Цели и задачи урока:
- Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма.
- Обогащение устной и письменной речи учащихся.
- Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству.
- Способствовать повышению учебной мотивации.
- Учить анализировать достигнутый результат.
Учебные материалы.
- учебник “Русский язык. 1 класс”, ч.1, (автор С.В.Иванов);
- рабочая тетрадь “Русский язык. 1 класс”, (автор С.В.Иванов).
- картинки с изображением паровозика; рисунок полянки и отдельные картинки весенних цветов (распустившихся и бутонов);
- карточки с филвордом и слогами в круге;
- звуковая модель слова “камыши”;
- презентация с изображением слогов;
- шапочки с изображением букв.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья!
II. Повторение о звуках и буквах.
Задание 1. При помощи цветного мелка и мокрой тряпки преобразовать буквы в другие.
А) И с У Ш
б) л о ь о и
Задание 2. “Что лишнее?”
а) р, с, А, И, ш, о
б) д, ф, ж, п, к
в) а, ы, и, у, о
- Какие слоги вы составите из этих букв?
- Какая проблема возникает каждый раз при написании слов с этими сочетаниями?
- Кто знает правописание ЖИ и ШИ?
Сегодня мы потренируемся в написании ЖИ и ШИ, чтобы навсегда запомнить эти сочетания и писать без ошибок.
1. Физминутка.
Вот все пальчики мои, (поворачивают кисти рук)
Их как хочешь, поверни – (хлопают перед собой, потом за спиной)
И вот этак, и вот так – (руки перед грудью, пальцы в замок)
Не обидятся никак (руки вперёд, ладони раскрыты)
Раз, два, три, четыре, пять – (Круговые движения кистями)
Не сидится им опять! (встряхивают кистями)
III. Каллиграфическая минутка.
Письмо букв: ж, ш, ши, жи
IV. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем говорить об этих буквах и звуках и ЗАПОМНИМ, какие гласные пишутся после этих согласных.
- Почему запомним?
- Вчера я получила видеописьмо, в котором слоги жалуются на детей, допускающих ошибки.
СЛАЙД №1 (Сочетания ЖИ и ШИ плачут и просят о помощи)
2. - Поможем им? Сейчас мы с вами побываем в гостях у шипящих и некоторых гласных.
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными
(Сказка)
(ЗВУЧАТ СКАЗОЧНЫЕ ФАНФАРЫ)
АВТОР. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч,Щ, (буквы выходят вперёд), а неподалёку жили гласные А, Я, У, Ю, И, Ы (буквы выходят вперёд). Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили поиграть :
Ж: - Давайте поиграем в прятки!
Ш: - Давайте!
Ч: А кто будет водить?
Щ: - Давайте посчитаемся!
СЧИТАЛОЧКА
А:
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили,
Чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому
И водить!
ШИПЯЩИЕ. (хором) Мы водим! Прячьтесь!
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА) <Приложение2>
(Шипящие ищут, шипят, во все щели заглядывают. Уже нашли А, У, И.)
ШИПЯЩИЕ. (по очереди):
Ж: Где же остальные буквы? МЕДЛЕННАЯ
Ш: - Мы устали!
Щ: -Хотим есть! ОТБИВКА
Ч: - Пойдём домой!
(Идут, а на лавочке сидят Я, Ю, Ы и играют.)
Ш: А они играют!
Ж: - Всё, мы с вами больше никогда играть не будем!
АВТОР: С тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
ВОТ ТАК! (Слайд № 2).
Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно писать после Ж и Ш – Ы? (Слайд № 3)
Повторяем правила написания ЖИ - ШИ.
Вспомните слова с ЖИ и ШИ.
- Когда произносите слова, какая буква, кажется должна быть написана?
- Запомните навсегда, что ЖИ и ШИ пишутся с буквой И!
Отгадайте и запишите слово:
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут …. (МЫШИ)Не поедет без бензина
Ни автобус, ни …. (МАШИНА)Красивые цветы,
Колючие шипы,
Но не роза, не крыжовник.
А зовут его …. (ШИПОВНИК)По полям бегут ручьи,
На дорогах … (ЛУЖИ).Скоро выйдут муравьи
После зимней …. (СТУЖИ)
Подчеркнуть сочетания ЖИ и ШИ.
V. Закрепление правил. Выполнение упражнений.
Найдите “лишние” слова. Слова на доске.
Вершина, лужи, тишина, душистый, ландыши, весна.
Шиповник, чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.
- Дети читают слова, находят “лишние”, объясняют, почему оно “лишнее”
- Затем дети записывают по одному слову, отвечающие на вопросы:
ЧТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
- В этих словах поставить ударение.
Физминутка.
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу – чу, чу – чу, чу – чу,
Бежит паровоз,
Стучит паровоз!
Далёко, далёко ребят он повёз!
2. Эти слова приехали к нам на поезде и просят составить с ними предложение. (Нарисован поезд и вагоны)
Паровозик (рисунок) | ландыши. | Весёлый | душистые | сторожит | чижик |
(Весёлый чижик сторожит душистые ландыши.)
- Прочитайте слова на изученное правило.
- Какие правила надо вспомнить, чтобы записать это предложение?
- Прочитать вопросительно, удивлённо, возмущённо, шёпотом.
- Проговорить предложение и записать в тетрадь. Поставить ударение, разделить на слоги.
- Составить схему предложения.
3. На доске слово: ШИТЬ
Учебник стр. 84, упражнение № 5. Какое слово получится, если в слове ШИТЬ первый звук заменить парным звонким?
С и н. Гл. |
К р а с. |
С и н. Зв. |
К р а с |
С и н. Гл. |
К р а с. |
- Выписать слова на это же правило. (пружина, камыши, машина, ежи, этажи)
- Разделить на слоги, поставить ударение
- Какое слово подберёте к звуковой модели?
Творческая работа в парах. Составить и записать слова из слогов.
МА | ЛЫ | ЖИ | ПРУ | НА | ШИ | НА | КА | ШИ | ЛЫ |
НИК | КРЫ | МЫ | ШИ | ПОВ | ШИ | ЖИ | МЫ | МА | ШИ |
Проверка с доски.
Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
а) филворд <Рисунок1>
ПРИ ПРОВЕРКЕ РЕБЯТА ЗАЧИТЫВАЮТ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОНИ ЗАПИСАЛИ.
Рис. 1
б) Выписать слова из кругов <Рисунок 2>
Рис. 2
в) Рабочая тетрадь. Стр. 68, упр. №5. Собрать слова из слогов и записать их.
ЛЫ | РАФ | |||
МОР | ЖИ | НА | ||
ГРУ | ШИ | ШКА | ||
МЫ | ВОТ |
Итог урока:
О чём должны всегда помнить при написании слов с ЖИ и ШИ?
Чтение правила:
ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой “И” пиши!
Слайд № 4. Все слоги улыбаются, говорят “Спасибо!”
VIII. Рефлексия: (ПОДСНЕЖНИКИ) <Приложение3>
- Быстро, правильно и самостоятельно (распустившиеся цветы)
- Правильно, но с помощью других (бутоны)