Семинар-практикум для педагогов "Стиль педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке"

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность данной проблемы заключается в следующем:

Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На семинаре поднимаются вопросы о влиянии стиля педагогической деятельности учителя на формирование положительной “Я-концепции” учащихся, педагоги получают представление о том, как технологически строится работа по созданию ситуации успеха на уроке и практически моделируют их с конкретными учащимися.

Основой этой работы является эффективное педагогическое общение, которое определяется индивидуальным стилем деятельности педагога.

Цель:

Формирование способности у педагогов использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной “ Я-концепции” учащихся.

Задачи:

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через осознание своих профессионально-личностных качеств.
  2. Актуализировать и систематизировать знания о методах и приемах создания ситуаций успеха на уроках.

Семинар-практикум состоит из трех частей:

1-2 части – теоретические;
3 часть – практическая.

Содержание:

Особенности педагогического общения. Стиль деятельности педагога. Результаты диагностики.

Разминка “Поезд”

Педагогические приёмы создания ситуации успеха:

  • результаты опроса учащихся;
  • мозговой штурм “банк ситуаций успеха”;
  • алгоритм создания ситуаций успеха.

Упражнение “Орехи”

  • Педагогический практикум.
  • Памятка.
  • Рефлексия.

Условия проведения:

Помещение, где столы размещены полукругом.

Подготовка:

Диагностика педагогов. Тест “Стиль преподавания”.

Опрос учащихся.

Практическая значимость заключается в следующем:

Педагоги получат:

  • знания о своем индивидуальном стиле деятельности, в основе которого лежат профессионально-личностные качества.
  • практические навыки моделирования ситуаций успеха в работе с конкретными учащимися.

Описание

Уважаемые коллеги, каждый из Вас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.

Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.

Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Вспомним,? как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!....”

Сегодня мы с Вами снова возвращаемся к теме педагогического общения, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.

Эта тема не является для Вас новой, и мы уже говорили о том, что такое педагогическое общение.

Но сегодня мы решили не просто вернуться к этой тем, а расширить и углубить её границы.

Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?

“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.”

А.А. Леонтьев

Критерии продуктивного педагогического общения – это:

  • Создание благоприятного психологического климата.
  • Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.
  • Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем.

Состоял он в следующем:

психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе.

А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и , как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты эксперимента свидетельствуют:

  • Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка
  • От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения

Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям:

1 направление

Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным

Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку;

Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы

2 направление

Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.

Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название “эффект Пигмалиона”

“Эффект Пигмалиона” формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем:

  • Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.
  • Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.
  • В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону.
  • Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой , или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

  • Авторитарный.
  • Демократический.
  • Попустительский.

Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;

Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная.

1. Авторитарный

Проявляется:

  • Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль
  • Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
  • Нетактичные выпады в адрес учащихся
  • Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.
  • Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.

Характеризуется:

  • Снижением деятельностной мотивацию, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.
  • Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.
  • В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.
  • Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.
  • При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив.
  • Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
  • Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
  • Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
  •  

2. Попустительский

Проявляется:

  • Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса.
  • Снятие с себя ответственности за происходящее.

Характеризуется:

  • Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства
  • Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации

3. Демократический

Проявляется:

Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность.

Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.

В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.

Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

Характеризуется

  • Не только проявляется интерес к работе учащимися , обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.
  • Позиция учителя в организации коллектива: “первый среди равных”.
  • Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.
  • Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Значение индивидуального стиля деятельности

Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является определение индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная природными особенностями, устойчивая система задач, способов, тактик деятельности, обеспечивающих эффективность труда.

Индивидуальный стиль деятельности учителя – педагогический почерк, зависящий от природно-обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности

Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за счёт:

  • Быстроты;
  • Оригинальности;
  • неожиданности решений.

Им присущ:

  • артистизм;
  • экспрессия;
  • готовность импровизировать;
  • непосредственность;
  • выразительность эмоциональных реакций.

Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой:

  • тщательно готовят и взвешивают свои решения;
  • действуют неторопливо, основательно;
  • обладают большой выдержкой;
  • сдержаны в эмоциональных проявлениях;
  • последовательны и настойчивы.

Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы:

Им присущ:

  • особая чуткость;
  • вдумчивость в возникающих педагогических ситуациях;
  • способность понять внутренний мир учащихся.

Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога, в зависимости от оснований по которым они выделяются.

Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль:

  • обучающей деятельности
  • воспитательной деятельности
  • педагогического общения

Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии.

В основу предложенной А.К. Марковой и А. Я. Никоновой классификаций стилей обучающей деятельности положены следующие основания:

  • содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс и результат труда);
  • динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость);
  • результативность (уровень знаний и навыков учения, интерес к предмету).

На основе этого выделены четыре стиля:

  • Эмоционально-импровизационный.
  • Эмоционально-методический.
  • Методически-импровизационный.
  • Рассуждающе-методический стиль.

Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога

Достоинства:

  • Высокий уровень знаний.
  • Артистизм.
  • Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
  • Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.

Недостатки:

  • Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
  • Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
  • Несколько завышена Ваша самооценка.
  • Зависимость поведения от ситуации на уроке.

Результат:

  • У учащихся стойкий интерес к предмету.
  • Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.

Рекомендации:

  • Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
  • Систематически осуществлять контроль знаний.

Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога

Достоинства:

  • Высокий уровень знаний.
  • Артистизм.
  • Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
  • Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.

Недостатки:

  • Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
  • Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
  • Несколько завышена Ваша самооценка.
  • Зависимость поведения от ситуации на уроке.

Результат:

  • У учащихся стойкий интерес к предмету.
  • Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.

Рекомендации:

  • Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
  • Систематически осуществлять контроль знаний.

Эмоционально-методический стиль деятельности педагога

Достоинства:

  • Высокий уровень знаний.
  • Высокая методичность.
  • Умение активизировать учащихся.
  • Умение использовать различные методы, формы и средства обучения.

Недостатки:

  • Ваше настроение зависит от ситуации на уроке, от подготовленности отдельных учащихся на уроке, и их дисциплина.

Результат:

  • Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения.

Рекомендации:

Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.

Продолжение статьи

Презентация

Приложение