Тема смены: В стране «Детство».
1. Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей о школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием. Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
Цель: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
- организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
- организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
- раскрытие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере;
- привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
- нравственное, гражданское, патриотическое воспитание детей.
Основные принципы работы лагеря:
- безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
- приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
- гуманный характер оздоровительно-образовательных программ;
- конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
- единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
- вариативность программ их реализации.
Условия реализации:
Летний интеллектуальный лагерь является лагерем с дневным 6-часовым пребыванием для учащихся 1–9-х классов. Лагерь работает после окончания учебного года в июне. В лагерь принимаются дети 10–15 лет по их желанию. Обеспечивается двухразовое горячее питание. Лагерь работает с понедельника по пятницу, в течение 18 дней.
В лагере создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность. Работа в лагере организуется по направлениям, которые предполагают развитие исследовательских компетенций (поиск информации), а также коммуникативных компетенций (выступление перед публикой), социально-личностных компетенций (выпуск газеты и т.д.).
Содержание программы
Первый период
- Определение состава педагогического персонала;
- инструктивно-методическое совещание с педагогическим персоналом;
- детальная проработка содержательной части детской деятельности в лагере;
- организация участия в комплексе городских мероприятий по подготовке летней оздоровительной компании;
- подбор литературы;
- экспертиза материально-технической базы;
- согласование основных положений программы с требованиями СЭС и возможностями школьных вспомогательных служб.
Второй период (организационный)
- Адаптация детей к лагерю;
- организационное оформление отрядов;
- создание календаря интересных дел;
- хозсборы.
Третий период (основной)
- Тематические дни в лагере;
- городские мероприятия.
Четвёртый период (заключительный)
- Подведение итогов;
- концерт-закрытие.
№п.п. |
Тематические дни-путешествия |
Ключевые мероприятия |
1 |
Родник Дружбы |
Концерт-открытие «Калейдоскоп развлечений» |
2 |
Река Знаний |
Игра по станциям «Безопасность» |
3 |
Залив Благородства |
День добра |
4 |
Остров Помощи |
День книги |
5 |
Лес Радости |
Конкурс рисунков «Ура, каникулы!» |
6 |
Равнина Сказок |
«В гостях у сказки» |
7 |
Мост Согласия |
Зарница |
8 |
Озеро Надежды |
Экологическая акция |
9 |
Горы Загадок |
«Летний переполох» |
10 |
Водопад Творчества |
Лего-бум |
11 |
Пролив Юмора |
Ералаш-концерт |
12 |
Парк Фантазий |
Мода для барби, автомобильный салон |
13 |
Поляна Неожиданностей |
День бантиков |
14 |
Пещера Тайн |
«Зелёная пятка» |
15 |
Город Мастеров |
День оригами |
16 |
Деревня Дураков |
День неожиданностей |
17 |
Океан Любви |
День писем |
18 |
Станция конечная |
Концерт-закрытие |
В лагере организуются тематические дни-путешествия, которые предполагают активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело. Каждый день смены имеет своё тематическое название.
Ожидаемые результаты:
Формируются:
- социально-личностные компетенции через вступление в дискуссию и выработку своего собственного мнения;
- коммуникативные компетенции через умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; умение дискутировать и защищать свою точку зрения;
- сотрудничество через умение принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты;
- организаторская деятельность через умение организовать свою работу;
- личностно-адаптивные компетенции формируются через умение придумывать новые решения.
Режим работы школьного оздоровительного лагеря
8-00 - 8-30. Прием детей.
9-00 - 9-30. Завтрак.
9-30 – 9-40. Линейка.
9-40 – 13-00. Занятия по расписанию.
13-30 – 14-00. Обед.
14-00 – 15-00. Познавательные и игровые программы, экскурсии, работа кружков
15-00 - 15-30. Уход домой.
Законы лагеря
- Закон доброго отношения к людям.
- Закон охраны природы.
- Закон здорового образа жизни.
- Закон соуправления.
- Закон свободы слова.
- Закон “ноль-ноль”.
- Закон поднятой руки.
Качество смены определяется по следующим критериям.
1. Самооценка каждого участника смены. Это ответы на вопросы:
- что мне удалось сегодня и почему?
- как можно использовать достигнутое?
- что мне не удалось и почему?
2. Оценка качества смены педагогами
Здесь имеют место следующие диагностические параметры, которые оцениваются каждым взрослым по баллам (предлагается 10 балльная система оценки).
- Уровень организации: насколько четко было организовано проведение смены?
- Содержательная (информационная) насыщенность смены: насколько интересной, насыщенной была смена по содержанию? Формы подачи - соответствуют ли они задачам?
- Эмоциональная составляющая смены: вызвала ли работа педагогического коллектива смены эмоциональный отклик? Захотелось ли сопереживать? Думать? Спорить? Рассуждать? Работать над собой?
- Включенность детей: насколько активно были включены в проведение мероприятий дети: проявили активность сами, или пришлось убеждать?
- Качество работы, профессиональный уровень: какие новые (интересные или забытые) педагогические средства были использованы при проведении мероприятий? Что вы лично взяли для себя на заметку? Кого из коллег вы увидели в новом для вас свете? Какие явные педагогические промахи вы заметили?
- Мой личный вклад, моя помощь: обращалась ли ко мне творческая группа за помощью? Чем я лично помог?
Учебно-методическое обеспечение
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере, М. 1998
- Директор школы журнал 2004год
- Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006
- Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград , Учитель, 2001
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.