Проектный урок "Моделирование демографических процессов в MS Excel"

Разделы: Информатика


Тип урока: проектный урок.

Цель урока:

  • формирование представления о моделировании, как одного из способов исследования объектов, процессов и явлений в различных областях;
  • создание и защита учебного проекта.

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
  • Учебная– совершенствование навыков создания моделей для исследования объектов и проведения компьютерных экспериментов;
  • Развивающая развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: 12 ученических компьютеров, 1 компьютер учителя; проектор, экран, листы формата А4 и магниты.

Оформление урока:

  • Мультимедийная презентация (Приложение 1);
  • Карточка №1 «Русский крест. Приоритетные направления мер по исправлению демографической ситуации» 5 (Приложение 2);
  • Рабочая карточка (Приложение 3);
  • Карточка №2 «Этапы информационного моделирования. Создание компьютерной модели» (Приложение 4);
  • Файл MS Excel «Демографическое прогнозирование» (Приложение 5).

План урока

  1. Мотивационное начало урока (орг. момент);
  2. Постановка проблемы. Обсуждение в парах (5 мин.);
  3. Этапы создания проекта, этапы информационного моделирования (ознакомление 5 мин.);
  4. Рассмотрение простой модели демографического роста (5 мин.);
  5. Разработка модели в Excel (10 мин.);
  6. Решение исследовательских задач (10 мин.);
  7. Защита исследования (10 мин.);
  8. Подведение итогов.

Ход урока

Одна из областей применения компьютерного эксперимента - моделирование таких процессов, протекание которых невозможно отследить в реальной жизни. Одна из таких областей – демография.

Слайд 1 (Приложение 1)

Учитель: Касались ли вы вопросов демографии на других предметах? Знакома ли вам демографическая ситуация в России? Знакомо ли понятие «РУССКИЙ КРЕСТ» применительно к демографии?

Учащиеся отвечают.

Слайд 2 (Приложение 1)

Учащиеся читают Карточку №1 «Русский крест» (Приложение 2) и обсуждают в парах. Записывают в Рабочую карточку (Приложение 3) ПРОБЛЕМУ.

Слайд 3  (Приложение 1)

Учитель: Мы только что сделали первый шаг в создании ПРОЕКТА на тему «Прогноз численности населения. Приоритетные направления мер по исправлению демографической ситуации».

Слайд 4 (Приложение 1)

Учитель: Каковы же этапы создания проекта?

Учащиеся знакомятся с содержанием слайда.

Слайд 5 (Приложение 1)

Учитель: Одним из способов, позволяющих получить численные характеристики для решения нашей проблемы является Моделирование.

Этап построения математической модели отлично сформулировал великий мудрец древности Хаджа Насреддин. Однажды ученики, увидев минареты у мечети, спросили у него: «Скажи, учитель, как люди строят такие высокие минареты?» «Это очень просто – ответил Хаджа Насреддин, - люди вначале копают глубокие колодцы, а потом выворачивают их наизнанку». Копание колодца – это накопление информации о процессе или явлении, а выворачивание наизнанку – получение из гипотез и предположений дополнительных знаний.

Учащиеся знакомятся с содержанием слайда.

Слайд 6 (Приложение 1)

Учитель: Давайте сформулируем Цель моделирования — исследовать изменение численности популяции в зависимости от времени.

Известны ежегодные показатели рождаемости и смертности некоторого населения. Мы будем строить прогноз численности населения, используя простую модель демографического роста, которую можно описать уравнением демографического баланса для закрытого населения (миграция отсутствует).

Учащиеся читают Карточку №2 (Приложение 4) и записывают в рабочей карточке ЦЕЛЬ, ИНФОРМАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ.

Разработка модели

Для закрытого населения изменение численности населения страны в зависимости от времени количественно выражается уравнением демографического баланса:

где P(t+1), P(t) – численности населения в начале и конце года, N(t) – число родившихся за год, M(t) – число умерших за год.

То же уравнение можно записать, используя показатель естественного прироста P(t)естест. = N(t) - M(t):

Уравнение демографического баланса может быть выражено через общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста:

или

,

где n = N(t) / P(t) * 1000 – общий коэффициент рождаемости (промилле); m = M(t) / P(t) * 1000 – общий коэффициент смертности (промилле); r = n – m – общий коэффициент естественного прироста.

Исходные данные

  • Численность населения на начальный момент прогнозирования;
  • Период прогнозирования;
  • Общий коэффициент рождаемости;
  • Общий коэффициент смертности.

На период прогнозирования фиксируем коэффициенты рождаемости и смертности.

Учитель: Теперь перейдем к разработке собственно компьютерной модели в среде MS Excel и проведению компьютерного эксперимента.

Откройте файл «Демографическое прогнозирование.xls» (Приложение 5)

Так выглядит электронная таблица в режиме отображения формул:

Рисунок 1

Введите в компьютерную модель исходные данные P(t), n, m и проиллюстрируйте зависимость численности населения от времени на графике.

За начало отсчета возьмем 1 января 2009г. Исходными данными будет численность населения РФ (тыс. чел.) на 01.01.209 и общие коэффициенты рождаемости и смертности, наблюдаемые в РФ в 2008 г. Будем выполнять прогноз до 2030 года.

Изменяя общие коэффициенты рождаемости и смертности, исследуйте поведение прогнозируемой величины. Результаты запишите в Рабочую карточку.

Слайд 7 (Приложение 1)

На листе «Исследование» измените показатели рождаемости и смертности так, чтобы прогноз приблизился к прогнозу Госкомстата РФ по трем вариантам (низкий, средний и верхний) (http://www.gks.ru/) и подберите сочетание параметров прогнозирования для достижения каждого из предложенных вариантов в конечной точке периода прогнозирования.

Слайд 8 (Приложение 1)

Учитель: Теперь перейдем к завершающему этапу создания проекта – подготовке его защиты.

Учащиеся объединяются в группы по 4 чел. Выбирают одну, на их взгляд наиболее значимую проблему из сформулированных ранее индивидуально, и продумывают решение проблемы.

Представляют результаты на листе А4 и защищают свой проект. Выходят к доске представители от групп, защищают результаты исследования и решение проблемы, прикрепляя листок на магнит.

Подведение итогов урока: Что было непонятно на уроке? Что бы еще хотели узнать по этой теме? Ваши предложения по доработке изученной модели?