Проблема школы: реализация прав ребенка на получение образования в соответствии со склонностями, особенностями и интересами, обеспечение развития ребенка в условиях сельской школы.
На 2008-2009 учебный год были определены следующие задачи:
- Вести систематическую работу по анализу качества и результатов обучения учащихся, по изучению реальных учебных возможностей школьников с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
- Направить всю методическую работу школы на создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования, условия для более качественного усвоения учащимися государственных программ.
- Продолжить работу по освоению здоровьесберегающих технологий в обучении учащихся всех возрастных групп.
- Более целенаправленно вести работу по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и интеллектуальным марафонам.
- Обеспечить благоприятные условия для организации предпрофильного обучения.
- Привлекать родителей к сотрудничеству через различные формы и методы работы с семьей.
Для успешного решения всех задач в учебном плане включены:
- Факультативы во 2-4-х классах: “Школа здоровья”, “Информатика в играх и задачах”;
- групповые занятия в 5-9-х классах: “Развитие творческих способностей”, “Математика” “Русское правописание”, “Право и политика”;
- предметные кружки: “Счастливый английский”, “Природа”, “Юный корреспондент”, “Юные пожарные”, “Светофор”, “Экология”, “Краеведение”, “Историческое краеведение”, “Школа орфографии”;
- спортивные секции: спортивные игры, волейбол, баскетбол, ОФП.
В соответствии с результатами обучения за 2007-2008 учебный год и учитывая задачи, поставленные на 2008-2009 учебный год, был четко спланирован внутришкольный контроль.
Вся проделанная работа привела к следующим результатам:
Выполнение учебных программ
Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план.
В текущем учебном году обучение организовано по типовым общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации, типовым адаптированным программам.
Календарно-тематическое планирование учителей разработано в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждено директором школы.
Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; включает расписание факультативных и групповых занятий.
Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.
Итоги 2008-2009 учебного года
На конец 2008-2009 учебного года в школе обучалось 102 ученика. Из них в 1-4-х классах – 56 учеников, в 5–9-х классах – 46 учеников.
Аттестовано 89 учеников (1-й класс – 13 чел. – не аттестовывается). Успешно окончили учебный год 88 обучающихся, на “4” и “5” – 30. В начальной школе обучались 56 учеников, из них 54 успешно переведены в следующий класс. 1 ученику первого класса рекомендовано обучение в 1-м классе по программе специальной коррекционной школы VIII вида (заключение № 87 от 15.05.2009 года районной психолого-медико-педагогической комиссии), 1 обучающемуся 3-го класса рекомендовано индивидуальное обучение в 4-м классе по программе коррекционной школы VII вида (заключение Кемеровской областной психолого-медико-педагогической комиссии от 09.06.2009 года).
На “4” и “5” окончили 2-4-е классы 34,9% обучающихся (15 чел.).
В 5-9-х классах в 2008-2009 учебном году обучалось 46 учеников, все успешно окончили учебный год и переведены в следующий класс. На “4” и “5” обучается 32,6% учеников (15 чел.).
В целом по школе общая успеваемость составила 98,9%, качественная – 33,7%, что на 4,3% ниже результатов 2007-2008 учебного года. Проанализировав причины, пришли к выводу, что качественная успеваемость снизилась в связи с тем, что в течение учебного года выбыли ученики, обучающиеся на “4” и “5”: во 2-м классе – 1 чел, в 5-м классе – 1 чел., в 6-м классе – 2 чел, в 7-м классе – 1 чел.
12 обучающихся 9-го класса успешно выдержали итоговую аттестацию и получили документ об основном (общем) образовании, в том числе на “4” и “5” окончили учебный год 6 чел. (50%).
Распределение учащихся в кружках, секциях по интересам
Название кружка, секции |
Количество |
% от общего количества учащихся |
“Веселый карандаш” |
12 |
11,8% |
“Юные пожарные” |
15 |
14,7% |
“Светофор” |
10 |
9,8% |
“Природа” |
12 |
11,8% |
“Экология” |
12 |
11,8% |
Краеведение |
12 |
11,8% |
Драматический |
15 |
14,7% |
Счастливый английский |
15 |
14,7% |
Историческое краеведение |
10 |
9,8% |
Юный корреспондент |
15 |
14,7% |
Спортивные игры |
15 |
14,7% |
ОФП |
12 |
11,8% |
Волейбол |
15 |
14,7% |
Баскетбол |
15 |
14,7% |
Юный книголюб |
12 |
11,8% |
Школа орфографии |
11 |
10,8% |
Бумажная пластика |
15 |
14,7% |
Вокальный |
15 |
14,7% |
Умелые руки |
15 |
14,7% |
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что каждый ученик в среднем посещает 2 кружка (секции), в целом этими видами деятельности охвачены 100% обучающихся.
В 2008-2009 учебном году по плану внутришкольного контроля были проведены следующие административные работы:
- проверка техники чтения в 1-4-х классах в декабре и мае;
- контрольные диктанты по русскому языку и математике по итогам I и II полугодий 2008-2009 учебного года;
- срезы знаний во 2-9-х классах по предметам: русский язык, математика, литература, история, география, физика, природоведение, химия, ОБЖ (в октябре и марте).
Все работы проанализированы, в результате чего выявлены недостатки, установлены причины, учителям-предметникам рекомендовано составить план их ликвидации.
АНАЛИЗ
качественной успеваемости по основным
предметам
1-4(5)-х классов за 2008-2009 учебный год
в сравнении с предыдущим (в %)
Класс |
Учитель |
2007-2008 учебный год |
2008-2009 учебный год |
Класс |
Учитель |
||||
Р.яз |
Лит. чт |
Мат. | Р.яз. |
Лит.чт. |
Мат. |
||||
н/а |
н/а |
н/а |
1 |
Меркулова Е.В. |
|||||
1 |
Шумейко Л.В. |
н/а |
н/а |
н/а |
38,9 |
77,8 |
33,3 |
2 |
Шумейко Л.В. |
2 |
Сайженкова И.П. |
61 |
100 |
61,5 |
38,5 |
84,6 |
53,8 |
3 |
Сайженкова И.П. |
3 |
Касицкая А.И. |
38,5 |
69,2 |
61,5 |
50 |
66,7 |
50 |
4 |
Сергеева В.Л. |
4 |
Меркулова Е.В. |
41,7 |
58,3 |
50 |
25 |
36,4 |
63,6 |
5 |
Кузьмина Н.О. |
Анализ качественной успеваемости по русскому языку, литературному чтению, математике в 1-4(5)-х классах показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом качественная успеваемость по русскому языку повысилась в 4-м классе на 11,5%, снизилась – в 3-м классе – на 22,5% и в 5-м – на 16,7%; по литературному чтению снизилась в 3-м классе – на 15,4%, в 4-м классе – на 2,5%, в 5-м классе – на 21,9%; по математике качественная успеваемость повысилась в 5-м классе на 13,6%, снизилась в 3-м – на 7,7% и в 4-м – на 11,5%.
Анализ уровня знаний и умений учеников 1-го класса показал, что из 13 обучающихся с программой справились 12 (92,3%).
АНАЛИЗ
качественной успеваемости по основным
предметам
в % обучающихся 6-го класса
Класс |
Учебный год |
Русский язык |
Лите-ратура |
Математика |
Всеобщая история |
История России |
Обществознание |
Классный руководитель |
5 |
2007-2008 |
50 |
100 |
83 |
100 |
Кузьмина Н.О. |
||
6 |
2008-2009 |
0 |
100 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Кузьмина Н.О. |
Природоведение Биология |
Английский язык |
География |
||||||
5 |
2007-2008 |
100 |
100 |
Кузьмина Н.О.. |
||||
6 |
2008-2009 |
100 |
100 |
100 |
Кузьмина Н.О. |
Сравнительный анализ показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом качественная успеваемость в 6-м классе снизилась по русскому языку на 50%, по математике – на 83%, осталась на прежнем уровне по литературе, всеобщей истории английскому языку. Снижение по русскому языку и математике обусловлено тем, что в 6-м классе выбыли все ученики, обучающиеся на “4” и “5”.
АНАЛИЗ
качественной успеваемости по основным
предметам
в % обучающихся 7-го класса
Класс |
Учебный год |
Русский язык |
Лите-ратура |
Англ. язык |
Математика |
Информатика |
Всеобщая история |
Классный руководитель |
6 |
2007-2008 |
41,7 |
50 |
50 |
41,7 |
50 |
Сергеева В.Л. |
|
7 |
2008-2009 |
45,5 |
45,5 |
45,5 |
А – 36,4 Г..-36,4 |
54,5 |
45,5 |
Бояринова Е.Н. |
История России |
Биология |
География |
Физика |
|||||
6 |
2007-2008 |
58,3 |
66,7 |
58,3 |
Сергеева В.Л. |
|||
7 |
2008-2009 |
63,6 |
81,8 |
72,7 |
63,6 |
Бояринова Е.Н. |
Анализ результатов показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом в 2008-2009 учебном году качественная успеваемость в 7-м классе повысилась по русскому языку на 3,8%, истории России – на 5,3%, биологии – на 15,1%, географии – на 14,4%: снизилась по литературе, английскому языку, всеобщей истории – на 4,5%.
АНАЛИЗ
качественной успеваемости по основным
предметам
в % обучающихся 8-го класса
Класс |
Учебный год |
Русский язык |
Литература |
Англ. язык |
Алгебра |
Геометрия |
Информатика |
Всеобщ. история |
Классный руководитель |
7 |
2007-2008 |
36,4 |
45,5 |
36,4 |
27,3 |
9,1 |
36,4 |
45,5 |
Михайлова С.В. |
8 |
2008-2009 |
20 |
30 |
30 |
40 |
30 |
40 |
60 |
Штраус Н.А. |
ИсторияРоссии |
Биоло-гия |
Общест-вознание |
География |
Физика |
Химия |
Черче-ние |
|||
5 |
2007-2008 |
54,5 |
45,5 |
54,5 |
81,8 |
Михайлова С.В. |
|||
6 |
2008-2009 |
40 |
60 |
70 |
50 |
80 |
50 |
50 |
Штраус Н.А. |
Из таблицы видно, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом в 2008-2009 учебном году качественная успеваемость в 8-м классе повысилась: по алгебре – на 12,7%, геометрии – на 20,9%, информатике – на 5,6%, всеобщей истории – на 14,5%, биологии – на 4,5%. Снизилась: по русскому языку – на 16,4%, литературе – на 15,5%, английскому языку – на 6,4%, географии – на 4,5%, физике – на 1,8%.
АНАЛИЗ
качественной успеваемости по основным
предметам
в % обучающихся 9-го класса
Класс |
Учебный год |
Русский язык |
Литература |
Англ. язык |
Алгебра |
Геометрия |
Информатика |
Всеобщая история |
Классный руководитель |
7 |
2007-2008 |
83,3 |
91,7 |
75 |
50 |
58,3 |
83,3 |
83,3 |
Шульжик А.И. |
8 |
2008-2009 |
75 |
75 |
75 |
50 |
75 |
66,7 |
83,3 |
Шульжик А.И. |
История России |
Биоло-гия |
Общест-вознание |
Геогра-фия |
Физика |
Химия |
Черчение |
|||
5 |
2007-2008 |
83,3 |
100 |
91,7 |
83,3 |
91,7 |
66,7 |
83,3 |
Шульжик А.И. |
6 |
2008-2009 |
83,3 |
83,3 |
100 |
83,3 |
83,3 |
83,3 |
66,7 |
Шульжик А.И. |
Анализ показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом в 2008-2009 учебном году качественная успеваемость в 9-м классе повысилась: по геометрии – на 16,7%, по обществознанию – на 8,3%, по химии – на 16,6%. Снизилась: по русскому языку – на 8,3%, литературе – на 16,7%, информатике – на 16,6%, биологии – на 16,7%, по физике – на 8,4%, по черчению – на 16,6%. Качественная успеваемость по английскому языку, алгебре, всеобщей истории, истории России, географии осталась прежней.
Сравнительная диаграмма качественной успеваемости во 2-9-м классах за 3 года
Из диаграммы видно, что качественная успеваемость в 2008-2009 учебном году повысилась в сравнении с 2006-2007 учебным годом на 5,8% и снизилась на 4,3% в сравнении с предыдущим годом. Причина снижения – выбытие из школы учеников, обучающихся на “4” и “5”.
Выводы: общая и качественная успеваемость в сравнении с предыдущим учебным годом снизилась. Лучший результат в 2008-2009 учебном году показали: на I ступени – обучающиеся 4-го класса (классный руководитель: Сергеева В.Л.), на II ступени – обучающиеся 9-го класса (классный руководитель: Шульжик А.И.).
Рекомендации: всем классным руководителям и учителям предметникам продумать систему работы по повышению общей и качественной успеваемости, разнообразить формы работы с обучающимися, мотивированными на учебу.
Итоги работы с обучающимися, мотивированными на учебу
В МОУ “Плотниковская оош” регулярно отслеживается уровень обученности школьников, мотивированных на учебу, на предметных олимпиадах. В 2008 – 2009 учебном году в школе проводились олимпиады по всем основным предметам.. По русскому языку приняли участие в олимпиаде на базе МОУ “Заринская сош имени М.Е. Аверина”; ученик 9-го класса Федоров Андрей (учитель: Морозова И.В.) занял I место, ученица 8-го класса Паниклева Олеся (учитель: Бояринова Е.Н.) – III. Федоров Андрей принял участие в районном этапе олимпиады по русскому языку и занял II место.
Ученицы 3-го класса Головнина Татьяна и Большанина Людмила приняли участие во Всероссийском конкурсе “Первые шаги” (проект “Размножение сенполий”), награждены дипломом за II место (подготовили: Шульжик А.И., учитель технологии, и Сайженкова И.П., учитель начальных классов).
В целом подготовка обучающихся, мотивированных на учебу, ведется не всеми учителями школы на высоком уровне. Следует в дальнейшем организовать целенаправленную работу учителей с такими детьми через индивидуальный подход, групповые занятия, кружки, факультативы. Заместителю директора по УВР поставить работу с детьми, мотивированными на учебу, на контроль.
Анализ итогов работы школы за год позволили определить задачи школы на 2009-2010 учебный год:
- Повышать профессиональную компетентность учителя на основе освоения и внедрения современных педагогических технологий.
- Управлять содержательными и технологическими процессами школы через мониторинг деятельности учителя и обучающихся.
- Продолжить работу по обеспечению благоприятных условий для организации предпрофильного обучения.
- Вести целенаправленную работу по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам и интеллектуальным марафонам.
- Сохранять и укреплять здоровье учащихся путем формирования навыков здорового образа жизни.