Пояснительная записка
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
Компания “Нестле” обеспечила не только разработку и издание учебно-методических комплексов, но и специальную подготовку специалистов.
Курс представляет интерес не только для детей и педагогов, но и для родителей школьников. Благодаря программе многие мамы и папы смогут познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни и убедиться в том, что полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание.
В нашем ОУ эта программа реализуется уже пять лет, так как одним из направлений работы школы является “Здоровый образ жизни”, а данная программа помогает подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания и соответствует русским кулинарным традициям. Предложенный курс “Разговор о правильном питании” изучается в рамках факультативных занятий для учащихся 1-4 классов (12-15 часов в год). Главная цель курса – не только сформировать у младших школьников основы рационального питания, но и способствовать воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Исходя из своего опыта работы, при реализации программы “Разговор о правильном питании” педагогу надо знать следующее: для того, чтобы занятия были интересными и эффективными следует максимально учитывать возрастные возможности ребенка и использование разнообразных форм проведения занятий; при этом обучение строится как игра (сюжетно-ролевая, с правилами, образно-ролевая), позволяющая проявить ребятам свою активность; при организации занятий рабочая тетрадь, в которой дети могли бы выполнять задания, должна быть у каждого ребенка; не следует усложнять содержание тем за счет информационных материалов, носящих частный, детализированный характер. Итак, разработку одной из тем, изучаемую в рамках факультативного курса “Разговор о правильном питании”, “Всякому овощу – свое время”, я и предлагаю Вашему вниманию.
Тема: “Всякому овощу – свое время”.
Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами и характерными особенностями (форма, вкус, запах, окраска).
Оформление:
- Изображение овощей (иллюстрации, картины, плакаты).
- овощная выставка.
- Рисунки детей.
- Макет грядок с овощами.
Оборудование:
- Список (загадки).
- Корзинка с овощами.
- Дольки соленого огурчика для угощения.
- Карточки с изображением овощей, ягод, фруктов.
- Платочки для завязывания глаз.
- Морковка для подарка.
- Разрезанные карточки с овощами (1 часть – корнеплод, 2 часть – ботва).
- Капуста, кабачок на подарок.
- Карточки с нарисованными овощами для приготовления салата.
- Накрытый стол (овощные салаты)
- Магнитофон, кассета.
Ход урока
№ п/п | Этапы |
Цель |
Содержание занятия |
1 | Организационный момент | Ребята входят в
класс, (звучит музыка П.И. Чайковского из альбома
“Времена года”) представляющий собой сад, в
котором богатый урожай овощей и рассаживаются по
своим местам. Появляются уже знакомые герои Кубик,
Бусинка, Катя и тетя Нина. Кубик. Какой у нас богатый урожай! Бусинка. Посмотрите, сколько выросло овощей! Больше всего в этом году огурчиков. Катя. А почему говорят: “Всякому овощу – свое время?” Тетя Нина. Помните в начале лета мы уже ели редиску, салаты, заправленные растительным маслом. А некоторые овощи растут все лето и созревают только к осени. Вот и получается – все лето и осень у нас полезные овощи, богатые витаминами. |
|
2 | Объявление и толкование темы | Развитие познавательного интереса | |
3 | Угадывание овощей по определенным признакам (загадки) | Развитие умения анализировать, синтезировать. | Кубик. Ребята, а в
вашем саду растут овощи? (ответы детей) Катя. В моей корзинке овощей много. Но я не могу их разложить вот по этому списку (загадки). И прошу помощи у ребят. Тетя Нина. Я думаю, что ребята тебе, Катя, не откажут. Читай свой список. Загадки. (Дети их отгадывают, а Катя выкладывает овощи по порядку.) Щеки розовы, нос белый. Как на нашей грядке Уродилась я на славу, И зелен, и густ Заставит плакать всех вокруг, Наши поросятки |
Бусинка. А про мой
любимый овощ забыли. Придется самой сказать. Летом в огороде – свежие, зеленые, А зимой в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (ответ детей, Бусинка угощает ребят соленым огурчиками). |
|||
4 | Определение на рисунке овощей, их раскрашивание, называние. | Развитие восприятия, развитие мелкой моторики кисти рук. | Тетя Нина. У ребят тоже есть свои любимые овощи. И сейчас они нам их назовут и раскрасят. (Ребята получают карточку с изображением ягод, фруктов, овощей. Им нужно раскрасить и надписать только овощи – Приложение 1). |
5 | Определение овощей по характерным особенностям (форма, вкус, цвет) | Развитие умения отгадывать предметы по их существенным признакам. Развитие внимания. | Кубик. Овощей
увидели и назвали мы немало. А могут ли ребята
определить что это за овощ лишь по вкусу или
запаху, или форме. Тетя Нина. Я думаю, что и с этими испытаниями ребята справятся отлично. Кубик. Хорошо. Испытание 1 – определи ОВОЩ ПО форме. (Вызываются 2 человека, которым завязывают глаза и дают в руки тот или другой овощ. Ребята, трогая, узнают и называют этот овощ). Кубик. Испытание 2. – определи овощ по вкусу. (Вызываются 2 человека, которым завязывают глаза и дают попробовать на вкус разные овощи. После пробы дети называют овощ). Кубик. Испытание 3. – определи овощ по запаху. (Вызываются 2 человека, которым завязывают глаза и дают понюхать овощи. По запаху ребята узнают их и называют). Бусинка. Видишь, Кубик, какие ребята молодцы! Как здорово они справились с твоими испытаниями! Кубик. Да. Действительно молодцы! Поэтому каждому участнику дарю морковку. Пусть девочки и мальчики будут всегда здоровыми и веселыми. |
6 | Физминутка | Развитие внимания | Тетя Нина. Ребята, нравится вам в нашем саду? Давайте сыграем в игру, которая так и называется “Если нравится тебе” (Приложение 2) |
7 | Конструирование овощей | Развитие слуховой
памяти Развитие произвольного внимания, развитие мышления. |
Катя. А хочу вам
рассказать вот какую историю... (Катя
рассказывает отрывок из русской сказки “Вершки
и корешки” Приложение 3) Бусинка. А у меня как раз есть вершки и корешки. Только я их все перепутала. И теперь не знаю, от какого овоща для салата брать вершки, а от какого корешки. Ребята, помогите составить полный рисунок овощей. 2 команды: мальчики и девочки. Ребята составляют полный рисунок овощей. Каждая карточка с изображением овоща разрезана на 2 части: отдельно изображение корнеплодов и ботвы) Бусинка. Спасибо девчонкам. За помощь дарю вам капусту. Будьте красивы и белолицы. Спасибо мальчишкам. А вам в подарок кабачок. Будьте сильными и ловкими. |
8 | Знакомство с полезными свойствами овощей | Развитие умения обобщать, выделить главное | Тетя Нина. Бусинка,
а почему ты каждый день ешь овощные салаты или
просто овощи? Бусинка. Потому что овощи – очень полезные продукты. В них много самых разных витаминов, они богаты растительными белками и углеводами. Например, мои любимые огурчики и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему, обладают жаропонижающим действием. Кубик. А сок редьки полезно использовать при простуде и при кашле. Катя. А петрушка возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Бусинка. А свежий лук усиливает аппетит, способствует выделению пищеварительных соков. А лук, жареный на сливочном масле или отваренный в молоке, смягчает кашель. Тетя Нина. Ребята, а вы поняли почему каждый день в пищу надо употреблять овощи? (ответы детей). |
9 | Практическая работа: приготовление салата из овощей. | Кубик. Бусинка, а
салат мы будем делать? Бусинка. Конечно. И ребята нам помогут. (3 команды ребят из набора “овощи” (карточки нарисованы) выбирают овощи для любимого салата. Затем карточки с изображением овощей разрезают в чашку. После того как салаты готовы, команды рассказывают какие овощи они использовали, почему и как называется их салат) |
|
10 | Заключительная часть (вкусная и полезная) | Развитие умения обобщать | Тетя Нина. Сегодня у нас в саду не только много овощей, но и много друзей. А друзьям мы всегда желаем здоровья. Приглашаем всех друзей за стол, отведайте полезные продукты из нашего сада. (Все участники садятся за стол и пробуют овощные салаты. А в это время звучит песня “Овощи” на слова Юлиана Тувима в переводе С.Михалкова – Приложение 4). |