Использование активных форм взаимодействия прогимназии с родителями воспитанников и обучающихся

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания детей могут быть реализованы лишь при условии взаимодействия двух социальных институтов - образовательного учреждения и семьи.

Казалось бы, родители воспитанников и обучающихся должны быть сами заинтересованы в том, чтобы активно участвовать в процессе становления личности своего ребенка. Но в силу каких-либо причин данная заинтересованность наблюдается не у каждого. Причин для этого не так уж много: первая - семьи относится к так называемой "группе риска", вторая - семьи, где родители видят свою миссию в обеспечении экономического благополучия любимого чада, а вопросы воспитания и образования полностью оставляю на откуп образовательному учреждению, и, наконец, третья причина - недостаточный уровень осознания роли матери или отца в воспитании ребенка.

Поэтому, одной из задач в работе руководителя является формирование родительского сообщества, способного и стремящегося к партнерству, повышение уровня общепедагогической образованности родителей.

Поскольку любая проблема решается успешно только при тщательном предварительном анализе, планировании и систематичности тех или иных мероприятий, составление комплексно-целевой программы является наилучшим вариантом управленческого решения.

Комплексно-целевая программа создается в рамках концепции и программы развития прогимназии и рассчитана один год. Такая периодичность удобна, так как в концепции и программе развития прописаны основные направления деятельности, целевые установки, а комплексно-целевая программа конкретизирует их. Конечно же, есть возможность коррекции содержательной линии программы в зависимости от изменившихся условий и потребностей образовательного учреждения .

Так, например, целевая установка на приобщение родителей в процессе социализации воспитанников и обучающихся конкретизирована следующим образом: "Взаимодействие педагогического коллектива и родителей воспитанников и обучающихся в процессе организации и работы мини-музеев". Данное направление программы органично связано с одной из задач годового плана прогимназии: "Создание условий для активизации взаимодействия образовательного учреждения и семьи посредством реализации музейной педагогики".

Данное направление работы прогимназии определилось в процессе изучения наиболее оптимальных форм взаимодействия с семьями. Планированию предшествовала следующая подготовительная работа:

  • анализ социокультурных условий микрорайона;
  • социально-педагогический мониторинг;
  • проведение анкетирования родителей;
  • изучение опыта работы коллег по данному направлению;
  • анализ собственного опыта и определение направлений работы.

Для создания проекта комплексно-целевой программы приказом директора была создана малая творческая группа, в состав которой вошли заместитель директора по УВР, педагог-психолог, воспитатель дошкольной группы и учитель начальных классов. Количественный состав малой творческой группы может быть представлен тремя-пятью педагогами. На первом заседании рассматриваются результаты предварительного этапа, определяются приоритетные направления, формы взаимодействия. Здесь же распределяется индивидуальные задания для членов малой творческой группы.

В процессе создания вышеназванной комплексно-целевой программы индивидуальные задания были распределены следующим образом:

  • зам. директора по УВР разрабатывает организационные мероприятия по основной проблеме программы и традиционные ежегодные мероприятия;
  • педагог-психолог готовит психологическое сопровождение работы с родителями, подбирает диагностический и консультационный материал, необходимый для решения годовых задач;
  • воспитатель и учитель составляют примерный план внутригрупповых и классных мероприятий, тематику оформления родительских уголков, информационных стендов.

На втором заседании весь материал группируется и анализируется. Здесь же рассматриваются различные варианты планирования, предполагаемые результаты от реализации комплексно-целевой программы. Далее зам. директора по УВР верстает программу и выносит на обсуждение педагогического совета. Процедура принятия и утверждения программы общепринятая.

Что касается содержания программы, то на этом вопросе хотелось бы становиться подробнее.

Первый раздел программы: "Организационно-педагогические мероприятия". В него входят следующие мероприятия:

  • анкетирование родителей;
  • мониторинг здоровья детей, проведение консультаций с родителями;
  • социально-педагогический мониторинг;
  • выявление потребностей родителей в психолого-педагогической помощи для определения плана консультаций;
  • оформление информационных стендов для родителей об особенностях работы группы, класса;
  • ознакомление родителей детей коррекционной группы с содержанием индивидуальных программ развития.

Далее раскрываются формы взаимодействия, их содержательные линии:

  • родительская конференция;
  • родительские собрания;
  • тренинг для родителей;
  • дни "открытых" дверей;
  • семейный клуб "Здравушка";
  • "Дни здоровья";
  • выставки;
  • конкурсы рисунков и поделок;
  • совместные досуговые мероприятия;
  • оформление родительских уголков;
  • оформление фото-альбомов о жизни в прогимназии;
  • оформление мини-музеев;
  • взаимодействие с институтами культуры, туризма.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексно-целевое планирование работы с родителями воспитанников и обучающихся позволяет систематизировать данный вид деятельности, определить резерв развития. В случае возникновения трудностей в реализации программы можно определить степень затруднения, характер и легче увидеть пути решения возникших проблем (приложение 1).

Хотелось бы отметить, что при комплексном подходе к планированию взаимодействия с родителями, появляется возможность использовать новые формы взаимодействия наряду с традиционными. Например, всем привычные родительские собрания, проводятся с применением различных форм активизации родителей: презентаций, практических занятий, ролевых и дидактических игр. У родителей появляется возможность не только узнать какие-то новые сведения из области образования, но и самим попробовать выполнить какие-то определенные игры и упражнения, рекомендуемые для проведения дома.

Например, в ноябре было проведено родительское собрание в старшей группе по теме: "Развитие речи дошкольников в процессе игровой деятельности". Поскольку, это было первое родительское собрание в группе, мы сочли необходимым помимо заданной тематики рассказать о содержании программы "Радуга" Т. Н. Дороновой, С. Г. Якобсон и др. для старшей группы. Таким образом, сформировалась следующая повестка дня:

Представление темы собрания и участников. Воспитатель.

Презентация содержания программы "Радуга" для старшей группы. Зам. директора по УВР (приложение 2).

Рекомендации учителя-логопеда по использованию игровых приемов в коррекции речи дошкольников в условиях семьи. Учитель-логопед.

Расширение словарного запаса дошкольников в процессе формирования навыков пространственной ориентировки. Педагог-психолог.

Практическая часть: использование развивающих игр В. В. Воскобовича в процессе формирования познавательно-речевого развития дошкольников. Воспитатель.

Фотографии родительского собрания.

Для представления родителям воспитанников и обучающихся полной информации о деятельности прогимназии 1 раз в месяц издается газета "Калейдоскоп событий" (приложение 3, приложение 4).

В конечном итоге, пусть не за один год, мы сформируем команду единомышленников. А пока по результатам анкетирования можно сказать, что по сравнению с прошлым учебным годам заинтересованность родителей в вопросах образования и в частности воспитания детей возросла на 6% и составила 92%. Остались 8% родителей занимающих нейтральную позицию. И нам есть над, чем работать в будущем.