Пояснительная записка
«Человека называют властелином
природы, но мудрость, с которой мы
властвуем, от природы не даётся.
Этому надо учиться»
Н.И.Лобачевский
С проблемой ускоряющегося научно-технического
прогресса связаны проблемы роста
народонаселения и его урбанизации, т.е.
концентрации в городах.
Н.Н. Баранский более четверти века назад писал об
особом значении городов, особенно сверхбольших,
в жизни всех стран, о то, что они образуют «каркас,
остров, на котором держится всё остальное.
Остров, который формирует территорию, придаёт её
определённую конфигурацию. В силу
исключительной важности выполняемых городами
организаторских функций и в силу чрезвычайной
разносторонности и разветвленности из связей,
города становятся своего рода фокусными
пунктами, отражающими наиболее характерные
черты входящей в круг их влияния территории».
Через города и ход из развития, таким образом,
можно нагляднее и доходчивее показать специфику
страны или района.
Цель предлагаемого курса – осветить сложный комплекс вопросов, который связан с формированием особой городской (урбанизированной) средой – продуктом взаимодействия природы и человеческой деятельности; углубить базовые знания учащихся по географии, расширить экологические знания.
Изучение данного курса позволяет продвинуться на пути решения нескольких важных задач:
- получение реальной возможности оценивать последствия влияния человеческой деятельности на природные комплексы;
- формирование основных понятий, связанных с городской средой обитания;
- формирование у учащихся положительной мотивации на решение экопроблем;
- становление и развитие компетентности в принятии решений;
- содействие практическому улучшению состояния окружающей среды своей местности.
С ростом города растут, и его потребности в ресурсах и одновременно растёт объём его производственных и прочих отходов. Это оказывает всевозрастающее воздействие на биосферу, литосферу, гидросферу, атмосферу самого города и его окрестностей. Поверхность земли заливается асфальтом и застраивается, под землёй прокладывают туннели, трубопроводы и другие коммуникации. Малые реки заключается в трубы, болота осушаются, овраги и свалки засыпаются и застраиваются. Растительный и животный мир в значительной мере вытесняется или уничтожается. В результате этих и других многочисленных мероприятий по благоустройству возникает городской ландшафт. Люди оказываются в совершенно новой, искусственной среде, с непривычным новым ритмом жизни и в новой, напряжённой психологической обстановке. При этом образуется большая концентрация людей дома, на работе, в транспорте, на улице. Всё это приводит к различным стрессовым ситуациям и трагическим исходам, а актуальность данных проблем не вызывает сомнений (особенно у горожан).
При изучении данного курса предполагается проведение занятий в трёх формах: лекционные, групповые, индивидуальные занятия. Желательна экскурсия на предприятие города. Больше внимания уделяется выполнению творческих заданий, выработке навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности. Наиболее удачные проекты будут представлены на конференциях различного уровня.
Данный курс предназначен для учащихся 9 – 10 классов.
Программа базируется на содержании школьных курсов географии, экологии, биологии, химии, углубляет и расширяет отдельные их разделы.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю).
Новизной курса является соединение новых знаний о месте проживания городских детей с реальной возможностью поиска путей оптимизации городской среды, оценки и прогноза изменения её состояния под влиянием антропогенной деятельности через различные формы организации учебной и проектно-исследовательской работы.
Критерии оценки успешного изучения предложенного курса:
1. Тематический контроль:
– тестирование;
– собеседование;
– проблемные вопросы и задания, предполагающие
развёрнутые ответы и позволяющие выявить
степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
– тестирование;
– написание рефератов и проектов по темам курса.
Требования к результатам изучения курса
По итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умений:
- Объяснять многоплановость понятия «ценность природы».
- Называть охраняемые природные территории и объекты Томской области.
- Показывать на политической карте России и мира местоположение крупных городов.
- Описывать условия проживания, основные виды деятельности и образ жизни людей в городах.
- Объяснять значение понятий: город, городская агломерация, урбанизация, мониторинг, природная и техногенная среды, антропогенное воздействие на окружающую среду и др.
- Называть основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы.
- Определять характеристику территории из разных источников.
- Описывать географические объекты, явления, процессы.
- Объяснять особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных регионов России.
- Знать принципы рационального природопользования.
- Объяснять взаимосвязь окружающей среды и хозяйственной деятельности человека, его здоровья.
- Знать экологические проблемы своей местности.
- Объяснять значение географического прогноза изменения природы под влиянием деятельности человека.
- Участвовать в работе по изучению и охране природы своей местности.
Тематическое планирование элективного курса «Экология города» (9 – 10 класс)
№ п/п | Тема занятияй |
Кол-во часов |
1. | Городская среда как среда жизни человека | 1 час |
2. | Роль географического положения в формировании городской среды |
1 час |
3. | Проблемы урбанизации | 1 час |
4. | Антропогенное воздействие на территорию города | 1 час |
5. | Изменение поверхностных и подземных вод | 1 час |
6. | Преобразование рельефа и изменение грунтов | 1 час |
7. | Антропогенные изменения климата | 1 час |
8. | Антропогенные изменения
почвенно-растительного покрова |
1 час |
9. | Влияние городской застройки на животный мир | 1 час |
10. | Качество городской среды | 1 час |
11. | Пути оптимизации городской среды | 1 час |
12. | Охраняемые природные территории и объекты Томска и его ближайших окрестностей |
1 час |
13. | Деловая игра «Экополис» | 1 час |
14-17 | Проектная деятельность учащихся | 4 часов |
Итого: | 17 часов |
Содержание элективного курса:
1. Городская среда как среда жизни человека
Взаимодействие природы и деятельности человека. Ценность природы. Город. Функции городов. Города древние и нового времени, развитие промышленного города. Экологические проблемы городов.
2. Роль географического положения в формировании городской среды
Значение географического положения (ГП) в развитии города. ГП городов России и ГП городов экономически развитых стран мира. Особенности ГП г.Томска и г.Северска.
3. Проблемы урбанизации
Понятие «урбанизация». Концентрация различных видов человеческой деятельности в городах и городских агломерациях. Проблемы ресурсообеспеченности производства и утилизации отходов.
4. Антропогенное воздействие на территорию города
Формирование на территории города антропогенных эндогенных и экзогенных процессов на примере города Томска.
5. Изменение поверхностных и подземных вод
Деградация и улучшение гидросети на примере окрестностей Томска. Влияние жизнедеятельности города на все водоносные горизонты. Качество вод города Томска.
6. Преобразование рельефа и изменение грунтов
Антропогенно-техногенные отложения. Формирование отрицательных форм рельефа.
7. Антропогенные изменения климата
Город как климатообразующий фактор. Изменение состава атмосферного воздуха.
8. Антропогенные изменения почвенно-растительного покрова
Антропогенная эволюция первичных почв. Прекращение почвообразующего процесса. Образование новых почв антропогенного типа. Нарушение естественных условий произрастания растительности.
9. Влияние городской застройки на животный мир
Видовое разнообразие фауны города. Возникновение зоны оттеснения животных вокруг города.
10. Качество городской среды
Понятие «мониторинг». Значение мониторинга для оценки и прогноза изменения состояния городской среды под влиянием антропогенной деятельности.
11. Пути оптимизации городской среды
Архитектура города, основные санитарно – гигиенические требования к градостроительству и их соблюдение. Поиск путей оптимизации городской среды.
12. Охраняемые природные территории и объекты Томска и его ближайших окрестностей
Значение, история образования и расположения охраняемых природных объектов.
13. Деловая игра «Экополис»
Инициатирование интереса к экологической тематике. Получение практических навыков в прогнозных расчётах и анализе возможных последствий полученных результатов.
14-17. Проектная деятельность учащихся
Возможные варианты тем проектов:
– «Видеоэкология».
– «Качество городской среды».
– «Видовой состав городской флоры и фауны».
– «Малые реки Томской области».
– «Природные и исторические памятники
окрестностей Томска».
– «Влияние энергетики на окружающую среду « и др.
Список литературы:
- Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 143 с.: ил.
- Бархин М.Г. Архитектура и человек. М., 1979.
- Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. Город и ландшафт. М., 1986.
- Вопросы географии Сибири. Вып. 23/ Под ред. А.М. Малолетко и В.С.Хромых. Томск, 1999. – 388 с.
- Григорьев А.А. уроки экологических просчётов. Л., 1991.
- Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М., 1984.
- Дёмина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 143 с.
- Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
- Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных школ. – М.: Дом педагогики, 1999. – 336 с., ил.
- Косова Л.С. Природа города Томска.Учебное пособие. – Томск, 1999.–115с.
- Лавров С.Б, Сдасюк В.Г. Этот контрастный мир. М., 1985.
- Лаппо Г.Н. Города на пути в будущее. М., 1987.
- Литовка О.П. Город как среда обитания. М, 1982.
- Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплексом карт – инструкций// Под ред. к.х.н. Муравьёва А.Г. СПб: Крисмас, 2003.
- Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с.
- Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Словарь экологических терминов и понятий. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 160 с.
- Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для учащихся. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мнемозина, 1998. – 160 с., ил.
- Экология. Школьный справочник/Сост. Куров А.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
- Яницкий О.А. Экологическая перспектива города. М., 1987.