Знать физику – это значит уметь решать задачи.
Э. Ферми
Урок для учащихся 8 лицейского класса,
изучающего физику по программе Гутник Е.М.,
Перышкин А.В. Физика 7-9 классы 3 часа в неделю.
Данный урок 20-й по теме «Электрический ток» и
второй в серии уроков решения задач на
применение закона Ома и закономерностей
последовательного и параллельного соединения
проводников. Урок подготовлен предшествующим
материалом:
– теоретические знания по теме (сформированы
понятия силы тока, напряжения, сопротивления,
последовательного и параллельного соединения
проводников, сформулирован закон Ома для участка
цепи и получены закономерности для
последовательного и параллельного соединения
проводников),
– проведены лабораторные работы,
предусмотренные программой,
– отработаны навыки сборки электрических цепей
и работы с измерительными приборами,
– проведен один урок по решению задач, на котором
рассматривались ситуации расчета электрических
цепей только с последовательным и параллельным
соединениями.
По типу урок синтетический, в котором изучение нового материала связано с самостоятельной работой учащихся, с систематическим применением ими новых знаний на практике, с непрерывным повторением знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях.
На всех этапах урока систематически используется поисковая беседа, мини-дискуссия, решение задач и как итог урока создается алгоритм решения задач. В течение урока используются материалы на электронных носителях (презентации): задания для проверки знаний и повторения, условие и решение экспериментальной задачи, результат анализа деятельности и формирования алгоритма, что позволяет интенсифицировать работу учащихся и вовлечь их в активную мини-дискуссию. Использование WEB камеры качественно изменяет методику проведения демонстрационного эксперимента, делает его более наглядным, информативным и привлекательным для учеников. Заполненные рабочие карты становятся конспектом урока и вклеиваются в тетрадь, что помогает систематизировать материал и экономить учебное время.
Логичность и соподчиненность всех этапов урока позволяет добиться высокой эффективности процесса обучения и формирования условий для развития креативного мышления учащихся.
Цели и задачи урока:
- отработать умения применять закон Ома и закономерности для последовательного и параллельного соединения проводников в цепях со смешанным соединением через решение системы задач двух типов с последующей разработкой алгоритма решения задач;
- проверка усвоения теоретических знаний по ранее изученным темам и умение применять их на практике в стандартных ситуациях;
- развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- работать над устной речью, учить слушать, комментировать ответ;
- формировать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование:
- персональный компьютер
- мультимедиа проектор
- WEB камера
- кран
- источник постоянного напряжения ИЭПП 2
- цифровые измерители тока и напряжения
- резисторы одинакового сопротивления
- рабочие карты
- конверты с заданиями для проверочной работы
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Постановка целей урока, сообщение плана работы.
II. Актуализация опорных знаний
Работа с формулами: используя план работы с формулой в рабочей карте, прокомментировать каждый слайд презентации
План работы с формулой:
- для какой физической величины записана формула
- как рассчитать данную физическую величину
- назвать единицы измерения физических величин, входящих в формулу
(Приложение 1 – презентация «Формулы»)
Работа со схемами участков электрической цепи: определить общее сопротивление участка цепи, схема которого представлена на слайдах презентации, предложить рациональный способ решения. (Приложение 2 – презентация «Схемы»)
Экспериментальная задача: три
одинаковых резистора подключаются в цепь двумя
способами (способ соединения резисторов
неизвестен), проводится измерение общего
напряжения и общей силы тока в каждой цепи,
необходимо определить способ подключения,
сопротивление каждого резистора и
аргументировать свой ответ; решение задачи
записывается в рабочей карте.
Для проверки решения с помощью WEB камеры на
экране воспроизводится изображение схем
электрических цепей и участка цепи, ранее
недоступного для наблюдения.
(Приложение 3 –
презентация «Экспериментальная задача»)
3. Активное и сознательное усвоение знаний
Заполнение рабочих карт.
Решение задач первого типа: каждая колонка
решает одну из трех задач, представленных в
рабочей карте, задачи имеют одинаковое условие,
но в каждом случае требуется рассчитать
напряжение на разных резисторах. К доске
вызываются представители каждой колонки –
первые, получившие результат, записываются
решения трех задач. Проводится анализ и
сравнение решений, выявляются отдельные
этапы решения каждой задачи и формулируется
алгоритм решения задач первого типа.
Итоговый алгоритм представлен на слайде
презентации.
Решение задач второго типа: работа учащихся аналогична работе с задачами первого типа. (Приложение 4 – презентация «Алгоритм решения задач»)
4. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
– Записать решение всех рассмотренных на уроке
задач
– Для желающих решить задачку потруднее условие
в рабочей карте
Определите силу тока, протекающего по каждому из
резисторов, если вольтметр показывает 30 В, а
сопротивления соответственно равны: R1 =
1 Ом, R2 = 1,5 Ом, R3 = 2 Ом, R4 = 3 Ом, R5
= 0,2 Ом.
5. Проверка знаний
Учащимся предлагается цепочка простых задач с
известным конечным результатом и сигналами,
позволяющими оценить свои знания и темп решения.
Задание и лист бумаги находятся в конверте на
партах учащихся.
6. Подведение итогов урока
Выставление оценок (оценки выставляются ученикам, отвечавшим у доски и активно работающим на всех этапах урока).
Литература:
- Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике, Учитель, Волгоград 2003
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ, Псков 1996
- Перышкин А.В. Физика 8, Москва Дрофа 2000
- Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен, Каро, СПб 2008
Сайты: