Организационо-педагогические предпосылки формирования жизненных планов старшеклассников

Разделы: Иностранные языки


Для формирования жизненных планов старшеклассников важными являются совокупность социально-экономических и организационно-педагогических причин. В этой статье хотелось бы рассмотреть влияние организационно-педагогических причин на данный процесс.

Важной организационно-педагогической предпосылкой формирования жизненных планов старшеклассников является обновление содержания образования. Курс на радикальное обновление содержания образования диктуется, прежде всего, необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями, а также с мировыми образовательными стандартами, особенно - в гуманитарной составляющей содержания образования. Глубокие цивилизационные сдвиги в развитии человечества в начале двадцать первого века, переосмысление многих фундаментальных представлений о человеке, обществе, природе предопределяют интенсивный поиск новой образовательной политики во всех развитых странах.

Отказ от технократического начала, стремление к гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации образования, к раскрытию целостной картины мира заставляют делать вывод в пользу принципиально новых интегративных курсов, вариативных программ и учебников, разнообразных факультативов и предметов по выбору, что во многом обеспечивает в общеобразовательных учреждениях разного уровня предпрофильную подготовку в 8-9 классах и профильное обучение в старших классах. В настоящее время идет разработка новых учебных программ и учебников нового поколения.

Переход гимназий, лицеев, ряда общеобразовательных школ на профильное обучение в старшем звене, несомненно, влияет на формирование жизненных планов старшеклассников, способствует осознанному правильному выбору ими своего жизненного пути и социальной позиции.

Концепция модернизации российского образования на период 2010 года определяет цели общего образования и определяет цели общего образования на современном этапе. Представляется важным, что она подчеркивает не только необходимость усвоения обучающимися определенной суммы знаний, но и необходимость развития личности, его познавательных и созидательных способностей. Целью современной образовательной деятельности становится формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание условий для самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. для формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество образования [1].

Помощь учащимся в выборе своего направления обучения в системе многопрофильного образования во многом оказывает интегративный курс для старшеклассников «Твоя профессиональная карьера» (под редакцией С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной) [2], введенный в школьную практику как экспериментальный. Он предполагает специальную организацию деятельности учащихся и способствует актуализации процесса формирования жизненных планов старшеклассников за счет включения психологических потенций личности, обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда, развития у них способности адаптироваться к реальностям устройства своей будущей жизненной и профессиональной деятельности в современной социально-экономической ситуации.

Также важнейшим элементом обновления содержания образования, что ведет к формированию жизненных планов старшеклассников является введение Единого государственного экзамена. Данная форма проведения итоговой аттестации школьников дает возможность им точнее осознать важность правильной жизненной и образовательной стратегии для достижения успеха в жизни. Необходимость сдачи Единого экзамена заставляет учащихся раньше определять выбор высшего учебного заведения и набор необходимых предметов для достижения поставленной цели. Единый государственный экзамен дает возможность дать объективную оценку качества подготовки лиц, закончивших учебные заведения, и лишает их всяких «иллюзий», связанных с дальнейшим поступлением в учебные заведения. Данная ситуация должна стимулировать стремление школьников к учебной деятельности и определять формирование жизненных планов учащихся.

В связи с этим, несомненно, значимыми являются организационно-педагогические предпосылки, оказывающие непосредственное влияние на формирование жизненных планов старшеклассников.

Анализ научной литературы позволил установить общую совокупность организационно-педагогических причин, усложняющих процесс формирования жизненных планов старшеклассников. Среди них можно выделить следующие:

  • изменение структуры и содержания общего, среднего, профессионального образования, что приводит к существенному снижению возрастной границы, когда учащемуся необходимо сделать жизненно определяющий выбор, в том числе и профессии;
  • отрыв образовательной системы от потребностей рынка труда; дисбаланс между системой подготовки кадров и реальными потребностями в них; недостаточно гибкое реагирование образовательных учреждений на изменение регионального рынка труда и профессионально-квалификационной структуры кадров; незнание педагогами, учащимися и их родителями современного рынка образовательных услуг; ориентация педагогов на текущие задачи без учета возможностей и перспективных потребностей самого школьника и общества, что прямым образом влияет на качество жизни;
  • качество и направленность образования (традиционные методы управления обучения), которые перестали быть подходящими для формирования базисных квалификаций личности: сциентистская ориентация на количество усвоенного и операциональная несостоятельность индивида; призывы к творческому восприятию жизни и в то же время систематическая многолетняя работа по развитию дисциплинарного навыка послушания, что приводит к политическому инфантилизму, безответственности, надежде на лидера; неспособности большинства к самостоятельному жизненному самоопределению; недостаточная информированность педагогических кадров о современных учебных технологиях, затруднения в использовании активных; методов и дифференцированных форм обучения; преобладаний в работе с учащимися методов и форм, носящих информационный, просветительский характер и не вовлекающих учащихся, в рефлексию и деятельность;
  • потребность личности в интеллектуальном и профессиональном развитии;
  • дифференциация обучения, направленная на создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности;
  • ориентир на культуру, духовность в социально-профессиональной деятельности;
  • ценностная дезориентация педагогов и кризис собственной определенности родителей и, как следствие, самих учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе;
  • преобладание в практике традиционной школы потребительского отношения учащихся к школе и школьному педагогу;
  • выраженный эгоцентризм учащихся, отсутствие у старшеклассников желания и навыков сотрудничества;
  • изменение отношения старшеклассников к выбору профессии, престижность доходных профессий у учащихся старших классов, ориентированность жизненных ценностей на внешние атрибуты, а не на содержание деятельности;
  • необходимость выбора дисциплин для сдачи на едином государственном экзамене и несформированность у учащихся методик для данного выбора.

В рыночных условиях может преуспеть тот, кто четко умеет определить цель, прогнозировать альтернативные варианты её достижения, выбирать наиболее рациональные из них для себя и для общества, анализировать результаты и определять просчеты, преодолевать временные неудачи, налаживать деловые контакты, проявлять предприимчивость. Развитие данных качеств должно происходить, в том числе, и при организации учебного процесса.

Литература

  1. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 141с.
  2. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.: ил.