Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну сказок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение знаний учеников 3-их классов о правах детей;
  • развитие интеллектуальных и нравственных качеств учащихся на основе взаимодействия трёх культур: русского, татарского и немецкого (изучаемых в школе);
  • раскрытие творческих способностей учащихся начальной школы.

Оборудование: фонограммы к сказкам: братьев Гримм «Бременские музыканты», Г.Х.Андерсена «Снежная королева», А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», песни Наташи Королёвой «Маленькая страна», презентация PowerPoint (приложение), 3 велосипеда, воздушные шары (красный, жёлтый, зелёный), 3 конверта, 3 прямоугольника (жёлтый, красный, зелёный), призы.

Ход мероприятия

1. Приглашение в игру

Звучит песня Наташи Королёвой «Маленькая страна».

1 ученик:

Всего-всего сильнее
Хочу я, чтобы дети
Повсюду были счастливы
На всём огромном свете.

2 ученик:

Чтоб ни войны, ни голода
Никто нигде не знал,
Чтоб каждый день для каждого
Как праздник наступал.

Учитель: Будьте счастливы, друзья, будьте здоровы! Ведь у вас такие заботливые родители, такие уютные дома. Если же постучится к вам беда, вспомните, что вас защищает Конвенция о правах ребёнка, а вместе с ней – самая главная в мире организация – ООН – Организация объединённых наций. (Слайд 2, приложение)

Ребята, любите ли вы сказки? Сегодня «Колесо истории» предлагает вам отправиться в эту удивительную страну посмотреть, счастливы ли её герои. (Слайд 3, приложение)

Но прежде познакомимся с участниками. Команды представляют …(каждую команду представляет один участник).

Итак, отправляемся. Сели все удобнее, пристегнули ремни. Поехали! Посмотрим, кому из вас в начале пути сопутствует удача.

2. Первый тур

3 участника под музыку на велосипедах с шариком цвета своего сектора проезжают за стульчиками. Музыка прервалась – дети остановились. Открыли конверты. Если попался прямоугольник цвета своего шарика, прибавляем 100 вёрст.

Учитель: А вот и показалась первая сказка. Заглянем в неё?

На сцене дети показывают отрывок из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» (на немецком языке).

Вопросы болельщикам: В какую сказку мы попали? Какой отрывок из сказки увидели?

Вопрос участникам: Подумайте, посовещайтесь с командой и скажите, какое право нарушено в сказке. (Слайд 4, приложение) Вот вам 4 варианта ответа:

  1. право на жизнь,
  2. право на неприкосновенность жилища,
  3. право на жизнь с родителями,
  4. право на труд.

Мальчик (помощник учителя): В сказке нарушено право на неприкосновенность жилища. Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. (Правильный ответ даёт 100 вёрст.)

Учитель: Наше путешествие продолжается. И мы с вами уже в другой сказке.

На сцене танцевальная композиция к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

Вопросы болельщикам: Узнали героев? Кто они? Что это за сказка?

Вопрос участникам: Что за право нарушается в сказке? (Варианты ответов прежние). (Слайд 5, приложение)

Девочка (помощник учителя): Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

Учитель: Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец. Кто же помог ему вернуться домой? (Вопрос болельщикам).

3. Второй тур

Учитель: Посмотрим, как далеко мы уехали. Итоги I тура.

Продолжаем наше путешествие. Начинаем второй тур. Кому повезёт теперь?

Музыка. Велосипеды. Конверты.

Учитель: Смотрите, герои следующей сказки приближаются. О чём они нам расскажут?

На сцене «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Учитель: Внимание! Вопрос: какие два права сейчас были нарушены? (Слайд 6, приложение)

Мальчик: Переписка двух людей – это тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. А кто занимается такими позорными делами, с тем и говорить никто не захочет, от того все отвернутся. Вот и Конвенция специально подчёркивает: нельзя нарушать тайну переписки!

Девочка: Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек – ребёнок – тоже имеет право жить. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорождённых, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.

Вопросы болельщикам: Кто в сказке нарушил эти права? Как называется сказка? Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Учитель: Отправимся ещё в одну сказку. Может, в ней мы увидим счастливых героев.

На сцене «Сказка о мёртвой царевне» А.С.Пушкина.

Учитель: И здесь нарушены права. Чьи? (Слайд 7, приложение)

Мальчик: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка. Оказывается, есть ещё люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они иной национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются и такие воспитатели, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.

4. Третий тур

Учитель: итоги II тура. А наше путешествие приближается к концу. Последний – решающий 3-ий заезд.

Музыка. Велосипеды. Конверты.

На сцене татарская сказка «Зухра»

Учитель: Вопрос болельщикам: Героев какой сказки вы узнали? О чём они нам рассказывают?

Вопрос командам: Какое право нарушается здесь?

Девочка: (Слайд 8, приложение) Правительства предоставляют каждому ребёнку право на досуг и отдых. В это время дети могут заниматься тем, к чему их тянет. При этом их нужно стимулировать к тому, чтобы находить радость в музыке, танцах и живописи или в спорте. Главное: разрядка, игра и развлечение.

5. Появление мэра

Мэр: Можно мне взять слово? Что это такое? Во всех ваших сказочных государствах нарушаются права детей. Безобразие! Я, как мэр, этим очень возмущён. Разве так можно?! Познакомьтесь с детьми моего города и посмотрите, как защищены их права у нас.

6. Концерт учеников школы

- Мы, (фамилия, имя), ученицы 3-их классов школы №36, занимаемся в школьном хоре татарской песни и хотим предложить вашему вниманию татарскую народную песню …

- Я, (фамилия, имя), ученик 3 «В» класса, прочитаю вам свои стихи.

- Я, (фамилия, имя), ученик 3 «А» класса, а это моя партнёрша Сабина. Мы вместе занимаемся в школе бального танца в ДК Химиков. Танец «Ча-ча-ча».

- Я, (фамилия, имя), ученик 3 «Б» класса, после уроков еду в цирк. Там у меня занятия в детской цирковой школе. Сейчас я покажу вам, чему научился.

- Мы, (фамилия, имя), ученицы 2 и 3 классов школы №36, занимаемся в ДК им. А.П.Гайдара в танцевальной студии «Дорога из города» и покажем вам наш любимый танец «Стиляги».

Мэр: Молодцы. Какие талантливые дети! Вопрос болельщикам: Каким правом пользуются дети моего города?

- Да, дети бесплатно учатся в школах. Кроме этого, занимаются музыкой, живописью, танцами, спортом. И я рад, что родители и школа способствуют этому.

7. Итоги трёх туров

Учитель: Спасибо, уважаемый мэр. Нам же пора подводить итоги. Зелёный сектор набрал … вёрст, жёлтый - …, красный… . (Если равное количество вёрст, подсчитываем количество жетонов у болельщиков, они помогут найти победителя.)

- Итак, победитель игры - … сектор, его представитель выходит в супер-игру. Две другие команды мы благодарим за участие (дарим подарки).

8. Супер-игра

Учитель: Прошу тишины. Мы начинаем супер-игру. Первый вопрос: В каком году была принята конвенция прав ребёнка? (Слайд 9, приложение) Предлагаются три варианта ответов: 1948 год, 1989 год, 1999 год. (Карточки с датами лежат на стульчиках дорог.) ты отвечаешь на этот вопрос молча – сделай только шаг в сторону дороги, которую ты выбрал.

Учитель: Верную ли ты выбрал дорогу мы узнаем чуть позже. Слушай второе задание. (Слайды 10-13, приложение) Рассмотри иллюстрации и разберись, нарушение каких прав изобразили художники:

  1. право на свободное передвижение,
  2. право на владение личным имуществом,
  3. право на труд,
  4. права и защита детей-инвалидов.

- Теперь проверяем, верную ли ты выбрал дорогу. (Слайд 14, приложение) (Если верную – зажигается «фонтан звёзд». Победителю вручается подарок.)

Учитель: Спасибо, ребята. Я вас всех благодарю за участие в нашем путешествии. Вижу, вы хорошо знаете свои права. Умейте же пользоваться ими и защищать.