Понятие абсолютной величины (модуля) является одним из основных понятий математики. Задачи, связанные с абсолютной величиной, часто встречаются на математических олимпиадах и в заданиях единого государственного экзамена. Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса, но и в курсе высшей математики. Для успешного выступления на различных математических конкурсах и олимпиадах, с целью качественной подготовки к итоговой аттестации учащимся необходимо иметь прочные навыки в решении уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Программа элективного курса "Абсолютная величина" направлена на углубление знаний учащихся 9 класса по теме "Модуль", включенной в базовую программу по математике. Расширение содержания математического образования через различные формы учебной деятельности особенно актуально в условиях школы с углубленным изучением математики.
Данный курс формирует устойчивый интерес к предмету, выявляет и развивает математические способности, способствует выбору профиля дальнейшего обучения, ориентирует на профессию, связанную с математикой, Содержание программы способствует развитию математического мышления учащихся, устной и письменной речи, умению находить и применять различные способы решения задач.
Элективный курс "Абсолютная величина" рассчитан на 18 часов. Наполняемость класса - 20-25 человек.
Цели курса:
- Создание условий для усвоения, углубления математических знаний о модуле;
- Интеллектуальное и творческое развитие учащихся;
- Развитие устойчивого интереса к предмету;
- Приобщение к истории математики как части общечеловеческой культуры;
- Развитие информационной культуры.
Задачи курса:
- Сформировать у учащихся навыки преобразования выражений, содержащих модуль;
- Сформировать представление о методах и способах решения уравнений и неравенств, содержащих модуль;
- Научить строить графики, содержащие модуль;
- Рассмотреть приемы решения уравнений и неравенств с модулем, содержащих параметры;
- В процессе организации образовательного процесса по программе используются коллективная, групповая и индивидуальная формы занятий.
Методы обучения:
- традиционные (словесные, наглядные, практические);
- деятельностные (самостоятельное добывание знаний, развитие творческого мышления и познавательной активности);
- инновационные (самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным материалом).
- Занятия курса включают в себя теоретическую и практическую часть в виде лекций, консультаций, практикумов, самостоятельную и проектную работу. Для выполнения проекта учащиеся делятся на 3 группы. Первая готовит историческую справку об абсолютной величине, вторая - о применении абсолютной величины на уроках физики, третья - о применении абсолютной величины на уроках геометрии. Результаты работы учащиеся представляют в виде проектов.
Формы контроля:
- самостоятельная работа;
- зачет;
- защита собственного проекта;
- собеседование.
Преподавание элективного курса в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением математики будет способствовать развитию математической, исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Определение и свойства модуля действительного числа. Преобразование выражений, содержащих модуль | 2 | 0,5 | 1,5 |
2. | Решение уравнений и систем уравнений, содержащих модуль. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3. | Решение неравенств и их систем, содержащих модуль. | 3 | 0,5 | 2,5 |
4. | Построение графиков функций, содержащих модуль. | 3 | 1 | 2 |
5. | Нестандартные уравнения и неравенства | 2 | 0,5 | 1,5 |
6. | Задачи с параметрами | 2 | 0,5 | 1,5 |
7. | Зачетная работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Защита проектов | 2 | 1 | 1 |
Итого. | 18 | 5 | 13 |
Содержание.
Тема 1. Определение и свойства модуля действительного числа. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Занятие 1. Дать определение модуля. Рассмотреть свойства модуля. Геометрический смысл модуля. Историческая справка о модуле. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Занятие 2. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка теории при фронтальном опросе, самостоятельная работа на преобразование выражений, содержащих модуль.
Тема 2. Решение уравнений и систем уравнений, содержащих модуль.
Занятие 1. Решение уравнений вида f|x| = a, |f(x)| = b, |h(x)| = p(x), |h(x)| = |p(x)|.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Занятие 2. Решение уравнений вида |h(x)| +|p(x)| = а.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий и самостоятельная работа по решению уравнений, содержащих модуль.
Занятие 3. Решение систем уравнений, содержащих модуль.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 3. Решение неравенств и их систем, содержащих модуль.
Занятие 1. Решение неравенств вида f|x| > a, |f(x)| < b, |f(x)| > b, |h(x)| p(x), |h(x)| <p(x), |h(x)| |p(x)|.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Занятие 2. Решение неравенств вида |h(x)| +|p(x)| >а.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий и самостоятельная работа по решению неравенств, содержащих модуль.
Занятие 3. Решение систем неравенств, содержащих модуль.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 4. Построение графиков функций, содержащих модуль.
Занятие 1,2. Построение графиков функций, содержащих модуль вида
у = |f(x)|, y = f|x| и уравнений вида |y| = f(x), |y| = |f(x)|.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Занятие 3. Построение графиков функций, содержащих модуль вида
у = |h(x)| +|p(x)|.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий и самостоятельная работа по построению графиков, содержащих модуль.
Тема 5. Нестандартные уравнения и неравенства.
Занятие 1,2. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль не рассматриваемых на предыдущих занятиях.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 6. Задачи с параметрами.
Занятие 1,2. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.
Методы обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 7. Зачетная работа.
Занятие 1. Зачет по данной теме.
Формы контроля: проверка умения решать уравнения и неравенства, содержащие модуль, умение строить графики функций, содержащих модуль.
Тема 8. Защита проектов.
Занятие 1,2. Защита проектов.
Формы контроля: заслушать предложенные учениками проекты по данной теме.
Требования к уровню подготовки.
По окончанию изучения курса учащиеся должны
Знать:
- Определение модуля;
- Свойства модулей;
- Геометрический смысл модуля.
Уметь:
- Выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;
- Решать уравнения, неравенства и их системы;
- Строить графики функций с модулем;
- Решать задачи с параметрами.
Владеть:
- Алгоритмами решения уравнений и неравенств с модулем;
- Приемами построения графиков функций с модулем.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- класс с магнитной доской;
- проектор;
- ноутбук.
Литература.
- Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ Л. В. Кузнецова и др. - М. : Просвещение, 2006.
- Алгебра. Углубленное изучение. 8 кл. Задачник/ Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский. - 4-е изд.,- M. Мнемозина, 2006.- 284с. : ил.
- Алгебра. Углубленное изучение. 9 кл. Задачник/ Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский. - 2-е изд.,- M. Мнемозина, 2006.- 320с. : ил.
- Егерман Е. Задачи с модулем. / "Математика" № 23, 25-26, 27-28, 2004.
- Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 239с.
- Кочагина М. Н. Математика: Подготовка к "малому ЕГЭ" - М. Эксмо, 2007.
- Примерная программа основного общего образования по математике. Народное образование. - 2005. - № 9.
- Садыкова Н. Построение графиков, содержащих знак модуля. / "Математика" № 33 - 2004.
- Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы. / "Математика" № 20 -2004.