В 2006 году набрала первый класс, ребята пришли хорошие, умные, хотели учиться, а я хотела работать. Но проблемы начались сразу. Очень много детей было из семей, где один ребенок. Дети были изнеженные, “залюбленные”, знали только слово “хочу”, а слово “надо” вообще отсутствовало. Много детей было с 3 группой здоровья, имелись дети – инвалиды, опекаемые, многодетные. Неадекватно ребята относились ко взрослому, на замечания и на просьбы не реагировали, было произвольные отношения и в своей среде. На уроках мне стоило большого труда организовать детей на элементарные команды; взять карандаш, открыть тетрадь, взять ручку и т.д. Навыков у ребят практически не было. Конечно, это начало года, подумала я, но таких детей у меня еще не было.
Обратилась за помощью к школьному психологу. С разрешения родителей, объяснив ситуацию, провели в классе тестирование. Выводы оказались неутешительными, из 23 человек, 14 к обучению были не готовы, 2 человека – условно готовы, 7 человек – готовы к обучению. Но работать надо было дальше. Были выявлены причины и поставлена проблема: “Что делать? Как помочь?” А причины были следующие:
– не сформировано у детей умение
устанавливать причинно-следственные связи;
– не умеют работать по правилу;
– не сформированы основы понятийного мышления;
– не сформированы правила в общении с взрослыми;
– не выработаны начальные стадии выработки силы
воли.
Детям было тяжело, мне тоже, выходила из класса после уроков с “мокрой спиной”. Но сдаваться я не привыкла, поняв причины, начала искать пути их преодоления.
Прочитала литературу о детской нейропсихологии. В.Леви “Нестандартный ребенок” изд. “Знание” М 1989,Н.В.Панова “Педагог и ребенок: проблемы адаптации к школьной жизни” С-Пб 2006, В.Д.Еремеева “Мальчики и девочки – два разных мира” С– Пб 1998,И.Ю.Матюгин “Тактильная память” изд. “Эйдос” М.1993,работы Л.С. Выготского, Е.А. Сорокоумова “Уроки общения в начальной школе” изд. “Мэрил” 1994, журнал “Практика образования”.
Поняла, что нужно помогать и детям и их родителям.
Чтобы достичь главной цели образования: достижения оптимального общего развития каждого учащегося, развитие личности, его познавательных и созидательных возможностей, кроме программы обучения, нужно искать и свои пути, и свои методы. Во – первых, я очень обрадовалась, и еще раз убедилась в том, что правильно для себя выбрала систему Л.В.Занкова, по которой работаю уже 15 лет, и буду дальше работать. Она помогает детям в творческом развитии, т.к. все уроки в ней очень тесно переплетены, и предполагает развитие трех основных составляющих человека: развитие ума, чувств и воли. Ребята еще слишком малы и плохо знают самих себя, чтобы идти по жизни самостоятельно, им нужно помогать.
Л.С. Выготский считал, что “эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений, т.к. эмоции являются “центральным звеном” психической жизни человека, и прежде всего ребенка.” То, что писал Л.С. Выготский о феномене “засушенное сердце”, наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, “обесчувстованию” способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
На протяжении нескольких лет, работая над своей методической темой “Система Л.В.Занкова как средство формирования творческой личности ребенка”, я убедилась, что ребенку помогает развиваться учитель. Если он сможет в детях найти “изюминку”, то малое, что у ребенка получается лучше всего. И на этом фундаменте можно строить его интерес, прежде всего к себе, и к окружающему миру. Дать почувствовать успех, хотя бы небольшой.
Нейрофизиологи говорят, если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то организм вырабатывает такие вещества, которые активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если у ребенка что-то хорошо получается, у него формируется положительная самооценка, что очень важно для становления личности.
Поговорив с родителями на эти важные темы, о том, чтобы получить качественные знания, ребенок должен быть к этому готов, рассмотрев причины неготовности детей к школе, и то, что развитие мелкой моторики рук, их координации, тесно связаны с развитием интеллекта, пришли к общему решению. Нужен кружок, где бы дети работали руками.
Сама я творческий человек, люблю уроки туда и рисования, поэтому с удовольствием взялась за работу. Организовала кружок в классе “Сделай сам”, спланировала занятия.
Главной целью этих занятий является – развитие творческих способностей ребенка.
Задачи:
– овладение навыками работы руками;
– формирование общих способностей в
соответствии с индивидуальными возможностями;
– развитие эстетического отношения к себе и
миру;
– воспитание познавательного и бережного
отношения к себе и миру.
Но ничего не делается по мановению волшебной палочки. Нужно время, терпение и система. Спланировав темы занятий, мы начали работу. Сначала было тяжело, дети хотели, чтоб у них получалось все сразу, это понятно. Некоторые рвали свои работы и выбрасывали их. Но я старалась все время детей заинтриговывать, играла с ними, ставила проблему, а они ее решали. Столько было радости у тех, кто догадывался! Для меня очень важно научить видеть красоту. Занятия проводила в игровой форме, каждый ребенок сочинял “кусочек” своей сказки, создавал сам игровые ситуации с детьми, что способствовало развитию коммуникативных качеств, повышало уверенность в себе. Дети все время меня спрашивали: “ А что мы будем делать сегодня?” Давала им работу с различными материалами, такими как, пластилин, бумага, картон, крупа. На следующий год, планирую работу с тестом. Использовали и различные инструменты, обговаривая прежде, как с ними работать. Планировали ход работ, что способствовало развитию у детей самостоятельности, инициативности, экономичности в процессе с использованием материала.
Часто давала свободные темы, где ребята, кто сам, а кто в паре, работали над поставленной задачей. Устраивали пластилиновые спектакли, ребята лепили героев из разных сказок и рассказов, говорили за них. Им это очень нравилось, хотели быть, кто хорошим героем, а кто плохим. Спорили друг с другом о поступках героев и вспоминали свои. Очень нравилась детям “Рваная аппликация”, делали, например “Осень”. У каждой работы получался свои характер, у кого теплая осень, у кого, холодная, а у некоторых веселая и смешная, как сами дети. С удовольствием делали коллективные работы, учились работать группами, не всегда это сначала получалось, но оказалось, что наши коллективные работы побеждали на конкурсах.
Всегда нравились занятия, где делали подарки родным к праздникам. Всегда учу, что отдаешь, то и получаешь. Много занимались с крупой на основе пластилина, что тоже способствовало развитию моторики рук и терпению. К Новому году делали символ года – Мышей. Аппликация из ваты и картона, ткани. Потом ребята разукрашивали их, получились и мышки – мальчики, мышки – девочки. Наш класс победил в школе за лучшее оформление, т.к. дети все делали своими руками.
Очень понравилось делать кукол из тряпок. Рассказала, что на Руси раньше были “тряпичные куклы” и в них ребята играли. К Масленице сделали “Маслен”, получились замечательные, все светлые и веселые. Родители звонили, рассказали, что дети нашли дома старые тряпки и сами сделали кукол. Это говорит о том, что ребята уже умеют занимать свое свободное время творчеством, это очень важно в наше непростое время.
Принимали участие в городском конкурсе, посвященном “Дню Матери”, послали свои рисунки и работы, лучшие награждены дипломами, и я – дипломом за участие.
“2008 год – год Семьи”, кружок и здесь принял участие. Сделали большое панно – коллаж. Ребята изобразили своих мам и пап в виде животных, получились добрые мамы -зайчихи и строгие папы – собаки, у некоторых было даже прибавление в семействе. Самое главное, что почти у всех была своя полная семья.
Занимались еще конструированием, из простых коробок разных размеров сделали “мобильные семьи”. Распределились, кто делал папу, кто маму, кто детей. В итоге получились дружные семьи, папы в очках и шляпах, мамы с кудряшками и сережками. Все как в жизни. Все работы отправили на районный конкурс “Моя семья”.
Каждый год по итогам четверти устраиваем 4 выставки. Проводим презентации, приглашаем родителей, учеников из других классов, учителей. Нас хвалят и пишут много хороших отзывов, а мои дети очень гордятся за свое дело и нашим классом, где всегда висят на стенах работы ребят. Говорят, что у нас “живой класс”.
1 выставка: “Осень, осень, ну давай у
листьев спросим…”.
2 выставка: “Зимняя сказка”.
3 выставка: “Весна, как много в этом звуке…”.
4 выставка: “Краски лета”.
Участвуя в оформлении выставок, ребята развивают активность, самостоятельность, инициативу, критичность, оригинальность мышления и художественную интуицию.
Примерное содержание программы (обращатесь, пожалуйста, к автору)