Цель:
- формировать умение распознавать положение квадратной параболы на плоскости в зависимости от параметра,
- развивать логическое мышление,
- умение работать в проблемной ситуации.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Решение многих задач с параметрами, предлагаемых на экзаменах, в частности, на ЕГЭ по математике, требует умения правильно формулировать необходимые и достаточные условия, соответствующие различным случаям расположения корней квадратного трёхчлена на числовой оси.
Пусть квадратный трёхчлен f(x) = ax2 + bx + с имеет корни x1 и x2, - абсцисса вершины параболы y = ax2 + bx + с, d - заданное число. Рассмотрим ряд утверждений, связанных с взаимным расположением x1 , x2 и числа d.
Теорема 1. Для того чтобы оба корня квадратного трёхчлена были больше числа d, (рис.1) необходимо и достаточно выполнение условий.
Пример:
При каких значениях параметра а корни уравнения ax2-(2а + 1)х + 3а - 1 = 0 больше единицы?
Решение: 1. При а = 0 х = -1 - не удовлетворяет требованию задачи.
2. При а
Ответ:
Теорема 2. Для того чтобы оба корня квадратного трёхчлена были меньше числа d, (рис.2) необходимо и достаточно выполнение условий
Рассмотрим задачи на применение этих теорем, обращая внимание на алгоритм получения необходимых и достаточных условий, соответствующих данному случаю расположения корней квадратного трёхчлена на числовой оси. Учащиеся должны научиться составлять эти условия, а не пытаться механически их запомнить.
Задачи для самостоятельного решения.
Найдите значение параметра m, при которых уравнение имеет два отрицательных решения.
Ответ: при уравнение имеет два отрицательных решения.
Найти все значения параметра , при которых уравнение имеет два положительных различных решения.
Ответ: при уравнение имеет два положительных различных решения
При каких значениях параметра а корни уравнения больше 1?
Ответ: при корни уравнения больше 1.
При каких значениях параметра а оба корня уравнения меньше 1?
Ответ: при оба корня уравнения меньше 1.
При каких значениях параметра p оба корня квадратного трехчлена отрицательны?
Ответ: при оба корня квадратного трехчлена отрицательны.
Найдите все значения параметра а, при которых оба корня уравнения больше 1?
Ответ: не существует таких значений параметра а, при которых оба корня уравнения больше 1.
Теорема 3. Для того чтобы число d было расположено между корнями квадратного трёхчлена, (рис.3) необходимо и достаточно выполнение условий
Задача для самостоятельного решения
Найти все значения параметра , при которых только один корень квадратного трехчлена больше 2.
Ответ: или .
При каком значении параметра один корень уравнения больше 1, а другой - меньше 1?
Ответ: при один корень уравнения больше 1, а другой - меньше 1.
При каких значениях параметра число 2 находится между корнями квадратного уравнения ?
Ответ: при один корень уравнения больше 2, а другой - меньше .
Найти все значения параметра , при которых только один корень уравнения удовлетворяет неравенству .
Ответ: или .
Теорема 4. Для того чтобы оба корня квадратного трёхчлена лежали в интервале (d: p), (рис.4) необходимо и достаточно выполнение условий
(4)
Пример. При каких значениях параметра а оба корня уравнения удовлетворяют условию 1<x<3?
Решив систему, получим ответ
Задачи для самостоятельного решения
При каких значениях параметра а оба корня уравнения удовлетворяют условию ?
Ответ: .
При каких значениях параметра а, все решения уравнения удовлетворяют условию .
Ответ: при все решения уравнения удовлетворяют условию .
При каких значениях параметра а все решения уравнения удовлетворяют условию ?
Ответ: при все решения уравнения удовлетворяют условию .
При каких значениях параметра корни уравнения принадлежат промежутку (-1; 1)?
Ответ: при корни уравнения лежат на промежутке (-1; 1).
Найти все значения параметра при которых оба корня квадратного уравнения по модулю не превосходят 2.
Ответ: при корни уравнения не превосходят по модулю 2.
При каких значениях параметра все решения уравнения удовлетворяют условию .
Ответ: при или .
Определите все значения параметра k, чтобы один из корней уравнения был меньше нуля, а другой - больше 1?
Ответ: при .
При каких значениях параметра корни уравнения принадлежат промежутку (-1; 1)?
Ответ: при корни уравнения лежат на промежутке (-1; 1).
Найти все значения параметра , при которых оба корня квадратного уравнения по модулю не превосходят 2.
Ответ: при корни уравнения не превосходят по модулю 2.
При каких значениях параметра все решения уравнения удовлетворяют условию .
Ответ: при или .
Теорема 5 . Для того чтобы отрезок [d; p] лежал в интервале (x1; x2), (рис.5) необходимо и достаточно выполнение условий
или (5)
Задачи для самостоятельного решения
Найти все значения параметра , при которых один корень уравнения меньше 1, а другой больше 2.
Ответ: при один корень уравнения меньше 1, а другой больше 2.
Найти все значения параметра при которых корни квадратного уравнения удовлетворяют условию .
Ответ: при .
При каких значениях параметра корни уравнения не находятся на промежутке [-1; 1]?
Ответ: при корни уравнения не лежат на промежутке [-1; 1].
Определите все значения параметра k, чтобы один из корней уравнения был меньше нуля, а другой - больше 1?
Ответ: при .
Домашнее задание.
Выбрать и решить пять уравнений из разных разделов.