Тема: «Времена года».
Цель:
- Закрепить представления о времени: учить детей на основе наиболее характерных признаков узнавать, называть реальные явления и их изображения – контрастные времена года (зима, лето, осень, весна).
- Уточнить у детей представления о цветовом своеобразии различных времен года
- Формировать операционально-технические навыки: брать по одной картинке, раскладывать по кругу, уметь пользоваться простой схемой-планом.
- Коррекционная задача: развивать образное мышление – умение отгадывать загадки, читать стихотворения по схемам.
Ход занятия
Педагог:
– Сегодня нам с вами предстоит необычное путешествие, где будет необходима смекалка, внимание и взаимовыручка.
Педагог:
– Ребята, кто мне скажет, что такое круглый год?
Ответы детей:
– Это зима, лето, осень, весна.
Педагог:
– Правильно, зима, лето, осень, весна – это времена года, а когда они идут друг за другом, – это круглый год.
– Сейчас с вами поиграем и узнаем, как хорошо мы знаем загадки про времена года.
Педагог загадывает загадки:
а) Послушайте еще одну загадку, а про какое время года догадайтесь сами:
Солнце печет,
Липа цветет,
Комары кусаются,
Дети купаются. (лето)
б) Снег на полях,
Лед на лугах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зима)
Педагог называет загадки и провокационные ответы:
в) Послушайте загадку про осень:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети отгадывают правильно – весна.
г) А теперь загадка про зиму:
Птицы улетели,
Деревья пожелтели,
Дни похудели,
Овощи созрели.
Дети отгадывают – осень.
Педагог:
– Молодцы, все правильно отгадали загадки, какие вы внимательные. Видите, если мы не вслушивались и не думали, то, наверное, мне удалось бы с вами пошутить.
Педагог:
– А теперь нам предстоит подумать и отгадать, какое время года написано на карточках. Предъявляю карточки с цветовыми схемами слов: весна, лето, осень, зима.
Педагог:
– Если присмотреться, то схемы слов зима и лето одинаковые, можно только догадаться по картинке, какое время года.
После того, как дети отгадают слова, они раскладывают схемы на модели.
Педагог:
– А сейчас, давайте с вами позовем к нам солнышко, пусть оно с нами поиграет на занятии:
Проводится пальчиковая гимнастика.
Солнце утром рано встало, (Дети прикладывают ладошку к ладошке
Всех детишек приласкало. и вращают их).
– Посмотрите, какие разные бывают солнца, кто знает. Почему?
Рассматриваются картинки осеннего, зимнего, весеннего и летнего солнца.
Раздаются по одной картинке детям. Дети рассказывают, почему солнце в каждом сезоне разное.
Педагог:
– Посмотрите внимательно, что это за круг? Почему в нем такое необычное солнце? Правильно, это модель круглого года – здесь зима, весна, лето, осень.
Педагог:
– Кто отгадает загадку:
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят.
Ответы детей.
– Если приглядеться, то мы увидим, что круглый года разделены на четыре времени года, на четыре части, по сколько месяцев в каждом сезоне?
Педагог:
– Правильно, в каждом времени года три месяца. Давайте вспомним месяцы года, какой месяц бывает в какое время года, а поможет нам модель круглого года.
Педагог:
– Мы с вами знаем много про все сезоны. А теперь каждый внимательно рассмотрит и соотнесет картинку-изображение с моделью месяца.
Вспоминаем с детьми месяцы года, раскладываем на модель года картинки, обозначающие каждый месяц.
Педагог:
– Молодцы ребята, а сейчас каждый выберет себе одно время года и вспомнит стихотворение о нем.
Раздаются модели-картинки, дети читают стихотворения с опорой на наглядность.
А. Еремеев «Наступила осень».
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
С. Маршак «Январь».
Открываем календарь – начинается январь
В январе, в январе много снега на дворе.
Снег – на крыше. На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом.
И. Токмакова «К нам весна шагает…»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.
–Сейчас я вам прочитаю стихотворение про лето.
С. Маршак «Июнь».
Пришел июнь, июнь, июнь
В саду щебечут птицы,
На одуванчик только дунь,
И весь он разлетится.
Дети выполняют дыхательную гимнастику «Одуванчик».
– Ребята, посмотрите, почему пустые окошки в доме времен года? Давайте, с вами исправим, и разложим картинки в свои окошки.
Играем в игру «Разложи по сезонам». Раздаю детям картинки, которые дети соотносят с временами года.
Звучит мелодия из Альбома П.И.Чайковского «Времена года».
– Посмотрите, пришла кукла Алена, она хочет узнать, почему именно в это окошко разместили эту картинку. Проводится итоговая беседа по разложенным картинкам, уточняются знания детей.
Педагог:
– Молодцы, ребята мы с вами справились со всеми заданиями, и мы вспомнили о временах года.