Решение задач по теме "Закон Ома для участка цепи и закономерности для последовательного и параллельного соединения проводников"

Разделы: Физика


 Знать физику – это значит уметь решать задачи.

Э. Ферми

Урок для учащихся 8 лицейского класса, изучающего физику по программе Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика 7-9 классы 3 часа в неделю.
Данный урок 20-й по  теме «Электрический ток» и второй в серии уроков решения задач на применение закона Ома и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников. Урок подготовлен предшествующим материалом:

– теоретические знания по теме (сформированы понятия силы тока, напряжения, сопротивления, последовательного и параллельного соединения проводников, сформулирован закон Ома для участка цепи и получены закономерности для последовательного и параллельного соединения проводников),
– проведены лабораторные работы, предусмотренные программой,
– отработаны навыки сборки электрических цепей и работы с измерительными приборами,
– проведен один урок по решению задач, на котором рассматривались ситуации расчета электрических цепей только с последовательным и параллельным соединениями.

По типу урок синтетический, в котором изучение нового материала связано с самостоятельной работой учащихся, с систематическим применением ими новых знаний на практике, с непрерывным повторением знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях.

На всех этапах урока систематически используется поисковая беседа, мини-дискуссия, решение задач и как итог урока создается алгоритм решения задач. В течение урока используются материалы на электронных носителях (презентации): задания для проверки знаний и повторения, условие и решение экспериментальной задачи, результат анализа деятельности и формирования алгоритма, что позволяет интенсифицировать работу учащихся и вовлечь их в активную мини-дискуссию. Использование WEB камеры  качественно изменяет методику проведения демонстрационного эксперимента, делает его более наглядным, информативным и привлекательным для учеников. Заполненные рабочие карты становятся конспектом урока и вклеиваются в тетрадь, что помогает систематизировать материал и  экономить учебное время.

Логичность и соподчиненность всех этапов урока позволяет добиться высокой эффективности процесса обучения и формирования условий для развития креативного мышления учащихся.

Цели и задачи  урока:

  • отработать умения применять закон Ома и закономерности для     последовательного и параллельного соединения проводников в цепях со смешанным соединением через решение системы задач двух типов с последующей разработкой алгоритма решения задач;
  • проверка усвоения теоретических знаний по ранее изученным темам и умение   применять их на практике в стандартных ситуациях;
  • развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • работать над устной речью, учить слушать, комментировать ответ;
  • формировать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование:

  • персональный компьютер
  • мультимедиа проектор
  • WEB камера
  • кран
  • источник постоянного напряжения ИЭПП 2
  • цифровые измерители тока и напряжения
  • резисторы одинакового сопротивления
  • рабочие карты
  • конверты с заданиями для проверочной работы

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Постановка целей урока, сообщение плана работы.

II. Актуализация опорных знаний

Работа с формулами: используя план работы с формулой в рабочей карте, прокомментировать каждый слайд презентации

План работы с формулой:

  • для какой физической величины записана формула
  • как рассчитать данную физическую величину
  • назвать единицы измерения физических величин, входящих в формулу

(Приложение 1презентация «Формулы»)

Работа со схемами участков электрической цепи: определить общее сопротивление участка цепи, схема которого представлена на слайдах презентации, предложить рациональный способ решения. (Приложение 2 – презентация «Схемы»)

Экспериментальная задача: три одинаковых резистора подключаются в цепь двумя способами (способ соединения резисторов неизвестен), проводится измерение общего напряжения и общей силы тока в каждой цепи, необходимо определить способ подключения, сопротивление каждого резистора и аргументировать свой ответ; решение задачи записывается в рабочей карте.
Для проверки решения с помощью WEB камеры на экране воспроизводится изображение схем электрических цепей и участка цепи, ранее недоступного для наблюдения.
(Приложение 3 – презентация «Экспериментальная задача»)

3. Активное и сознательное усвоение знаний

Заполнение рабочих карт.

Решение задач первого типа: каждая колонка решает одну из трех задач, представленных в рабочей карте, задачи имеют одинаковое условие, но в каждом случае требуется рассчитать напряжение на разных резисторах. К доске  вызываются представители каждой колонки – первые, получившие результат, записываются решения трех задач. Проводится анализ и сравнение решений,  выявляются отдельные этапы решения каждой задачи  и формулируется алгоритм решения задач первого типа.
Итоговый алгоритм представлен на слайде презентации.

Решение задач второго типа: работа учащихся аналогична работе с задачами первого типа. (Приложение 4презентация «Алгоритм решения задач»)

4. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

– Записать решение всех рассмотренных на уроке задач
– Для желающих решить задачку потруднее условие в рабочей карте
Определите силу тока, протекающего по каждому из резисторов, если вольтметр показывает 30 В, а сопротивления соответственно равны: R1  = 1 Ом, R2 = 1,5 Ом, R3 = 2 Ом, R4 = 3 Ом, R5 = 0,2 Ом.

5. Проверка знаний

Учащимся предлагается цепочка простых задач с известным конечным результатом и сигналами, позволяющими оценить свои знания и темп решения.
Задание и лист бумаги находятся в конверте на партах учащихся.

6. Подведение итогов урока

Выставление оценок (оценки выставляются ученикам, отвечавшим у доски и активно работающим на всех этапах урока).

Литература:

  1. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике,  Учитель, Волгоград 2003
  2. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ, Псков 1996
  3. Перышкин А.В. Физика 8, Москва Дрофа 2000
  4. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен, Каро, СПб 2008

Сайты:

  1. www.physics.ru
  2. www.class-fizika.narod.ru