Форма урока: Урок – пресс-конференция.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- Образовательная : систематизировать и обобщить известные учащимся сведения о распределительном свойстве умножения; выработать умения выполнять умножение дробных чисел, используя распределительное свойство умножения.
- Развивающая : поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока, активизируя работу учащихся за счёт использования на уроке современных информационных технологий и сведений из жизни родного (Тверского края). Развивать самостоятельность, внимание, математическое мышление.
- Воспитательная : воспитание таких качеств личности как аккуратность в работе, трудолюбие, умение преодолевать трудности в процессе решения задач.
Методы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, листочки с числами от 1 до 9, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель:
- Проверка готовности класса к уроку;
- Сообщение темы (слайд 1 из презентации) и целей урока (слайд 2 из презентации).
Ребята, сегодня мы с вами участники пресс-конференции, готовые ответить на любой вопрос, касающийся умножения обыкновенных дробей. Нам прислали письма корреспонденты различных изданий, которые хотят получить ответы на интересующие их вопросы.
Эпиграф к уроку (слайд 3 из презентации).
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – это путь самый благородный,
Путь подражания – это путь самый легкий и
Путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
II. Актуализация опорных знаний.
1) Корреспондент журнала “Наука и жизнь”.
В редакцию журнала пришло письмо от ученика 6 класса Васи Петрова. Он пишет, что нашел более простой способ умножения смешанных дробей.
. Например: (слайд 4 из презентации)
Но в редакции журнала посчитали нужным посоветоваться со знающими людьми. Как вы считаете, справедливо ли это утверждение?
Тогда подскажите и запишите правильное решение.
2) Корреспондент журнала “За рулем”.
Просит придумать значок (эмблему) для нового отечественного автомобиля. И так как создание этой автомашины связано с новыми технологиями и точными расчетами, то предлагают тест.
У вас на столах лежат листочки с цифрами от 1) до 9).
1) | 2) | 3) |
4) | 5) | 6) |
7) | 8) | 9) |
Я зачитываю вопрос, если он верный то напротив соответствующего номера ставите “+”, если неверно, то “-”.
Тест
- При сложении дробей с одинаковыми знаменателями знаменатель остается тем же, а числители складываются.(+)
- Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к наибольшему общему знаменателю и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.(-)
- При сложении целого числа и смешанного получается смешанное число.(+)
- Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо числитель умножить на знаменатель.(-)
- Если при сложении дробей получается неправильная дробь, то надо результат записать в виде смешанного числа.(+)
- Произведение двух дробей есть дробь, в числителе которой произведение знаменателей, а в знаменателе – произведение числителей.(-)
- Чтобы из единицы вычесть дробь, надо единицу записать в виде неправильной дроби со знаменателем, равным знаменателю дроби, которую вычитаем.(+)
- При умножении двух смешанных дробей, надо перемножить целые части и сложить с произведением дробных частей.(-)
- При умножении целого числа на дробь, надо целое число умножить на числитель, а знаменатель оставить прежним.(+)
Учитель:
Теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте. Будем проверять, что у вас и что должно быть (правильные ответы и критерии оценок на слайде 6 из презентации).
Как полученная эмблема связана с математикой? (неизвестное “х” для уравнения)
III. Работа в классе.
3) Корреспондент журнала “Счастливые родители”.
Заинтересовались рождаемостью детишек в г. Бологое Тверской области. Им были предоставлены данные за август и ноябрь 2009 года.
Задача (слайд 7 из презентации):
В августе родились 39 малышей, а в ноябре от количества малышей, рожденных в августе. На сколько малышей родилось в августе больше по сравнению с ноябрём?
4) Корреспондент журнала “Вокруг света”.
Пишут, что на Селигере растет венерин башмачок (занесен в Красную книгу). Это растение семейства орхидных. Самая крупная орхидея Тверских лесов. Это чрезвычайно оригинальный цветок катастрофически исчезает. А размножается он, как и все орхидные, трудно…развитие идет очень медленно. На каком году своей жизни зацветает венерин башмачок? (слайд 8 из презентации)
Чтобы узнать необходимо решить уравнение: х + х = 54.
5) Корреспондент газеты “Московский экспресс”.
Просит уточнить, дать разъяснение по следующему факту: в справочном бюро железнодорожного вокзала г.Москвы потерялись данные о нахождении в пути нового поезда “Сапсан”. Известно лишь следующее.
Задача (слайд 9 из презентации)
Общее время нахождения в пути поездов “Юность” и “Сапсан” от Москвы до С.– Петербурга 11 часа. Время нахождения в пути высокоскоростного поезда “Сапсан” составляет от общего времени “Юности” и “Сапсан”. Найдите время нахождения поездов в пути.
6) Корреспонденты телепрограммы “Человек и закон”.
Зрители нашей программы хотели бы знать, что может означать запись “20 % от 110”.
Учитель: придумайте текст задачи и решите её (слайд 10 из презентации)
7) Корреспондент газеты “Смак” Саша Шубин.
Здесь представлена задача ученика 6-го класса (рисунок 1) – ребятам заранее было задано на дом придумать и решить задачу на нахождение дроби от числа).
Задача (слайд 11 из презентации)
После рыбалки Ваня принёс домой 6,4 кг рыбы. Из этой рыбы сварили уху, 45% оставшейся – поджарили, а остальную закоптили. Сколько рыбы закоптили?
8) Корреспондент газеты “Отдохни”.
Решим примеры. Самостоятельная работа на 2 варианта (слайд 12 из презентации)
1 вариант
- (4 – 3)*5
- 8*4 + 8*6
- (2 – 1)*30
2 вариант
- (10 – 2)*8
- 6*7 – 2*6
- (2 + )*7
IV. Итог урока. Выставление оценок.
Слайд 13 из презентации.
V. Домашнее задание.
п.13-15(правила), №552(е), №548, №556.(слайд 14 из презентации)
Наш урок закончен. Спасибо за урок.