Метод пректов в курсе информатики

Разделы: Информатика


Практически с момента внедрения в школьный цикл курса «Основы информатики и вычислительной техники» исследовались вопросы определения оптимального содержания и наполненности школьного курса информатики, постоянно велись поиск и апробация новых форм, методов и инновационных технологий обучения.

Мышление, способное усвоить знание будущего, называют проектным.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но на современном этапе его относят к педагогическим технологиям XXI века как метод, позволяющий ориентироваться и адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Этот метод был научно обоснован в США еще во второй половине XIX в. философом и педагогом Д. Дьюи, который сформулировал концептуальные положения своей теории:

  • истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
  • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира;
  • усвоение знаний – это стихийный процесс;
  • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, является активным субъектом своего обучения.

Метод проектов – это технология, по которой учащийся самостоятельно выполняет весь запланированный цикл: придумывает идею, разрабатывает, редактирует, проводит работы, связанные с внедрением.

Вот некоторые цели, которые можно достигнуть, используя метод проектов:

  1. Освоение предметных связей
  2. Умение применять эти знания на практике
  3. Коммуникативные умения
  4. Умения работать с информацией, представленной в различном виде
  5. Овладение и использование информационных технологий
  6. Умение сотрудничать в группе
  7. Гибкое распределение учебного времени

Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности. Но нельзя не отметить и слабые стороны этого метода: сведение роли учителя к консультированию, невозможность выработать общие подходы к решению поставленных задач, а также недостаточное формирование теоретического мышления у учеников.

Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.

Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.

Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.

При организации проектной деятельности учащихся нужно помнить о наличии двух основных составляющих: наличие достаточного объема исходной аналитической информации и реализация собственной модели информационной задачи.

Этапы проектной деятельности

  1. Погружение в проект
  2. Организация деятельности
  3. Осуществление деятельности
  4. Защита проекта

Структура проектной деятельности

Компонент деятельности

Для учащихся

Для учителя

Мотив выполнения проекта

* Повышение уровня собственного образования

* Реализация творческого потенциала

* Расширение возможностей для изучения информатики

* Создание благоприятных условий для активизации исследовательской деятельности учащихся

Цель работы над проектом

* Углубление знаний

* Приобретение навыков самообразования

* Развитие коммуникативных качеств и расширение круга общения(при работе в группах)

* Качественное усвоение знаний

* Внедрение сетевых технологий

* Обучение структуризации и систематизации информации

* Развитие творческой и исследовательской инициативы учащихся

Способы и приёмы реализации деятельности

* Постановка цели (которая корректируется в процессе выполнения)

* Работа с учебной, популярной литературой и другими источниками информации

* Выбор типа проекта

* Выбор дизайна, стиля в соответствии с идеей проекта

* Подбор и предложение тем для проектов

* Подготовка инструкций по организации работы

* Оказание помощи и консультирование

* Организация проведения промежуточных итогов

* Организация защиты проектов (ученические чтения, конференции и т.п.)

Использование в учебном процессе инновационных технологий направлено не только на развитие учащихся. Сейчас девиз учебного процесса можно сформулировать так «Качественное обучение без нанесения ущерба здоровью»:

Организация учебного процесса не должна допускать переутомления, нужно стараться создавать благоприятную психологическую атмосферу, а также формировать культуру здорового образа жизни.

Всем хорошо известна проблема детской зависимости от компьютерных игр. Поэтому проблему нужно решать с различных сторон:

  •  Проводить с первых уроков анкетирование.
  • Выходить на родительские собрания.
  • Учебный процесс нацеливать на вытеснение из области интересов учащихся компьютерных игр и замену их на другой вид деятельности, нужно демонстрировать различные программные продукты, рассказывать о новинках в программном и аппаратном обеспечении.

Понимание роли компьютера как средства обработки информации постепенно может снять психологическую зависимость от компьютерных игр.