Практически с момента внедрения в школьный цикл курса «Основы информатики и вычислительной техники» исследовались вопросы определения оптимального содержания и наполненности школьного курса информатики, постоянно велись поиск и апробация новых форм, методов и инновационных технологий обучения.
Мышление, способное усвоить знание будущего, называют проектным.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но на современном этапе его относят к педагогическим технологиям XXI века как метод, позволяющий ориентироваться и адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Этот метод был научно обоснован в США еще во второй половине XIX в. философом и педагогом Д. Дьюи, который сформулировал концептуальные положения своей теории:
- истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира;
- усвоение знаний – это стихийный процесс;
- ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, является активным субъектом своего обучения.
Метод проектов – это технология, по которой учащийся самостоятельно выполняет весь запланированный цикл: придумывает идею, разрабатывает, редактирует, проводит работы, связанные с внедрением.
Вот некоторые цели, которые можно достигнуть, используя метод проектов:
- Освоение предметных связей
- Умение применять эти знания на практике
- Коммуникативные умения
- Умения работать с информацией, представленной в различном виде
- Овладение и использование информационных технологий
- Умение сотрудничать в группе
- Гибкое распределение учебного времени
Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности. Но нельзя не отметить и слабые стороны этого метода: сведение роли учителя к консультированию, невозможность выработать общие подходы к решению поставленных задач, а также недостаточное формирование теоретического мышления у учеников.
Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.
Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.
Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.
При организации проектной деятельности учащихся нужно помнить о наличии двух основных составляющих: наличие достаточного объема исходной аналитической информации и реализация собственной модели информационной задачи.
Этапы проектной деятельности
- Погружение в проект
- Организация деятельности
- Осуществление деятельности
- Защита проекта
Структура проектной деятельности
Компонент деятельности |
Для учащихся |
Для учителя |
Мотив выполнения проекта |
* Повышение уровня собственного образования * Реализация творческого потенциала |
* Расширение возможностей для изучения информатики * Создание благоприятных условий для активизации исследовательской деятельности учащихся |
Цель работы над проектом |
* Углубление знаний * Приобретение навыков самообразования * Развитие коммуникативных качеств и расширение круга общения(при работе в группах) |
* Качественное усвоение знаний * Внедрение сетевых технологий * Обучение структуризации и систематизации информации * Развитие творческой и исследовательской инициативы учащихся |
Способы и приёмы реализации деятельности |
* Постановка цели (которая корректируется в процессе выполнения) * Работа с учебной, популярной литературой и другими источниками информации * Выбор типа проекта * Выбор дизайна, стиля в соответствии с идеей проекта |
* Подбор и предложение тем для проектов * Подготовка инструкций по организации работы * Оказание помощи и консультирование * Организация проведения промежуточных итогов * Организация защиты проектов (ученические чтения, конференции и т.п.) |
Использование в учебном процессе инновационных технологий направлено не только на развитие учащихся. Сейчас девиз учебного процесса можно сформулировать так «Качественное обучение без нанесения ущерба здоровью»:
Организация учебного процесса не должна допускать переутомления, нужно стараться создавать благоприятную психологическую атмосферу, а также формировать культуру здорового образа жизни.
Всем хорошо известна проблема детской зависимости от компьютерных игр. Поэтому проблему нужно решать с различных сторон:
- Проводить с первых уроков анкетирование.
- Выходить на родительские собрания.
- Учебный процесс нацеливать на вытеснение из области интересов учащихся компьютерных игр и замену их на другой вид деятельности, нужно демонстрировать различные программные продукты, рассказывать о новинках в программном и аппаратном обеспечении.
Понимание роли компьютера как средства обработки информации постепенно может снять психологическую зависимость от компьютерных игр.