Интегрированный урок по теме "Обыкновенные дроби и птицы в зоопарке". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока.

Образовательные:

• обобщить и систематизировать изученный материал по данной теме;

• сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;

• познакомить учащихся с историческим материалом по изучаемой теме.

Развивающие:

• развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

• воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Оборудование: ПК, проектор, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Сегодня проведу
У вас урок такой,
Который будет посвящен
Интересной особе одной.

– Что же это за особы, о которых пойдет речь?

Внимание, загадка: Она бывает барабанная или пальцами. А еще она бывает охотничья. (Дробь.)

– А в математике существуют дроби? Какие дроби вы знаете? (Ответы учащихся.)

– А сейчас мы отправимся в наш любимый Московский Зоопарк.

– Кто там вас встречает?

– А кого там очень много?

Вот картинка вам подсказка (картинка в презентации).

Вот о них и пойдет речь (птицы).

В Зоопарке нас встречает экскурсовод.

Экскурсовод расскажет вам историю обыкновенных дробей.

(Выходит ученица и рассказывает о дробях.)

II. История обыкновенных дробей

В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. Египтяне для обозначения дробей использовали иероглифы.

(ер, “(один) из” или ре, рот) над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию.

К примеру:

У них также были специальные символы для дробей 1/2, 2/3 и 3/4, которыми можно было записывать также другие дроби (большие чем 1/2).

Первым дробную черту ввел итальянский математик Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. На Руси дроби называли долями, позже “ломаными” числами. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. В начале в записи дробей не использовалась дробная черта. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” – разбивать, ломать на части.

Интересное и меткое “арифметическое” сравнение делает Лев Николаевич Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

Для запоминания: “человек стоит на земле” (ч/з).

III. Итак, первая остановка

Вопросы у нас зашифрованы, вы говорите номер, то есть сами выбираете себе вопрос. Около вопроса стоит буква. Запоминаем ее и записываем на доске.

Вопросы в виде викторины в презентации (слайды 3–15).

• 1. Дробь называется правильной, если числитель ...

• 2. Неправильная дробь ... правильной. (ж)

• 3. Чтобы найти число по данной дроби, нужно ...

• 4. Правильная дробь ... 1 (у)

• 5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ... (р)

• 6. Числитель стоит ... чертой и означает, сколько равных частей ... от целого.

• 7. Неправильная дробь ... 1 (а)

• 8. Знаменатель стоит ... чертой и показывает, на сколько равных частей ... (в)

• 9. Чтобы найти дробь от числа, нужно ...

• 10. Чтобы записать смешанную дробь в виде неправильной дроби нужно... (л)

• 11. Чтобы исключить целую часть из неправильной дроби нужно ...

• 12. Сформулируйте основное свойство дроби. (ь)

Итак, мы видим буквы, из которых надо составить слово-название птицы, около клетки которой мы стоим.

Ж, у, р, а, в, л, ь (слайд №16)

Журавль – самая высокая птица, которая обитает в России. Высота ее 1,5 метра.

Посмотрите на картинку.

IV. Второе задание: нужно сократить дробь. Найти нужный ответ и зачеркнуть его в карточке. Из оставшихся букв получится слово. (Слайд №17)

5/6

27/30

3/4

6/5

3/6

9/10

6/8

1/2

4/3

5/8

3/8

5/10

с

к

у

о

л

т

и

н

б

р

а

и

25/30; 36/48; 21/42; 15/40; 54/60 (Дроби записаны на доске.)

(Слайд 19 – ответы.)

Колибри – самые маленькие птички. Живут на американском континенте. Их размеры около 6 см, вес – 2 г. Они строят гнезда размером с половину грецкого ореха. Эти птички могут летать задом, резко останавливаться, зависать в воздухе. Название “колибри” – “жужжание птицы” происходит от жужжания, производимого крыльями, которые вибрируют со скоростью 70–75 взмахов в секунду.

(Слайды 20–21)

V. Физкультминутка. (Слайд № 34)

Устали? Делаем зарядку. Я называю дроби. Если правильные, то руки вверх, если неправильные, то в сторону, если 0, то на парту.

VI. Идем дальше. Подходим к новой клетке. (Слайды № 22–26)

Кто там находится? Сейчас узнаем. Но для этого нужно решить задачи.

1) В кормушке сидело 3 птицы, это составляло 3/17 всех птиц, которые сидели на дереве. Сколько птиц прилетело к кормушке?
2) Таня шла в школу. Расстояние от школы до дома она обычно проходит за 24 минуты. Но в этот раз она встретила Диму и проговорила с ним 7/6 всего времени. Сколько времени потратила Таня на разговоры? Успела ли она в школу?
3) Снеговику нужно проехать 32 метра. Он проехал 5/8 пути. Сколько ему осталось проехать?
4) Дед Мороз принес детям 36 подарков, это составляло 3/7 того, что у него лежало в санях. Сколько подарков было первоначально?
5) В лягушачьем детском саду 36 питомцев. 5/6 всех лягушат загорают на пляже. Сколько питомцев не греются на солнышке?
6) Кролик решил на огороде длиной 10 метров и шириной 4 метра посадить капусту и морковь. 5/8 площади этого огорода он засеял морковью, а остальную капустой. Какая часть огорода занята капустой?
7) Черепаха Тартила проползла 2/3 всего пути от болота до театра, что составило 260 метров. Сколько метров ей осталось еще проползти?
8) Почтальону Печкину надо доставить 84 письма. Он уже доставил 5/7 всех писем. Сколько писем ему еще осталось доставить?

(4 задачи решают ученики класса около доски, а 4 решают дети на местах по карточкам, затем записывают решение на доске.)

А сейчас попробуем найти ответы и познакомиться с новой птицей. (Слайд № 27)

Это вальдшнеп. (Слайды 28–29)

• Эта птица видит все, что происходит вокруг нее, даже не поворачивая головы. У нее глаза разнесены необычно далеко, почти к затылку.

VII. Мы двигаемся дальше по Зоопарку. Следующая остановка.

Решаем самостоятельно. Задание не списываем. Каждый ответ проверяем в таблице ответов (слайд 30). Если вы находите правильный ответ, то рядом пишем ту букву, которая написана рядом. А теперь проверим, что у вас получилось. Я называю ответ, а вы называете букву. И сейчас мы с вами нарядим елку (слайд 31).

Примеры. Самостоятельная работа.

1) Найти 3/5 от 120.

2) Найти число, если 6/7 его равны 72.

3) Сократить дробь 48/72.

4) Представить смешанное число 7*8/12 в виде неправильной дроби.

5) Исключить целую часть из дроби 79/8.

6) Привести дробь к новому знаменателю: 5/8 = ?/96.

7) Найти х из уравнения: 3/5 = х/15.

8) Вычислить и ответ сократить: 7/25 + 8/25 =

9) Найти х из уравнения: 3х + 5х = 24.

Ответы: 60; 3/5; 92; 9*7/8; 9; 72; 3; 84.

Таблица ответов.

84/12

2/3

3

9*7/8

50/96

72

9

84

7*9/8

3/5

02/12

60/96

О

Р

Е

Я

Б

А

Т

Ч

М

И

К

С

Это арктическая крачка. Эта птица является самым великим путешественником. Каждый год она пролетает из Арктики в Антарктиду и назад. Это путешествие примерно в 40 000 км. За жизнь она пролетает расстояние до Луны и обратно (слайд 32).

VIII. Наша экскурсия подошла к концу.

– О каких птицах вы узнали? Посмотрим на них еще раз.

– А теперь мы попрощаемся с зоопарком. Запишем домашнюю работу и выставим оценки.

Урок окончен.