Пояснительная записка
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
За период с 2005 -2008 года произошло два дорожно-транспортных происшествия с участием школьников МОУ СОШ №7 г. Омутнинска Кировской области. Школа находится в близи от центральной дороги, в районе школы имеется всего один пешеходный переход. Движение на данном участке дороги оживленное, часто водители превышают допустимую скорость движения, не останавливаются на пешеходном переходе, когда идут учащиеся. Все учащиеся являются участниками дорожного движения и поэтому в нашей школе актуальным вопросом является формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Считаем, что система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:
- проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения;
- кружковая работа.
Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста.
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- Формировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
- Прививать культуру безопасного поведения на дорогах.
- Обучить школьников правилам дорожного движения.
- Обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания. Развитие творческих способностей школьников.
- Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации.
- Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Предпологаемый результат:
- Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
- Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
- Оказывать неотложную медицинскую помощь.
- Систематизировать знания по ПДД
Учебно-тематический план
№ Разделы программы
теория практика 1 ПДД 15 12 2 Медицинская помощь 2 2 3 Обязанности пассажиров 3 1 Всего: 20 15
Содержание и методическое обеспечение программы
№ п/п |
Тема занятия | Цель занятия | Формы занятий |
1 | Вводное занятие | Положение о клубе, определение структуры клуба, выбор девиза, речёвки. | Беседа |
2 | Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом” | Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности “Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. | Урок-практикум |
3 | Дорога, ее элементы и правила поведения на ней | Сформировать у учащихся представление о знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность | Игра-диспут |
4 | Законы улиц и дорог | Ознакомит с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах | Игра “История ПДД” |
5 | Знакомство с дорожными знаками, светофором | Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды. | Беседа |
6 | Обязанности пассажиров | Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках. | Игра “Что можно, а что нельзя” |
7 | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понять об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов. | Круглый стол |
8 | Причины дорожно – транспортных происшествий | Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок. | Беседа |
9 | Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах | Ознакомить учащихся со значением номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах | Беседа |
10 | Дорожная разметка | Познакомить детей с назначением дорожной разметки | Беседа |
11 | Тормозной путь транспортных средств | Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля. | Диспут |
12 | Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки” | Сформировать у учащихся умения и навыки
безопасных действий при переходе проезжей части
|
Ролевая игра по ситуациям |
13 | Велосипед и дорожное движение | Научить предвидеть опасность приезде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним | Урок-практикум |
14 | Общие требования к водителям велосипедов | Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах | Обзорный урок |
15 | История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения | На основе полученных ранее знаний и представлений по вопросам истории развития правил дорожного движения формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни | Конференция |
16 | Письмо родителям | Обратится к взрослым, чтобы они были внимательными на дороге. | Конкурс |
17 | Выпуск Брошюр “ Будь внимателен на дрогах” | Систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей | Конкурс |
18 | Мы пассажиры | Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом | Игра “Мы пассажиры” |
19 | Агитбригада | Выступление перед учащимися школы и детским садом | Творческое выступление |
20 21 22 |
Экскурсия по улицам города (3 экскурсии за год) | Изучить изменение дороги по сезонам, какие опасности нас ждут в разное время года | Экскурсия |
23 | Участи в конкурсе “Безопасное колесо” | Проверка знаний учащихся | Конкур “Безопасное колесо” |
24-26 | Первая помощь | Дать знания и навыки первой медицинской помощи | Урок – практикум |
27 | ГИБДД | Разъяснить значимость работы инспектора ГИБДД в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров | Беседа |
28 | Организация встреч инспектором ГИБДД | Пропаганда ПДД | Конференция |
29 | Выпуск стенгазеты | Разъяснительная работа среди учащихся школы | Конкурс |
30 | Викторина “Дорожная азбука” | Проверка полученных знаний учащимися | Игра – викторина “Дорожная азбука” |
31-32 | Фигурное вождение | Бучение фигурному катанию на велосипеде | Урок – практикум |
33-34 | Мы на улице | Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике | Экскурсия |
35 | Итоговое занятие | Подведение итогов за год | Конференция |
Дидактический материал
- Настольные игры
- Плакаты с дорожными знаками
- Правила дорожного движения
- Класс по подготовке водителей – любителей категории А
- Брошюры
- Методическая литература
- Компьютерная игра “Не игра”
- Тесты
Формы подведения итогов по каждой теме
№ Раздел Форма подведения итогов по теме 1 ПДД Тестирование учащихся, Блиц – опрос
Участие в районном конкурсе “Безопасное колесо”, Выпуск стенгазеты
Выступление агитбригады
Составление презентации2 Медицинская помощь Тестирование учащихся, Блиц – опрос
Выпуск стенгазеты3 Обязанности пассажиров Тестирование учащихся,
Выступление агитбригады
Составление презентации
Список литературы
- Бабина Р.П. Азбука дорожной безопасности Учебное пособие для учащихся 1 класса.- г. Назрань.: издательство АСТ-ЛТД, 1997.-24с.- (Учебное пособие для учащихся).
- Бабина Р.П. Советы дяди Степы 1 класса.- г. Назрань.: издательство АСТ-ЛТД, 1997.-24с.- (Учебное пособие для учащихся).
- Бабина Р.П. Советы дяди Степы 4 класса.- г. Назрань.: издательство АСТ-ЛТД, 1997.-24с.- (Учебное пособие для учащихся).
- Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие Учебное пособие для учащихся начальной школы (1 -4 класс).- г. Назрань.: издательство АСТ-ЛТД, 1997.-32 с.- (Учебное пособие для учащихся)
- Ковалько В.И. Игровой модуль курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1- 4 классы. -М.: ВАКО, 2006.- 192 с.- (Мастерская учителя)
- Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма: система работав образовательном учреждении /авт. –сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).
- Фролов М.П, Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 5-6 классов. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)
- Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
- Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 2 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
- Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 3 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
- Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного Движения. – С-Петербург “ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК”,2007.-30 с. (ПДД).