Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания о почве, её составе и свойствах.
- Познакомить с видами почв России, и мероприятиями по охране почвы.
- Формировать бережное отношение к почве.
- Формировать умение выделять общие и существенные признаки понятий, а так же умение последовательно, логично излагать материал.
Методы:
- словесный (беседа, свободное высказывание, объяснение);
- наглядный (наблюдение, иллюстрация наглядных пособий);
- практический (демонстрация опыта, творческие работы – плакаты “Охраняйте почву!”)
- игровой (логическая игра “Третий лишний”, исправление ошибок Гнома Недоучкина, разгадывание чайнворда).
Средства обучения:
- учебники
- таблица “Образование почвы”
- карта “Почвы России”
- таблица с эпиграфом
- набор цветных букв: П О Ч В А
- мензурка с водой, колба с почвой
- фотографии: “Гидропоника”, “извержение вулкана”
- цветная полоска бумаги (18 см)
- сборники пословиц, поговорок и загадок
- плакаты “Берегите почву”
- набор цветных жетонов для оценивания
- музыкальный центр
Структура | Ход урока | Примечание | ||||||||
Организационный момент | Приветствие учащихся. – Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Почва”. Мы очень часто, особенно жители городов , едва ли задумываемся когда-нибудь над тем, что простые песок и глина, лежащие у нас под ногами могут представлять какой-нибудь интерес. На вопрос о том, что такое почва, большинство, не задумываясь, отвечает “Обычная земля”. А что же такое почва? И что должен знать современный человек о почве, чтобы быть экологически грамотным? |
Оценивание ответов происходит при помощи цветных жетонов, каждый цвет обозначает количество баллов. В конце урока учащиеся подсчитывают общее количество и получают отметку за урок. | ||||||||
Обобщение знаний | 1. Наш сегодняшний урок я хотела бы
начать с замечательных слов “Почва – это
кормилица человечества. Она дороже для нас
золота…” (В.В. Докучаев) Кому принадлежат эти слова. В чем заслуга этого ученого?
|
Ответы учащихся. Корректирует учитель. |
||||||||
2. Еще в древности почву называли “матушкой- кормилицей” и сочиняли о ней сказки, легенды, пословицы, загадки (Ответы учащихся). | Выслушиваются пословицы, поговорки и загадки о почве, земле-кормилице, объясняется их смысл. За ответы учащиеся получают цветные жетоны. | |||||||||
3. Так что же такое почва? Дайте определение. На доске слово” почва” составлено из разноцветных букв. Каждый цвет ассоциируется с компонентами почвы. Давайте вспомним, что входит в состав почв и приведем описание опытов, которые это подтверждают | ||||||||||
Фронтальный опрос. | ||||||||||
Какой компонент почвы еще не был назван?
(Воздух) Проделайте опыт, который доказывает наличие воздуха в почве. |
Учащийся выходит к доске и демонстрирует опыт, опуская в мензурку кусочки почвы, при погружении которых на дно, выделяются пузырьки воздуха. | |||||||||
4. Откуда же появилась почва? Образование почвенного слоя нашей планеты началось, по данным ученых, примерно 4,5 млрд. лет назад и продолжается до сих пор. Первоначально главный вклад в формировании почвы вносили вулканические извержения, благодаря которым закладывался фундамент почв. В наше время подобные процессы образования почвы можно наблюдать в сейсмических областях (п-ов Камчатка, Курильские острова и другие острова Тихого океана). |
Демонстрация фотографий. | |||||||||
– Как же образуется почва? – Чем она отличается от горной породы? – На каких горных породах образуются почвы? |
Ответы учащихся. | |||||||||
5. – Какие свойства почвы вы знаете? – А какое свойство основное? – Из каких двух факторов слагается плодородие? |
Учитель дополняет, корректирует и обобщает ответы учащихся и оценивает их цветными жетонами. | |||||||||
Ответы учащихся Сообщения учащихся о видах удобрений, уточняющие вопросы учителя. |
||||||||||
6. А можно ли вырастить урожай растений
без почвы? Как называется этот метод, в чем его
суть? (Гидропоника, питательные растворы) |
Показ фотографий. | |||||||||
7. Игра “Третий лишний” а) гумус,
стекло, воздух |
Найти третье лишнее слово и обосновать
свой ответ. Оценивание продолжается цветными жетонами. |
|||||||||
8. Но вы знаете, что замечательная
“пленка жизни” – почва – легко разрушается. О чем говорят следующие расчеты ученых? “Слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3 225 лет, а там, где нет растений всего за 15 лет!” |
Во время чтения показ полоски бумаги высотой 18 см, которая демонстрирует толщину почвенного покрова. | |||||||||
9. А как мы с вами сможем сберечь почву? Демонстрация плакатов “Берегите, почву!” и их защита авторами. |
Защита плаката проводиться в течение 1 мин. (рекомендуется использовать песочные часы). | |||||||||
10. Игра “Ошибки Гнома Недоучкина” Каждой группе выдается задание, в тексте которого необходимо исправить ошибки или составить высказывания (см. задания в Приложении 1). |
Обсуждение в течение 2-х минут и
выступление представителя от группы. Жетоны получает вся группа. |
|||||||||
11. И в заключении урока предлагается чайнворд “Почва”, ключевым словом которого является тип самых плодородных почв мира. | За правильные ответы выдаются жетоны и в заранее начерченный чайнворд вписываются правильные ответы. | |||||||||
На доске вывешивается цветограмма: Жетоны – количество баллов Красный – 4 балла |
||||||||||
|
Перевод баллов в отметки “5” – 11 и
более баллов Если у учителя возникают сомнения по поводу отметки, ученику задаются дополнительные вопросы. |
|||||||||
Итог урока | Обобщение всех знаний по теме “Почва”.
Подведение итогов. Слова благодарности учителя
за активную работу учащихся на уроке. Выставление отметок в журнал. |
Учащиеся подсчитывают заработанные баллы и оценивают себя по предложенной цветограмме. |