Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением интеллекта

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «Времена года».

Цель:

  • Закрепить представления о времени: учить детей на основе наиболее характерных признаков узнавать, называть реальные явления и их изображения – контрастные времена года (зима, лето, осень, весна).
  • Уточнить  у детей представления о цветовом своеобразии различных времен года
  • Формировать операционально-технические навыки: брать по одной картинке, раскладывать по кругу, уметь пользоваться простой схемой-планом.
  • Коррекционная задача: развивать образное мышление – умение отгадывать загадки, читать стихотворения по схемам.

Ход занятия

Педагог:

Сегодня нам с вами предстоит  необычное путешествие, где будет необходима смекалка, внимание и взаимовыручка.

Педагог:

– Ребята, кто мне скажет, что такое круглый год?

Ответы детей:

– Это зима, лето, осень, весна.

Педагог:

– Правильно, зима, лето, осень, весна – это времена года, а когда они идут друг за другом, – это круглый год.

– Сейчас  с вами поиграем и узнаем, как хорошо мы знаем загадки про времена года.

Педагог загадывает загадки:

а)  Послушайте  еще одну загадку, а про какое время года догадайтесь сами:

Солнце печет,
Липа цветет,
Комары кусаются,
Дети купаются. (лето)

б) Снег на полях,
Лед на лугах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зима)

Педагог называет  загадки и  провокационные ответы:

в)  Послушайте загадку про осень:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

Дети отгадывают правильно – весна.

г)  А теперь загадка про зиму:
Птицы улетели,
Деревья пожелтели,
Дни похудели,
Овощи созрели.

Дети отгадывают – осень.

Педагог:

– Молодцы, все правильно отгадали загадки, какие вы внимательные. Видите, если мы не вслушивались и не думали, то, наверное, мне удалось бы с вами пошутить.

Педагог:

– А теперь нам  предстоит подумать и отгадать, какое время года написано  на карточках. Предъявляю карточки с цветовыми схемами слов: весна, лето, осень, зима.

(Приложение 1)

Педагог:

– Если присмотреться, то схемы слов зима и лето одинаковые, можно только догадаться по картинке, какое время года.

После того, как дети отгадают слова, они раскладывают схемы на модели.

Педагог:

– А сейчас,  давайте с вами  позовем к нам солнышко, пусть оно с нами поиграет на занятии:

Проводится пальчиковая гимнастика.

Солнце утром рано встало,                       (Дети прикладывают ладошку к ладошке
Всех детишек приласкало.                          и вращают их).         

– Посмотрите, какие разные бывают солнца, кто знает. Почему?

Рассматриваются картинки осеннего, зимнего, весеннего и летнего солнца.

Раздаются по одной  картинке детям. Дети рассказывают, почему солнце в каждом сезоне разное.

(Приложение 2)

Педагог:

– Посмотрите внимательно, что это за круг? Почему в нем такое необычное солнце? Правильно, это модель  круглого года – здесь  зима, весна, лето, осень.

Педагог:

– Кто отгадает загадку:

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят.

Ответы детей.

– Если приглядеться, то мы увидим,  что круглый года разделены на  четыре времени года,  на четыре части, по сколько месяцев в каждом сезоне?

Педагог:

– Правильно, в каждом времени года  три месяца.  Давайте вспомним  месяцы года,  какой месяц бывает в какое время года, а поможет нам  модель круглого года.

(Приложение 3)

Педагог:

– Мы с вами знаем много про все сезоны. А теперь каждый внимательно рассмотрит и соотнесет картинку-изображение с моделью месяца.

Вспоминаем с детьми месяцы года, раскладываем на модель года картинки, обозначающие каждый месяц.

Педагог:

– Молодцы ребята, а сейчас каждый выберет себе одно время года и  вспомнит стихотворение о нем.

Раздаются  модели-картинки, дети читают стихотворения с опорой на наглядность.

А. Еремеев «Наступила осень».

Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.

(Приложение 4)

С. Маршак «Январь».

Открываем календарь – начинается январь  
В январе, в январе много снега на дворе.
Снег – на крыше. На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом.

(Приложение 5)

И. Токмакова «К нам весна шагает…»

К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.

(Приложение 6)

–Сейчас я вам прочитаю стихотворение про лето.

С. Маршак «Июнь».

Пришел июнь, июнь, июнь
В саду щебечут птицы,
На одуванчик только дунь,
И весь он разлетится.

Дети  выполняют дыхательную гимнастику «Одуванчик».

– Ребята, посмотрите, почему пустые окошки в доме времен года? Давайте, с вами исправим, и разложим  картинки в свои окошки.

Играем в игру «Разложи по сезонам». Раздаю детям картинки, которые дети соотносят с временами года.

(Приложение 7)

Звучит мелодия из Альбома П.И.Чайковского «Времена года».

– Посмотрите, пришла  кукла Алена, она хочет узнать, почему именно в это окошко разместили эту картинку. Проводится итоговая беседа по разложенным картинкам, уточняются знания детей.

Педагог:

– Молодцы, ребята мы с вами справились со всеми заданиями, и мы вспомнили о временах года.