Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"

Разделы: История и обществознание


Проведение повторительно-обобщающих уроков в игровой форме широко используется многими учителями истории. Подобный урок имеет ряд положительных сторон. Во-первых, учитель имеет возможность проверить усвоение учащимися основных фактов, дат, имён. При необходимости – напомнить, заострить внимание, т. е. подкорректировать знания. Во-вторых, игровые формы вносят разнообразие в учебный процесс, побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивает воображение, творческие способности, формирует интерес к изучению истории. В-третьих, на таком уроке каждый ученик получает отметку, в том числе и те ученики, которые не играли на дорожках, но оформляли кабинет, готовили материалы для урока.

Один из вариантов такого урока представлен в данном материале.

Приступая к новой теме, семиклассники знали, что итогом изучения петровской эпохи будет игра “Умницы и умники”, которая проводится по правилам известной телепередачи. Поэтому каждый урок воспринимался с точки зрения подготовки к этому соревнованию.

В процессе работы школьники готовили к урокам сообщения: “Детские и юношеские годы Петра”, “Вооружение русской армии времен Петра I”, “Образ Петра I в литературе и искусстве”, “Птенцы гнезда Петрова”, “Первые российские государственные награды”, “Дело царевича Алексея”. Это позволило познакомить учащихся с фактами, которые не освещаются в школьном учебнике.

Цель: повторение и обобщение знаний о петровской эпохе.

Задачи: повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты, события петровской эпохи; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять факты; развивать память, воображение; формировать творческие начала личности, познавательный интерес к изучению истории, чувство сопричастности к изучаемым событиям.

Правила игры:

  1. Соревнования называются по-гречески агонами, участники – агонистами.
  2. Все остальные участники являются теоретиками. Если агонист не может дать правильного ответа, на вопрос отвечает теоретик, первым поднявший руку. За правильный ответ он получает “Орден Умника”.
  3. В каждом агоне участвуют три агониста. Каждый из них имеет право выбрать дорожку, на которой будет играть. Первым выбирает дорожку агонист, занявший первое место в “Прологе”, затем – занявшие второе и третье места.
  4. Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два этапа), но на ней нельзя ошибаться. Если агонист ошибся, он становится теоретиком. Если же он правильно ответил на 2 вопроса, агон заканчивается. На оставшиеся вопросы отвечают теоретики.
  5. На желтой дорожке три этапа, ошибиться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап.
  6. На зеленой дорожке четыре этапа, можно два раза ошибаться и переходить в следующие этапы с двумя штрафными очками.
  7. Жюри называется ареопаг. Члены ареопага определяют правильность ответов, порядок выступления теоретиков, решают спорные вопросы. В ареопаг приглашаются старшеклассники.

Приложение 1

Ход мероприятия

I агон

Пролог

1. Конкурс русского языка:

Вставьте пропущенные буквы в слова: м…ркант…лизм, пр…текци…низм, пр…п…сные крестьяне.

2. Конкурс ораторов:

Современники называли Петра Великим. Согласны ли Вы с такой оценкой?

I этап

Зеленая дорожка:

– Когда мы знакомимся с биографией Петра, создается впечатление, что он воспитывались не как царевич, а как хулиган. Почему?

Жёлтая дорожка:

– Где Петр учился корабельному делу? Почему из Голландии поехали в Англию?

Красная дорожка:

– Когда Петр работали на верфи в голландском Саардаме, корабельные мастера звали Вас Piter Baas. А какое имя было записано в документах?

II этап

Зелёная дорожка:

– Почему Петра мы называем Первым, а его отца – Алексеем Михайловичем, но не Алексеем I?

Жёлтая дорожка:

Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял … себе на безголовье, а всему народу на изнурение”. О чём это они?

Красная дорожка:

– “А от нас вы всякие чёрные люди обиды никакой не опасайтесь... А худым людям князьям и боярам вам бы не молчать и не спущать. А между собою вам вражды не чинить, напрасно не бить и не грабить, не разорять... А к сему войскового походного атамана ... печать". Что это за документ? Кто его автор?

III этап

Зеленая дорожка:

– За какие заслуги Пётр I был избран членом Французской академии наук

Жёлтая дорожка:

– Мы знаем, что Пётр I начал службу бомбардиром и получали очередные звания за конкретные заслуги. Но незадолго до Гангутского сражения в его карьере случилась заминка. Какая? Как он отнесся к этому?

IV этап

Зеленая дорожка:

– У нас на стенде помещена репродукция с картины художника Ге “Пётр I допрашивает царевича Алексея”. Что же случилось, ведь это его сын, наследник?

II агон

Пролог

1. Конкурс русского языка:

Вставьте пропущенные буквы в слова: с…нат, с…нод, ген...рал – пр…курор.

2. Конкурс ораторов:

Петр I считал, что правит страной “во имя общего блага”. Так ли это, с вашей точки зрения?

I этап

Зелёная дорожка:

– Какое событие Петр назвал “троевременной кровавой и опасной школой”?

Жёлтая дорожка:

– Пётр Алексеевич! Как Вы считаете, был ли неизбежен исход сражения под Нарвой в начале Северной войны?

Красная дорожка:

– Почему в 1708 году, перейдя российскую границу, Карл XII не пошёл на Москву, а осадил маленькую крепость – Полтаву?

II этап

Зелёная дорожка:

– Почему преображенцы и семеновцы носят красные чулки?

Желтая дорожка:

– Накануне Полтавской битвы Пётр I обратился к своим солдатам с речью. Напомните её содержание

Красная дорожка:

– По предложению А.Д. Меншикова одного человека после Полтавской битвы хотели наградить серебряной медалью. Меншиков приказал изобразить Иуду, повесившегося на осине, и внизу тридцать сребренников, позади надпись: “Треклят сын погибельный Июда еже за сребролюбие давится”. Кому предполагалось вручить эту медаль?

III этап

Зеленая дорожка:

– Какая медаль была отчеканена по указу Карла XII в честь первой победы шведов в Северной войне?

Жёлтая дорожка:

– Как назывался первый российский орден? С какими словами вручал его Пётр I?

IV этап

Зелёная дорожка:

– Нам известны такие факты: по указам Петра I книги издавали тиражами в 10 – 20 тысяч экземпляров, хотя продавали всего 200 – 300, остальные гнили на складе; посетителям Кунсткамеры давалось бесплатное угощение. К чему такое расточительство?

III агон

Пролог

1. Конкурс русского языка:

Вставьте пропущенные буквы в слова: г…н…ралиссимус, фр…гат, губ…рнатор.

2. Конкурс ораторов:

“Не для себя тружусь, польза государству впредь”. Согласны ли Вы с этим высказыванием Петра I?

I этап

Зелёная дорожка:

– Однажды Вы встретились с Петром в Туле и доказали, что не только в Англии, но и в России есть настоящие мастера. Потом Вы получили в управление, а затем и в собственность Невьянский завод. Назовите Ваше имя.

Жёлтая дорожка:

– “Верная, но вороватая рука”, – говорил о нём Пётр. “Счастья баловень безродный полудержавный властелин”, – писал А.С. Пушкин. Есть сведения, что он был сыном конюха, в юности торговал вразнос пирожками с мясом. Кто он?

Красная дорожка:

– Великий Исаак Ньютон прислал Вам письмо, в котором извещал об избрании Вас членом Британского королевского общества в знак уважения к Вашей просвещенности. Однако некоторые люди из Вашего окружения смеялись. Назовите Ваше имя. Вот, Александр Данилович, бумага, надо бы написать ответ Ньютону.

II этап

Зелёная дорожка:

– Жена Петра I Екатерина Алексеевна писала шутливо: “Хотя и есть, чаю, у вас новые портомои, однако ж и старая не забывает”. О чём это она?

Жёлтая дорожка:

– “Младые отроки должны говорить меж собою иностранные языки, дабы их от других незнающих болванов отличить можно было... Отрок должен быть весьма учтив и вежлив... Над ествою не чавкай и головы не чеши…” Кто и кому давал такие советы?

Красная дорожка:

– Пётр I боролся со злоупотреблениями и казнокрадством. Однажды он велел генерал-прокурору Сената Павлу Ивановичу Ягужинскому написать указ. Тот удивился и возразил: “Мы все воруем, только один более и приметнее, чем другой”. Что Пётр I хотел написать в этом указе, какова его судьба?

III этап

Зелёная дорожка:

– В 1722 году, плывя по Томи, недалеко от Верхнетомского острога Михайло Волков открыл “горелую гору”. Что это за открытие? В какую коллегию он о нём сообщил?

Жёлтая дорожка:

– Однажды жителям России пришлось дважды праздновать Новый год с интервалом в несколько месяцев. Когда и почему это произошло?

IV этап

Зелёная дорожка:

– Известно распоряжение Петра I о том, что все молодые люди должны изучать арифметику и геометрию. Почему такое внимание именно этим предметам?

Заключительная часть урока.

Учитель подводит итоги, оценивает деятельность каждого учащегося, выставляет отметки.

Литература

  1. Данилов А.А. История России : Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2009. – 287 с.
  2. Павленко Н.И. Пётр Первый и его время : кн. для учащихся сред. и ст. классов / Н. И. Павленко. – М. : Просвещение, 1989. – 175 с.
  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: для средних учебных заведений / С. Г. Смирнов. – М. : МИРОС – Международные отношения, 1993. – 288 с.
  4. Юрганов А.Л. История России XVI – XVIII вв. : учебник для 8 класса средних учебных заведений / А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва. – М. : МИРОС, ВЕНТАНА – ГРАФ, 1995. – 424 с.