Цели урока: познакомить учащихся с изменениями представлений человека о Земле, с научными и социально-экономическими предпосылками географических открытий.
Оборудование:
- Физическая карта полушарий, глобус.
- Начальный курс географии: учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – 2-е изд., стереотип. – М.; Дрофа, 2003.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания
- Что изучает физическая география?
- Что изучает экономическая география?
- Какую роль играет география в жизни людей?
III. Изучение нового материала
Великие географические открытия не были случайными. Они состоялись потому что для этого созрели определенные предпосылки:
- Государственные
- Экономические
- Материальные
- Социальные
А) География в далеком прошлом (рассказ учителя). Знания о природе всегда были необходимы человеку. Первобытные люди добывали себе пищу сбором плодов, съедобных корней, ловлей рыбы, охотой и хорошо знали природу близ жилья. Они старались запомнить местность, богатую пищей, и на коре деревьев старались изобразить путь к этой местности.
Научившись делать гребневые и парусные суда люди отправлялись в плавания в даль берегов морей. Изобретение компаса способствовало дальним плаваньям в открытое море.
7 тыс. лет назад люди пытались изобразить Землю на чертеже ( на 3х слонах – индейцы, перевернутая тарелка – вавилоняне, на ките – индейцы). Более 2тыс. лет назад некоторые ученые пришли к выводу, что Земля имеет шарообразную форму ( исчезающие за горизонтом корабли (2 рис)). Выпуклость горизонта при подъеме вверх Эратосфен впервые сумел определить размеры Земли. Он составил первую карту мира (см.атлас).
Б) Открытие материков и океанов.
* Карта Птолемея около 1700 лет назад, западные и восточные берега Евразии омывает один и тот же океан, а Индийский океан окружен сушей (см.атлас)
* На глобусе XV в. Мартин Бехайм нет ни Южной, ни Северной Америки (рис.3). Эти материки стали известны позже.
* Чтение открытий на стр.9 (сам-но) рис.5.
В) Современные географические исследования.
Не всегда люди м/т предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать природу Земли.
IV. Закрепление изученного материала (Заполнение таблицы по учебнику п.2)
Век |
Великие путешественники |
Их открытия |