Актуальность данной проблемы заключается в следующем:
Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
На семинаре поднимаются вопросы о влиянии стиля педагогической деятельности учителя на формирование положительной “Я-концепции” учащихся, педагоги получают представление о том, как технологически строится работа по созданию ситуации успеха на уроке и практически моделируют их с конкретными учащимися.
Основой этой работы является эффективное педагогическое общение, которое определяется индивидуальным стилем деятельности педагога.
Цель:
Формирование способности у педагогов использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной “ Я-концепции” учащихся.
Задачи:
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через осознание своих профессионально-личностных качеств.
- Актуализировать и систематизировать знания о методах и приемах создания ситуаций успеха на уроках.
Семинар-практикум состоит из трех частей:
1-2 части – теоретические;
3 часть – практическая.
Содержание:
Особенности педагогического общения. Стиль деятельности педагога. Результаты диагностики.
Разминка “Поезд”
Педагогические приёмы создания ситуации успеха:
- результаты опроса учащихся;
- мозговой штурм “банк ситуаций успеха”;
- алгоритм создания ситуаций успеха.
Упражнение “Орехи”
- Педагогический практикум.
- Памятка.
- Рефлексия.
Условия проведения:
Помещение, где столы размещены полукругом.
Подготовка:
Диагностика педагогов. Тест “Стиль преподавания”.
Опрос учащихся.
Практическая значимость заключается в следующем:
Педагоги получат:
- знания о своем индивидуальном стиле деятельности, в основе которого лежат профессионально-личностные качества.
- практические навыки моделирования ситуаций успеха в работе с конкретными учащимися.
Описание
Уважаемые коллеги, каждый из Вас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.
Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.
Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
Вспомним,? как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!....”
Сегодня мы с Вами снова возвращаемся к теме педагогического общения, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.
Эта тема не является для Вас новой, и мы уже говорили о том, что такое педагогическое общение.
Но сегодня мы решили не просто вернуться к этой тем, а расширить и углубить её границы.
Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?
“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.”
А.А. Леонтьев
Критерии продуктивного педагогического общения – это:
- Создание благоприятного психологического климата.
- Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.
- Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.
Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.
Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем.
Состоял он в следующем:
психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе.
А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и , как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.
Результаты эксперимента свидетельствуют:
- Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка
- От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения
Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям:
1 направление
Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным
Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку;
Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы
2 направление
Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.
Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.
Этот феномен получил название “эффект Пигмалиона”
“Эффект Пигмалиона” формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.
Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем:
- Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.
- Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.
- В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону.
- Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.
Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой , или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.
От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
- Авторитарный.
- Демократический.
- Попустительский.
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная.
1. Авторитарный
Проявляется:
- Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль
- Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
- Нетактичные выпады в адрес учащихся
- Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.
- Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.
Характеризуется:
- Снижением деятельностной мотивацию, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.
- Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.
- В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.
- Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.
- При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив.
- Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
- Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
- Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
2. Попустительский
Проявляется:
- Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса.
- Снятие с себя ответственности за происходящее.
Характеризуется:
- Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства
- Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации
3. Демократический
Проявляется:
Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность.
Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.
Характеризуется
- Не только проявляется интерес к работе учащимися , обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.
- Позиция учителя в организации коллектива: “первый среди равных”.
- Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.
- Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Значение индивидуального стиля деятельности
Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является определение индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная природными особенностями, устойчивая система задач, способов, тактик деятельности, обеспечивающих эффективность труда.
Индивидуальный стиль деятельности учителя – педагогический почерк, зависящий от природно-обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности
Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за счёт:
- Быстроты;
- Оригинальности;
- неожиданности решений.
Им присущ:
- артистизм;
- экспрессия;
- готовность импровизировать;
- непосредственность;
- выразительность эмоциональных реакций.
Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой:
- тщательно готовят и взвешивают свои решения;
- действуют неторопливо, основательно;
- обладают большой выдержкой;
- сдержаны в эмоциональных проявлениях;
- последовательны и настойчивы.
Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы:
Им присущ:
- особая чуткость;
- вдумчивость в возникающих педагогических ситуациях;
- способность понять внутренний мир учащихся.
Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога, в зависимости от оснований по которым они выделяются.
Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль:
- обучающей деятельности
- воспитательной деятельности
- педагогического общения
Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии.
В основу предложенной А.К. Марковой и А. Я. Никоновой классификаций стилей обучающей деятельности положены следующие основания:
- содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс и результат труда);
- динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость);
- результативность (уровень знаний и навыков учения, интерес к предмету).
На основе этого выделены четыре стиля:
- Эмоционально-импровизационный.
- Эмоционально-методический.
- Методически-импровизационный.
- Рассуждающе-методический стиль.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства:
- Высокий уровень знаний.
- Артистизм.
- Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
- Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:
- Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
- Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
- Несколько завышена Ваша самооценка.
- Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:
- У учащихся стойкий интерес к предмету.
- Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:
- Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
- Систематически осуществлять контроль знаний.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства:
- Высокий уровень знаний.
- Артистизм.
- Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
- Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:
- Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
- Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
- Несколько завышена Ваша самооценка.
- Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:
- У учащихся стойкий интерес к предмету.
- Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:
- Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
- Систематически осуществлять контроль знаний.
Эмоционально-методический стиль деятельности педагога
Достоинства:
- Высокий уровень знаний.
- Высокая методичность.
- Умение активизировать учащихся.
- Умение использовать различные методы, формы и средства обучения.
Недостатки:
- Ваше настроение зависит от ситуации на уроке, от подготовленности отдельных учащихся на уроке, и их дисциплина.
Результат:
- Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения.
Рекомендации:
Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.