружка.
2. Мир вокруг нас
Значение зелёных насаждений и их роль в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.
Разработка правил (в виде знаков) охраны зелёных насаждений. Экологическая сказка.
Растительный мир вокруг нас (осенняя экскурсия). Встречаемые объекты живой и неживой природы. Явления природы. Зарисовки своих наблюдений.
Растения, используемые для озеленения. Знакомство с различными группами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми.
3. Зелёные друзья наших комнат.
Знакомство с комнатными растениями нашего кабинета.
Правила ухода за комнатными растениями. Составление памятки “Уход за комнатными растениями” по следующим пунктам: свет, тепло, полив, рыхление, водные процедуры.
Термины, используемые при выращивании комнатных растений. (Приложение 2)
Вредители и болезни: паутинный клещик, щитовка, ржавчина на листе, мучнистая роса, серая гниль.
Влияние удаления увядших цветов и листьев на продолжительность роста растения. Профилактика заболеваний, внешний вид.
Способы размножения растений, сроки и особенности содержания. Знакомство с разными способами размножения:
а) стеблевыми черенками (алоэ, герань, традесканция);
б) делением куста (хлорофитум)
в) делением корневища (сансевиерия);
г) усами (хлорофитум);
д) листовыми черенками (герань, фиалка);
е) детками (кактус).
Влияние состава почвы на рост и развитие растения.
Самостоятельное знакомство и изучение комнатных растений по плану: родина растения; освещение; температура; полив; состав почвы; способы размножение комнатного растения; значение данного комнатного растения в жизни человека. (Приложение 4)
Список растений для самостоятельного изучения в приложении 3.
Растения – “кондиционеры”, приносящие пользу человеку. Хлорофитум, нефролепис, монстера – увлажнители воздуха. Кактус – нейтрализует действие вредных излучений на организм. Герань – дезодорирует и дезинфицирует воздух помещения. Хлорофитум, нефролепис, фикус, диффенбахия – поглощают и перерабатывают ядовитый газ формальдегид, который выделяется из мебели.
Растения – аллергены (приносящие вред человеку).
Подбор комнатных растений в зависимости от освещённости. Сохранение и уход за срезанными растениями. Составление букетов.
Мероприятия по озеленению класса и гимназии.
4. Это интересно
Интересные факты, наблюдения из жизни растений. Не зря в народе их так называют!
Викторина “Комнатные растения”. (Перечень растений зависит от того, какие растения есть в нашем классе.)
Рисунок любимого комнатного растения.Защита (загадка, стихотворение, песня, рассказ, сказка)
“Поле чудес” на тему “Комнатные растения”. Названия растений подбираются с учётом знаний детей.
“Судьба природы – наша судьба”. Подготовка плаката на тему “Берегите природу”. Рисунки с изображением видов природы, птиц, животных Называевского края.
Поэтическая страничка. Поэты о цветах. (Е. А. Благинина) А может и у нас, получатся стихи?
“Пробуждение природы” (весенняя экскурсия). Встречаемые объекты живой и неживой природы. Явления природы. Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. Зарисовки своих наблюдений.
Влияние весны на рост и развитие комнатных растений. Пробуждение и рост комнатных растений. Полив.
5. Обобщение и подведение итогов работы
Оформление опыта.
Подготовка к выступлению.
Выступление с результатами опыта на научно-практической конференции школьников.
6. Заключительное занятие
Подведение итогов. Награждение детей
Материалы: комнатные растения (Приложение 3), ручка, простой карандаш, бумага, акварель, цветные карандаши.