Роль государства в экономике

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Рассмотреть причины регулирования экономики государством.
  • Изучить два взгляда на роль государства в экономике.
  • Рассмотреть основные механизмы государственного регулирования экономики.

План:

  • Фронтальный опрос учащихся.
  • Причины регулирования экономики государством.
  • Два взгляда, существующие в современной экономической науке, на роль государства в экономике.
  • Основные механизмы государственного регулирования экономики.
  • Программа выхода России из экономического кризиса как пример проявления воздействия государства на экономику страны.

Ход урока

1. Фронтальный опрос учащихся:

  1. Что такое экономика? Какие основные вопросы решает экономическая сфера?
  2. Какие типы экономических систем нам известны? Дайте характеристику каждой из них.
  3. Назовите положительные и отрицательные составляющие каждой из названных экономических систем.

Возможные ответы учащихся

1. Экономика (от греч.) – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства,  распределения, обмена.

Экономика – способ ведения хозяйства, направленный на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Экономика – народное хозяйство государства, группы государств, мира в целом.

Экономика – наука, изучающая эффективное (рациональное) поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Экономика решает три вопроса:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить? (Сколько производить?)

Таким образом, экономика решает сложную проблему удовлетворения безграничных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов; экономика проводит как материальные, так и не материальные блага и услуги.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Учащиеся выбирают признаки соответствующих систем и затем их плюсы и минусы.

2. Типы экономических систем:

Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества с целью распределения ограниченных ресурсов, чтобы удовлетворить безграничные потребности людей.

Традиционная система

Признаки этой системы:

  • Основа экономики сельского хозяйства, господствует государственная (общественная), коллективная собственность.
  • Примитивные орудия труда медленное развитие техники.
  • Отсутствие конкуренции.
  • Основные вопросы экономики «что, как и для кого» решает обычай, традиция.
  • Низкий уровень жизни населения.
  • Господствует натуральное хозяйство.

Командно-административная система (централизованно регулируемая)

Признаки этой системы:

  • Господствует государственная форма собственности; частная почти запрещена.
  • Основные вопросы экономики решаются государством, путем составления государственных благ.
  • Действуют цены, назначаемые государством.
  • Отсутствует конкуренция.
  • Дефицит товара, низкая эффективность производства и качества товара.
  • Высокий удельный вес ВПК.

Рыночная система

Признаки этой системы:

  • Существуют и равноправны все формы собственности.
  • Основные вопросы экономики решаются частными лицами (фирмами, предпринимателями).
  • Цены свободные, формируются на основе спроса и предложения.
  • Бездиффецитность, высокий уровень предприимчивости, значительная дифферинциация доходов и уровня жизни.

Смешанная система

Признаки этой системы:

  • Собственность находится как в руках государства, так и в руках физических и юридических лиц.
  • Основные вопросы экономики решаются как физическими и юридическими лицами, так и государством.
  • Правильность и неправильность принятых экономических решений выражается как и в доходах, так и убытках в экономической деятельности.
  • Способ распределения – конкуренция (спрос и предложения).
  • Государство в основном регулирует экономические процессы.
  • Государство – гарант социальной защищенности населения.

3. Плюсы традиционной системы:

  • Стабильность общества.
  • Добротность и высокое качество, производимых товаров.

Минусы традиционной системы:

  • Отсутствие технического прогресса.
  • Слабый производственный потенциал.
  • Неразвитая инфраструктура.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • Плохая приспособляемость к изменениям природных условий.

Плюсы командно-административной системы:

  • Гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая их уверенность в будущем.
  • Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, за счет искусственного сдерживания роста производимости труда (там, где мог бы работать один человек, работают двое).

Минусы командно-административной системы:

  • Негибкость этой системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
  • Производители теряют стимул к эффективной работе (так как их экономическое положение мало зависит от их инициативы и предприимчивости).

Плюсы рыночной системы:

  • Эффективность распределения ресурсов.
  • Интенсивное использование ресурсов.
  • Высокая ответственность людей за результат действия.
  • Существует конкуренция.
  • Широкое распространение получает кредит.
  • Высокое качество товаров.

Минусы рыночной системы:

  • Угасание конкуренции (за счет монополий и НТП).
  • Расточительное негуманное производство и не равное распределение доходов.
  • Не учитывает внешних издержек (экология нарушается, общественные потребности не удовлетворяются).
  • Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Существование безработицы.
  • Инфляция.
  • Нестабильное развитие со спадами производства.

Что такое конкуренция? – соперничество между производителями сходного товарами услуги.

Класс делится на две группы. Задание: назвать «плюсы» и «минусы» конкуренции.

Плюсы:

  • Ограничивает возможность возникновения монополий, которые могут «диктовать», «взвинчивать» цены.
  • «Давит» цены вниз.
  • Создает возможность выбора для потребителя.
  • Способствует эффективному использованию ресурсов.
  • Способствует внедрению технических изобретений, улучшению качества продукции.
  • Заставляет экономику гибко реагировать на изменения экономической ситуации.

Минусы:

  • Постоянное разорение мелких предпринимателей (санирующая роль конкуренции).
  • Отвлечение больших средств на рекламу.
  • Использование нечестных методов борьбы (подкуп работников, промышленный шпионаж).

В настоящее время во всех развитых странах мира существуют смешанный тип экономической системы, при которой в экономике существует рыночный сектор, государственный и традиционный.

2. Таким образом, в настоящее время, практически во всех реально действующих экономических системах присутствуют элементы государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Задание классу: прочитать п.7 п.1 и назвать причины вмешательства государства в экономику.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Класс делится на две группы:

  • 1-я группа доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны.
  • 2-я группа доказывает, что экономика должна быть свободна от вмешательства государства.

Причины вмешательства государства в экономику:

1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.

2) Экономические причины:

  • ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;
  • выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;
  • создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;
  • продолжительность рабочего дня, отпуска.

3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.

4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.

5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;

6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.

Таким образом:

  • Отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.
  • Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.
  • Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.

Работая с текстом п.7 учащиеся дают характеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы

Приложение 1

Данная схема составляется по сообщениям учащихся.

До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен, который противовес кейнсианской теории стимулирования спроса («Стой - иди») предлагает стимулировать предложение. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характера.

Работая с текстом п.7 учащиеся дают характеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Приложение 2

Что является примером составления программ экономического развития?

По итогам обсуждения первой, второй группы выводятся на экран

1) частный бизнес работает во имя прибыли и делает лишь то, что ему выгодно

1) государство не должно вмешиваться в экономику, - рынок сам определит, кто окажется сильнейшим

2) частный бизнес не решает социальных проблем

2) вмешиваясь в деятельность предпринимателей, государство снижает их заинтересованность в производстве лучших товаров, порождает социальное

3) частный бизнес не занимается экономикой, культурой, историческим наследием

 

4) государство должно решать проблемы обороны

 

5. Программа выхода России из экономического кризиса.

- "Во-первых, - сказал он, - в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования".

- "Во-вторых, - продолжал Медведев, - следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка приводит к образованию финансовых "мыльных пузырей", а ответственность публичных компаний перед акционерами размывается".

- "В-третьих, - считает российский лидер, - нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. И не должно быть иллюзий по поводу возможности бесконечного роста любого вида активов".

- "В-четвертых, надо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний, - отметил президент РФ.

- "В-пятых, - необходимо сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов".

Таким образом, государство является важным экономическим субъектом в обществе. Это не значит, что оно должно в обязательном порядке контролировать все хозяйственные субъекты. Оно должно предоставлять свободу предпринимателям, но в то же время гарантировать защиту интересов своих граждан, поддерживать социально незащищенные слои общества. Эффективным способ воздействия государства на экономику является бюджет и налогообложение, а также экономическое программирование. Примером последнего является программа Президента Р.Ф. Медведева Д.А. по выходу России из кризиса.

Приложение 3. Презентация

Используемая литература:

  1. Учебник для учащихся 11 класса. Базовый уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Матвеева А.И.- М., «Просвещение», 2006.
  2. Учебник для учащихся 11 класса. Профильный уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г.- М., «Просвещение», 2009.
  3. Нижников С. А., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Краткий курс. – М., «Экзамен», 2007.
  4. Обществознание. 10 – 11 классы: уроки учительского мастерства/, сост. Корнева Т. А.. – Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Махоткин А. В., Махоткина Н. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М., 2006.