Обобщающий урок по теме "Почва" (5-й класс)

Разделы: География

Класс: 5


Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания о почве, её составе и свойствах.
  • Познакомить с видами почв России, и мероприятиями по охране почвы.
  • Формировать бережное отношение к почве.
  • Формировать умение выделять общие и существенные признаки понятий, а так же умение последовательно, логично излагать материал.

Методы:

  • словесный (беседа, свободное высказывание, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, иллюстрация наглядных пособий);
  • практический (демонстрация опыта, творческие работы – плакаты “Охраняйте почву!”)
  • игровой (логическая игра “Третий лишний”, исправление ошибок Гнома Недоучкина, разгадывание чайнворда).

Средства обучения:

  • учебники
  • таблица “Образование почвы”
  • карта “Почвы России”
  • таблица с эпиграфом
  • набор цветных букв: П О Ч В А
  • мензурка с водой, колба с почвой
  • фотографии: “Гидропоника”, “извержение вулкана”
  • цветная полоска бумаги (18 см)
  • сборники пословиц, поговорок и загадок
  • плакаты “Берегите почву”
  • набор цветных жетонов для оценивания
  • музыкальный центр
Структура Ход урока Примечание
Организационный момент Приветствие учащихся.

– Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Почва”.

Мы очень часто, особенно жители городов , едва ли задумываемся когда-нибудь над тем, что простые песок и глина, лежащие у нас под ногами могут представлять какой-нибудь интерес. На вопрос о том, что такое почва, большинство, не задумываясь, отвечает “Обычная земля”.

А что же такое почва? И что должен знать современный человек о почве, чтобы быть экологически грамотным?

Оценивание ответов происходит при помощи цветных жетонов, каждый цвет обозначает количество баллов. В конце урока учащиеся подсчитывают общее количество и получают отметку за урок.
Обобщение знаний 1. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с замечательных слов “Почва – это кормилица человечества. Она дороже для нас золота…” (В.В. Докучаев)

Кому принадлежат эти слова. В чем заслуга этого ученого?

– дал определение “почва”
В.В. Докучаев – составил почвенную карту
– написал книгу “Русский чернозем”
– основатель науки о почвах – почвоведении.
Ответы учащихся.

Корректирует учитель.

  2. Еще в древности почву называли “матушкой- кормилицей” и сочиняли о ней сказки, легенды, пословицы, загадки (Ответы учащихся). Выслушиваются пословицы, поговорки и загадки о почве, земле-кормилице, объясняется их смысл. За ответы учащиеся получают цветные жетоны.
  3. Так что же такое почва? Дайте определение. На доске слово” почва” составлено из разноцветных букв. Каждый цвет ассоциируется с компонентами почвы. Давайте вспомним, что входит в состав почв и приведем описание опытов, которые это подтверждают  
 

Фронтальный опрос.
  Какой компонент почвы еще не был назван? (Воздух)

Проделайте опыт, который доказывает наличие воздуха в почве.

Учащийся выходит к доске и демонстрирует опыт, опуская в мензурку кусочки почвы, при погружении которых на дно, выделяются пузырьки воздуха.
  4. Откуда же появилась почва?

Образование почвенного слоя нашей планеты началось, по данным ученых, примерно 4,5 млрд. лет назад и продолжается до сих пор.

Первоначально главный вклад в формировании почвы вносили вулканические извержения, благодаря которым закладывался фундамент почв.

В наше время подобные процессы образования почвы можно наблюдать в сейсмических областях (п-ов Камчатка, Курильские острова и другие острова Тихого океана).

Демонстрация фотографий.
  – Как же образуется почва?
– Чем она отличается от горной породы?
– На каких горных породах образуются почвы?
Ответы учащихся.
  5. – Какие свойства почвы вы знаете?

– А какое свойство основное?

– Из каких двух факторов слагается плодородие?

Учитель дополняет, корректирует и обобщает ответы учащихся и оценивает их цветными жетонами.
 

Ответы учащихся

Сообщения учащихся о видах удобрений, уточняющие вопросы учителя.

  6. А можно ли вырастить урожай растений без почвы? Как называется этот метод, в чем его суть?

(Гидропоника, питательные растворы)

Показ фотографий.
  7. Игра “Третий лишний”

а) гумус, стекло, воздух
б) азотные удобрения, торф, навоз
в) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.В. Докучаев
г) черноземные, мерзлотно-таежные, серые лесные
д) землеройки, крокодилы, кроты

Найти третье лишнее слово и обосновать свой ответ.

Оценивание продолжается цветными жетонами.

  8. Но вы знаете, что замечательная “пленка жизни” – почва – легко разрушается.

О чем говорят следующие расчеты ученых?

“Слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3 225 лет, а там, где нет растений всего за 15 лет!”

Во время чтения показ полоски бумаги высотой 18 см, которая демонстрирует толщину почвенного покрова.
  9. А как мы с вами сможем сберечь почву?

Демонстрация плакатов “Берегите, почву!” и их защита авторами.

Защита плаката проводиться в течение 1 мин. (рекомендуется использовать песочные часы).
  10. Игра “Ошибки Гнома Недоучкина”

Каждой группе выдается задание, в тексте которого необходимо исправить ошибки или составить высказывания (см. задания в Приложении 1).

Обсуждение в течение 2-х минут и выступление представителя от группы.

Жетоны получает вся группа.

  11. И в заключении урока предлагается чайнворд “Почва”, ключевым словом которого является тип самых плодородных почв мира. За правильные ответы выдаются жетоны и в заранее начерченный чайнворд вписываются правильные ответы.
 

На доске вывешивается цветограмма:

Жетоны – количество баллов

Красный – 4 балла
Синий – 3 балла
Зеленый – 2 балла
Желтый – 1 балл

 
  1. Замечательный русский ученый, автор книги “Русский чернозем”.
  2. Мероприятие, которое проводиться зимой на полях, чтобы обеспечить почву влагой весной.
  3. Метод выращивания культурных растений без почвы – на водных питательных растворах.
  4. Органическое удобрение.
  5. Компонент, входящий в состав почвы.
  6. Разрушение почвы, уничтожение плодородного слоя.
  7. “Зеленые друзья”, способствующие образованию почвы.
  8. Отмершие части растений и животных под воздействием микроорганизмов превращаются…
  9. Горная порода, входящая в состав почвы и задерживающая влагу.
  10. Вид минеральных удобрений.
  11. Наука о почве, о законах ее образования и сохранении плодородия.
Перевод баллов в отметки

“5” – 11 и более баллов
“4” – 6-10 баллов
“3” – 3 – 5 баллов

Если у учителя возникают сомнения по поводу отметки, ученику задаются дополнительные вопросы.

Итог урока Обобщение всех знаний по теме “Почва”. Подведение итогов. Слова благодарности учителя за активную работу учащихся на уроке.

Выставление отметок в журнал.

Учащиеся подсчитывают заработанные баллы и оценивают себя по предложенной цветограмме.