Программа факультативного курса "География Российского порубежья: мы и наши соседи"

Разделы: География


Данная программа рассчитана для учащихся 10-11-х классов. Она составлена на основе учебного пособия Бабурина В.Л., Даньшина А.И. и Елховской Л.И. “География Российского порубежья: мы и наши соседи”. Программа курса призвана закрыть мировоззренческий пробел в образовании учащихся, формируя целостное представление о едином геополитическом пространстве России. В курсе рассматриваются государства, граничащие с нашей Родиной, а также государства – участники геополитических и социально-экономических процессов в нашем окружении, океанические соседи.

Цели курса: создать у учащихся целостное представление о землях, странах и народах, расположенных по обе стороны старых и новых границ России, раскрыть разнообразие природных условий, ресурсов, особенности населения и хозяйства стран Российского порубежья.

Задачи курса:

повышение интереса старших школьников к изучению географии;

формирование у учащихся широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира;

– развитие географического мышления;

– способствование формированию картографической грамотности;

– формирование духовности и уважения как к культуре и истории своей Родины,  так и к культурному и историческому наследию других стран и народов,  воспитание патриотизма и интернационализма у юных граждан России.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации курса учащиеся должны:

1. Оценивать и прогнозировать:

социально-экономические процессы, происходящие в изучаемых странах и регионах.

2. Объяснять:

влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и населения стран Российского порубежья;

– различия в естественном приросте населения, в темпах роста и уровне урбанизации отдельных территорий, в направлении миграций, в образовании и развитии разных форм городского и сельского населения;

– особенности природы, населения и хозяйства отдельных стран и регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

– особенности жилищ, видов хозяйственной деятельности, традиций как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.

3. Описывать:

экономико-географическое положение стран.

4. Называть и показывать:

изучаемые природно-хозяйственные объекты на карте.

  • Составлять учебные презентации по изучаемым странам

Содержание курса и тематическое планирование

    (32 часа)

    № занятия

    Общая тема, количество часов, тема занятия

    Содержание занятия

    Форма занятия

    1

    Тема 1. (1 час)

    Россия и геополитика

    Понятие геополитики. Геополитические теории. Формирование российского геополитического пространства. Типы стран Российского порубежья.

    Лекция

     

    Тема 2. (4 часа)

    Северо-западное порубежье

       

    2

    Скандинавские страны: общая характеристика Природные условия и ресурсы. Хозяйство Норвегии, Финляндии, Швеции

    Лекция

    3

    Норвегия: территория, природа, население, хозяйство и традиции “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

    Занятие – презентация

    4

    Финляндия: территория, природа, население, хозяйство и традиции “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

    Занятие – презентация

    5

    Швеция: территория, природа, население, хозяйство и традиции “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

    Занятие – презентация

     

    Тема 3. (5 часов)

    Западное порубежье

       

    6

    Страны Прибалтики. Польша и приграничные области России Географическое положение территории. Общие особенности природы, населения, хозяйства

    Семинар

    7

    Эстония: территория, природа, население, хозяйство Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Традиции.

    Практическая работа: составление “визитной карточки” страны

    Занятие – практикум

    8

    Латвия: территория, природа, население, хозяйство Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

    Практическая работа: оценка транспортных связей и рекреационных ресурсов страны

    Семинар – практикум

    9

    Литва: территория, природа, население, хозяйство “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально – экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

    Практическая работа: составление характеристики АПК страны

    Лекция – практикум

    10

    Польша: территория, природа, население, хозяйство “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

    Занятие – презентация

     

    Тема 4. (4 часа)

    Белоруссия и Юго-западное порубежье

       

    11

    Белоруссия, Украина и прилегающие области России: общая характеристика Географическое положение территории. История заселения. Общие черты природы, хозяйства, населения

    Семинар

    12

    Белоруссия: территория, природа, население, хозяйство Практическая работа: составление экономико-географической характеристики стран

    Практикум

    13

    Украина: территория, природа, население, хозяйство

    14

    Молдавия: территория, природа, население, хозяйство
     

    Тема 5. (4 часа)

    Южное порубежье

       

    15

    Закавказье и Северный Кавказ: общая характеристика Особенности географического положения. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства

    Лекция

    16

    Грузия: территория, природа, население, хозяйство Практическая работа: составление картосхемы стран региона с отражением специфики природно-ресурсного потенциала, хозяйства и внешнеэкономических связей

    Практикум

    17

    Армения: территория, природа, население, хозяйство

    18

    Азербайджан: территория, природа, население, хозяйство
     

    Тема 6. (6 часов)

    Юго-восточное порубежье

       

    19

    Центральная Евразия: общая характеристика Особенности географического положения. Особенности заселения территории. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства

    Лекция

    20

    Казахстан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

    Практическая работа: составление презентации по стране

    Практикум

    21

    Узбекистан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

    Практическая работа: оценка

    природно-ресурсного потенциала страны

    Семинар – практикум

    22

    Киргизия: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

    Практическая работа: составление проекта создания на берегах Иссык-Куля курорта международного значения

    Семинар – практикум

    23

    Туркмения: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

    Практическая работа: составление проекта национального парка на территории страны

    Семинар – практикум

    24

    Таджикистан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

    Семинар

     

    Тема 7. (5 часов)

    Восточное порубежье

       

    25

    Восточная Азия: общая характеристика региона Особенности экономико-географического положения. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства

    Лекция

    26

    Китай: территория, природа, население Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение.

    Диспут

    27

    Китай: хозяйственный комплекс Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

    Конференция

    28

    Монголия: территория, природа, население, хозяйство Практическая работа: составление картосхемы с отражением особенностей природно-ресурсного потенциала страны и хозяйственного комплекса

    Практикум

    29

    Корейский полуостров: Северная Корея и Южная Корея Практическая работа: составление сравнительной экономико-географической характеристики Северной и Южной Кореи

    Практикум

     

    Тема 8. (3 часа)

    Океаническое порубежье

       

    30

    Заморские страны и прилегающие территории России Морские границы. Заморские

    державы – соседи. Особенности природы, населения, хозяйства.

    Лекция

    31

    Япония: особая область Хоккайдо Формирование территории.

    Природно-ресурсный потенциал Хоккайдо. Население и расселение. Характеристика хозяйства. Транспорт и внешние связи.

    Семинар

    32

    Полярный сектор. На другом берегу: Аляска, Канадский север, Гренландия, Шпицберген. Особенности экономико-географического положения, природных условий, ресурсов, населения, хозяйства, территорий

    Конференция

    Литература

  1. Бабурин В.Л. и др. География Российского порубежья: мы и наши соседи. – М.: Просвещение, 2006.