Занятие "Всякому овощу - своё время" по программе "Разговор о правильном питании"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ.

Компания “Нестле” обеспечила не только разработку и издание учебно-методических комплексов, но и специальную подготовку специалистов.

Курс представляет интерес не только для детей и педагогов, но и для родителей школьников. Благодаря программе многие мамы и папы смогут познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни и убедиться в том, что полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание.

В нашем ОУ эта программа реализуется уже пять лет, так как одним из направлений работы школы является “Здоровый образ жизни”, а данная программа помогает подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания и соответствует русским кулинарным традициям. Предложенный курс “Разговор о правильном питании” изучается в рамках факультативных занятий для учащихся 1-4 классов (12-15 часов в год). Главная цель курса – не только сформировать у младших школьников основы рационального питания, но и способствовать воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Исходя из своего опыта работы, при реализации программы “Разговор о правильном питании” педагогу надо знать следующее: для того, чтобы занятия были интересными и эффективными следует максимально учитывать возрастные возможности ребенка и использование разнообразных форм проведения занятий; при этом обучение строится как игра (сюжетно-ролевая, с правилами, образно-ролевая), позволяющая проявить ребятам свою активность; при организации занятий рабочая тетрадь, в которой дети могли бы выполнять задания, должна быть у каждого ребенка; не следует усложнять содержание тем за счет информационных материалов, носящих частный, детализированный характер. Итак, разработку одной из тем, изучаемую в рамках факультативного курса “Разговор о правильном питании”, “Всякому овощу – свое время”, я и предлагаю Вашему вниманию.

Тема: “Всякому овощу – свое время”.

Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами и характерными особенностями (форма, вкус, запах, окраска).

Оформление:

  1. Изображение овощей (иллюстрации, картины, плакаты).
  2. овощная выставка.
  3. Рисунки детей.
  4. Макет грядок с овощами.

Оборудование:

  1. Список (загадки).
  2. Корзинка с овощами.
  3. Дольки соленого огурчика для угощения.
  4. Карточки с изображением овощей, ягод, фруктов.
  5. Платочки для завязывания глаз.
  6. Морковка для подарка.
  7. Разрезанные карточки с овощами (1 часть – корнеплод, 2 часть – ботва).
  8. Капуста, кабачок на подарок.
  9. Карточки с нарисованными овощами для приготовления салата.
  10. Накрытый стол (овощные салаты)
  11. Магнитофон, кассета.

 Ход урока

№ п/п

Этапы

Цель

Содержание занятия

1 Организационный момент Ребята входят в класс, (звучит музыка П.И. Чайковского из альбома “Времена года”) представляющий собой сад, в котором богатый урожай овощей и рассаживаются по своим местам. Появляются уже знакомые герои Кубик, Бусинка, Катя и тетя Нина.

Кубик. Какой у нас богатый урожай!

Бусинка. Посмотрите, сколько выросло овощей! Больше всего в этом году огурчиков.

Катя. А почему говорят: “Всякому овощу – свое время?”

Тетя Нина. Помните в начале лета мы уже ели редиску, салаты, заправленные растительным маслом. А некоторые овощи растут все лето и созревают только к осени. Вот и получается – все лето и осень у нас полезные овощи, богатые витаминами.

2 Объявление и толкование темы Развитие познавательного интереса
3 Угадывание овощей по определенным признакам (загадки) Развитие умения анализировать, синтезировать. Кубик. Ребята, а в вашем саду растут

овощи? (ответы детей)

Катя. В моей корзинке овощей много. Но я не могу их разложить вот по этому списку (загадки). И прошу помощи у ребят.

Тетя Нина. Я думаю, что ребята тебе,

Катя, не откажут. Читай свой список.

Загадки.

(Дети их отгадывают, а Катя выкладывает овощи по порядку.)

Щеки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)

Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. (Капуста)

И зелен, и густ
В огороде вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом ... (Картошка)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (Лук)

Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком. (Кабачок)

Бусинка. А про мой любимый овощ забыли. Придется самой сказать.
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимой в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (ответ детей, Бусинка угощает ребят соленым огурчиками).
4 Определение на рисунке овощей, их раскрашивание, называние. Развитие восприятия, развитие мелкой моторики кисти рук. Тетя Нина. У ребят тоже есть свои любимые овощи. И сейчас они нам их назовут и раскрасят. (Ребята получают карточку с изображением ягод, фруктов, овощей. Им нужно раскрасить и надписать только овощи – Приложение 1).
5 Определение овощей по характерным особенностям (форма, вкус, цвет) Развитие умения отгадывать предметы по их существенным признакам. Развитие внимания. Кубик. Овощей увидели и назвали мы немало. А могут ли ребята определить что это за овощ лишь по вкусу или запаху, или форме.

Тетя Нина. Я думаю, что и с этими испытаниями ребята справятся отлично.

Кубик. Хорошо. Испытание 1 – определи ОВОЩ ПО форме. (Вызываются 2 человека, которым завязывают глаза и дают в руки тот или другой овощ. Ребята, трогая, узнают и называют этот овощ).

Кубик. Испытание 2. – определи овощ по вкусу. (Вызываются 2 человека, которым завязывают глаза и дают попробовать на вкус разные овощи. После пробы дети называют овощ).

Кубик. Испытание 3. – определи овощ по запаху. (Вызываются 2 человека, которым завязывают глаза и дают понюхать овощи. По запаху ребята узнают их и называют).

Бусинка. Видишь, Кубик, какие ребята молодцы! Как здорово они справились с твоими испытаниями!

Кубик. Да. Действительно молодцы! Поэтому каждому участнику дарю морковку. Пусть девочки и мальчики будут всегда здоровыми и веселыми.

6 Физминутка Развитие внимания Тетя Нина. Ребята, нравится вам в нашем саду? Давайте сыграем в игру, которая так и называется “Если нравится тебе”   (Приложение 2)
7 Конструирование овощей Развитие слуховой памяти

Развитие произвольного внимания, развитие мышления.

Катя. А хочу вам рассказать вот какую историю... (Катя рассказывает отрывок из русской сказки “Вершки и корешки” Приложение 3)

Бусинка. А у меня как раз есть вершки и корешки. Только я их все перепутала. И теперь не знаю, от какого овоща для салата брать вершки, а от какого корешки. Ребята, помогите составить полный рисунок овощей. 2 команды: мальчики и девочки. Ребята составляют полный рисунок овощей. Каждая карточка с изображением овоща разрезана на 2 части: отдельно изображение корнеплодов и ботвы)

Бусинка. Спасибо девчонкам. За помощь дарю вам капусту. Будьте красивы и белолицы. Спасибо мальчишкам. А вам в подарок кабачок. Будьте сильными и ловкими.

8 Знакомство с полезными свойствами овощей Развитие умения обобщать, выделить главное Тетя Нина. Бусинка, а почему ты каждый день ешь овощные салаты или просто овощи?

Бусинка. Потому что овощи – очень полезные продукты. В них много самых разных витаминов, они богаты растительными белками и углеводами. Например, мои любимые огурчики и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему, обладают жаропонижающим действием.

Кубик. А сок редьки полезно использовать при простуде и при кашле.

Катя. А петрушка возбуждает аппетит, улучшает пищеварение.

Бусинка. А свежий лук усиливает аппетит, способствует выделению пищеварительных соков. А лук, жареный на сливочном масле или отваренный в молоке, смягчает кашель.

Тетя Нина. Ребята, а вы поняли почему каждый день в пищу надо употреблять овощи? (ответы детей).

9 Практическая работа: приготовление салата из овощей. Кубик. Бусинка, а салат мы будем делать?

Бусинка. Конечно. И ребята нам помогут. (3 команды ребят из набора “овощи” (карточки нарисованы) выбирают овощи для любимого салата. Затем карточки с изображением овощей разрезают в чашку. После того как салаты готовы, команды рассказывают какие овощи они использовали, почему и как называется их салат)

10 Заключительная часть (вкусная и полезная) Развитие умения обобщать Тетя Нина. Сегодня у нас в саду не только много овощей, но и много друзей. А друзьям мы всегда желаем здоровья. Приглашаем всех друзей за стол, отведайте полезные продукты из нашего сада. (Все участники садятся за стол и пробуют овощные салаты. А в это время звучит песня “Овощи” на слова Юлиана Тувима в переводе С.Михалкова – Приложение 4).