Методы решения тригонометрических уравнений

Разделы: Математика


Цели:

  • Обучающая: обобщить, систематизировать и углубить имеющиеся у школьников знания о методах решения тригонометрических уравнений.
  • Развивающая: формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах, развивать познавательную сферу учащихся и их мыслительную деятельность (умения анализировать, обобщать).
  • Воспитательная: привитие интереса к предмету через различные компоненты воспитательного процесса; посредством предмета способствовать формированию поисковой самостоятельности, активности, коммуникативности, навыков взаимодействия учащихся, культуры ведения учебного спора.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний с элементами исследования и применением компьютерных технологий.

Методическое обеспечение:

  • технология проблемного, дифференцированного обучения;
  • приемы обучения (опрос, беседа, проблемная ситуация, противопоставление точек зрения).
  • форма организации обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная).

Средства обучения: рабочий план-конспект преподавателя, доска, компьютер, групповые проекты учащихся, раздаточный материал.

Межпредметные связи: информатика, алгебра.

Ход урока

1. Организационный этап

(За десять дней до проведения урока класс был поделен на группы, каждая из которых получила свое задание.)

а) определение отсутствующих,
б) проверка готовности учащихся к уроку,
в) проверка подготовленности классного помещения к уроку.

2. Постановка цели

Наши главные цели – обобщить знания, полученные по теме “Методы решения тригонометрических уравнений”, дать оценку проделанной работе, найти общее в работах различных групп, творчески применить освоенные способы деятельности при решении различных уравнений.

Эпиграфом к работе будут слова Иоганна Вольфганга Гете “Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать”.

3. Актуализация опорных знаний

Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов. Обобщение и систематизация понятий. Усвоение системы знаний и их применение для объяснения и выполнения фронтальных заданий

(Используется компьютерная презентация).

Приложение 1.

4. Оперирование ЗУН-ми в стандартной ситуации

Каждая группа задает вопросы, которые подготовили для урока по теме “Тригонометрия”.

Примерные вопросы:

1. В каких точках график функции имеет вертикальные асимптоты?
2. Какие частные случаи существуют при решении простейших тригонометрических уравнений?
3. Когда уравнение вида не имеет решений?
4. Какая из тригонометрических функций четная? Приведите пример. Каким свойством обладает график четной функции?
5. Дайте определение арккосинуса числа х.

5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. Защита групповых проектов

Класс был предварительно разделен на группы.
Задания для первой группы.

Метод замены переменной. Приложение 2.

Задания для второй группы.

Метод разложения на множители. Приложение 3. Приложение 4.

Задания для третьей группы.

Однородные тригонометрические уравнения. Приложение 5 (однородные уравнения первой степени). Приложение 6 (однородные уравнения второй степени)

Задания для четвертой группы.

Уравнения с параметром. Приложение 7.

Отчет рабочих групп.

Каждая группа выдвигает своего представителя и консультанта, которые делают презентацию своей работы. Другие группы живо участвуют в обсуждении и решении, делая записи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы. Учитель направляет учебную дискуссию в нужном направлении.

6. Самостоятельная работа в группах на время

Приложение 8.

Задача руководителя группы состоит в том, чтобы грамотно распределить обязанности между всеми членами группы (презентация и раздаточный материал для каждой группы).

7. Подведение итогов и формулировка выводов

Различный взгляд на одни и те же вещи. Самоконтроль, рациональность и лаконичность в решении. Ребята оценивают работу соседних групп, выставляя оценки в оценочные листы.

8. Домашнее задание

Было дано по ходу представления своих проектов каждой группой.

Приложение 9