Данная программа рассчитана для учащихся 10-11-х классов. Она составлена на основе учебного пособия Бабурина В.Л., Даньшина А.И. и Елховской Л.И. “География Российского порубежья: мы и наши соседи”. Программа курса призвана закрыть мировоззренческий пробел в образовании учащихся, формируя целостное представление о едином геополитическом пространстве России. В курсе рассматриваются государства, граничащие с нашей Родиной, а также государства – участники геополитических и социально-экономических процессов в нашем окружении, океанические соседи.
Цели курса: создать у учащихся целостное представление о землях, странах и народах, расположенных по обе стороны старых и новых границ России, раскрыть разнообразие природных условий, ресурсов, особенности населения и хозяйства стран Российского порубежья.
Задачи курса:
– повышение интереса старших школьников к изучению географии;
– формирование у учащихся широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира;
– развитие географического мышления;
– способствование формированию картографической грамотности;
– формирование духовности и уважения как к культуре и истории своей Родины, так и к культурному и историческому наследию других стран и народов, воспитание патриотизма и интернационализма у юных граждан России.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации курса учащиеся должны:
1. Оценивать и прогнозировать:
– социально-экономические процессы, происходящие в изучаемых странах и регионах.
2. Объяснять:
– влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и населения стран Российского порубежья;
– различия в естественном приросте населения, в темпах роста и уровне урбанизации отдельных территорий, в направлении миграций, в образовании и развитии разных форм городского и сельского населения;
– особенности природы, населения и хозяйства отдельных стран и регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
– особенности жилищ, видов хозяйственной деятельности, традиций как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.
3. Описывать:
– экономико-географическое положение стран.
4. Называть и показывать:
– изучаемые природно-хозяйственные объекты на карте.
- Составлять учебные презентации по изучаемым странам
Содержание курса и тематическое планирование
- Бабурин В.Л. и др. География Российского порубежья: мы и наши соседи. – М.: Просвещение, 2006.
(32 часа)
№ занятия |
Общая тема, количество часов, тема занятия |
Содержание занятия |
Форма занятия |
1 |
Тема 1. (1 час) Россия и геополитика |
Понятие геополитики. Геополитические теории. Формирование российского геополитического пространства. Типы стран Российского порубежья. | Лекция |
Тема 2. (4 часа) Северо-западное порубежье |
|||
2 |
Скандинавские страны: общая характеристика | Природные условия и ресурсы. Хозяйство Норвегии, Финляндии, Швеции | Лекция |
3 |
Норвегия: территория, природа, население, хозяйство и традиции | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции. |
Занятие – презентация |
4 |
Финляндия: территория, природа, население, хозяйство и традиции | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции. |
Занятие – презентация |
5 |
Швеция: территория, природа, население, хозяйство и традиции | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции. |
Занятие – презентация |
Тема 3. (5 часов) Западное порубежье |
|||
6 |
Страны Прибалтики. Польша и приграничные области России | Географическое положение территории. Общие особенности природы, населения, хозяйства | Семинар |
7 |
Эстония: территория, природа, население, хозяйство | Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Традиции. Практическая работа: составление “визитной карточки” страны |
Занятие – практикум |
8 |
Латвия: территория, природа, население, хозяйство | Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции. Практическая работа: оценка транспортных связей и рекреационных ресурсов страны |
Семинар – практикум |
9 |
Литва: территория, природа, население, хозяйство | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально – экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции. Практическая работа: составление характеристики АПК страны |
Лекция – практикум |
10 |
Польша: территория, природа, население, хозяйство | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции. |
Занятие – презентация |
Тема 4. (4 часа) Белоруссия и Юго-западное порубежье |
|||
11 |
Белоруссия, Украина и прилегающие области России: общая характеристика | Географическое положение территории. История заселения. Общие черты природы, хозяйства, населения | Семинар |
12 |
Белоруссия: территория, природа, население, хозяйство | Практическая работа: составление экономико-географической характеристики стран | Практикум |
13 |
Украина: территория, природа, население, хозяйство | ||
14 |
Молдавия: территория, природа, население, хозяйство | ||
Тема 5. (4 часа) Южное порубежье |
|||
15 |
Закавказье и Северный Кавказ: общая характеристика | Особенности географического положения. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства | Лекция |
16 |
Грузия: территория, природа, население, хозяйство | Практическая работа: составление картосхемы стран региона с отражением специфики природно-ресурсного потенциала, хозяйства и внешнеэкономических связей | Практикум |
17 |
Армения: территория, природа, население, хозяйство | ||
18 |
Азербайджан: территория, природа, население, хозяйство | ||
Тема 6. (6 часов) Юго-восточное порубежье |
|||
19 |
Центральная Евразия: общая характеристика | Особенности географического положения. Особенности заселения территории. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства | Лекция |
20 |
Казахстан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Практическая работа: составление презентации по стране |
Практикум |
21 |
Узбекистан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Практическая работа: оценка природно-ресурсного потенциала страны |
Семинар – практикум |
22 |
Киргизия: территория, природа, население, хозяйственный комплекс | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Практическая работа: составление проекта создания на берегах Иссык-Куля курорта международного значения |
Семинар – практикум |
23 |
Туркмения: территория, природа, население, хозяйственный комплекс | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Практическая работа: составление проекта национального парка на территории страны |
Семинар – практикум |
24 |
Таджикистан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс | “Визитная карточка страны”.
Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. |
Семинар |
Тема 7. (5 часов) Восточное порубежье |
|||
25 |
Восточная Азия: общая характеристика региона | Особенности экономико-географического положения. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства | Лекция |
26 |
Китай: территория, природа, население | Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. |
Диспут |
27 |
Китай: хозяйственный комплекс | Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. | Конференция |
28 |
Монголия: территория, природа, население, хозяйство | Практическая работа: составление картосхемы с отражением особенностей природно-ресурсного потенциала страны и хозяйственного комплекса | Практикум |
29 |
Корейский полуостров: Северная Корея и Южная Корея | Практическая работа: составление сравнительной экономико-географической характеристики Северной и Южной Кореи | Практикум |
Тема 8. (3 часа) Океаническое порубежье |
|||
30 |
Заморские страны и прилегающие территории России | Морские границы. Заморские державы – соседи. Особенности природы, населения, хозяйства. |
Лекция |
31 |
Япония: особая область Хоккайдо | Формирование территории. Природно-ресурсный потенциал Хоккайдо. Население и расселение. Характеристика хозяйства. Транспорт и внешние связи. |
Семинар |
32 |
Полярный сектор. На другом берегу: Аляска, Канадский север, Гренландия, Шпицберген. | Особенности экономико-географического положения, природных условий, ресурсов, населения, хозяйства, территорий | Конференция |
Литература