Цели:
- Рассмотреть причины регулирования экономики государством.
- Изучить два взгляда на роль государства в экономике.
- Рассмотреть основные механизмы государственного регулирования экономики.
План:
- Фронтальный опрос учащихся.
- Причины регулирования экономики государством.
- Два взгляда, существующие в современной экономической науке, на роль государства в экономике.
- Основные механизмы государственного регулирования экономики.
- Программа выхода России из экономического кризиса как пример проявления воздействия государства на экономику страны.
Ход урока
1. Фронтальный опрос учащихся:
- Что такое экономика? Какие основные вопросы решает экономическая сфера?
- Какие типы экономических систем нам известны? Дайте характеристику каждой из них.
- Назовите положительные и отрицательные составляющие каждой из названных экономических систем.
Возможные ответы учащихся
1. Экономика (от греч.) – «искусство ведения домашнего хозяйства».
Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена.
Экономика – способ ведения хозяйства, направленный на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Экономика – народное хозяйство государства, группы государств, мира в целом.
Экономика – наука, изучающая эффективное (рациональное) поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Экономика решает три вопроса:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить? (Сколько производить?)
Таким образом, экономика решает сложную проблему удовлетворения безграничных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов; экономика проводит как материальные, так и не материальные блага и услуги.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Учащиеся выбирают признаки соответствующих систем и затем их плюсы и минусы.
2. Типы экономических систем:
Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества с целью распределения ограниченных ресурсов, чтобы удовлетворить безграничные потребности людей.
Традиционная система
Признаки этой системы:
- Основа экономики сельского хозяйства, господствует государственная (общественная), коллективная собственность.
- Примитивные орудия труда → медленное развитие техники.
- Отсутствие конкуренции.
- Основные вопросы экономики «что, как и для кого» решает обычай, традиция.
- Низкий уровень жизни населения.
- Господствует натуральное хозяйство.
Командно-административная система (централизованно регулируемая)
Признаки этой системы:
- Господствует государственная форма собственности; частная почти запрещена.
- Основные вопросы экономики решаются государством, путем составления государственных благ.
- Действуют цены, назначаемые государством.
- Отсутствует конкуренция.
- Дефицит товара, низкая эффективность производства и качества товара.
- Высокий удельный вес ВПК.
Рыночная система
Признаки этой системы:
- Существуют и равноправны все формы собственности.
- Основные вопросы экономики решаются частными лицами (фирмами, предпринимателями).
- Цены свободные, формируются на основе спроса и предложения.
- Бездиффецитность, высокий уровень предприимчивости, значительная дифферинциация доходов и уровня жизни.
Смешанная система
Признаки этой системы:
- Собственность находится как в руках государства, так и в руках физических и юридических лиц.
- Основные вопросы экономики решаются как физическими и юридическими лицами, так и государством.
- Правильность и неправильность принятых экономических решений выражается как и в доходах, так и убытках в экономической деятельности.
- Способ распределения – конкуренция (спрос и предложения).
- Государство в основном регулирует экономические процессы.
- Государство – гарант социальной защищенности населения.
3. Плюсы традиционной системы:
- Стабильность общества.
- Добротность и высокое качество, производимых товаров.
Минусы традиционной системы:
- Отсутствие технического прогресса.
- Слабый производственный потенциал.
- Неразвитая инфраструктура.
- Ограниченность числа производимых благ.
- Плохая приспособляемость к изменениям природных условий.
Плюсы командно-административной системы:
- Гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая их уверенность в будущем.
- Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, за счет искусственного сдерживания роста производимости труда (там, где мог бы работать один человек, работают двое).
Минусы командно-административной системы:
- Негибкость этой системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
- Производители теряют стимул к эффективной работе (так как их экономическое положение мало зависит от их инициативы и предприимчивости).
Плюсы рыночной системы:
- Эффективность распределения ресурсов.
- Интенсивное использование ресурсов.
- Высокая ответственность людей за результат действия.
- Существует конкуренция.
- Широкое распространение получает кредит.
- Высокое качество товаров.
Минусы рыночной системы:
- Угасание конкуренции (за счет монополий и НТП).
- Расточительное негуманное производство и не равное распределение доходов.
- Не учитывает внешних издержек (экология нарушается, общественные потребности не удовлетворяются).
- Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
- Существование безработицы.
- Инфляция.
- Нестабильное развитие со спадами производства.
Что такое конкуренция? – соперничество между производителями сходного товарами услуги.
Класс делится на две группы. Задание: назвать «плюсы» и «минусы» конкуренции.
Плюсы:
- Ограничивает возможность возникновения монополий, которые могут «диктовать», «взвинчивать» цены.
- «Давит» цены вниз.
- Создает возможность выбора для потребителя.
- Способствует эффективному использованию ресурсов.
- Способствует внедрению технических изобретений, улучшению качества продукции.
- Заставляет экономику гибко реагировать на изменения экономической ситуации.
Минусы:
- Постоянное разорение мелких предпринимателей (санирующая роль конкуренции).
- Отвлечение больших средств на рекламу.
- Использование нечестных методов борьбы (подкуп работников, промышленный шпионаж).
В настоящее время во всех развитых странах мира существуют смешанный тип экономической системы, при которой в экономике существует рыночный сектор, государственный и традиционный.
2. Таким образом, в настоящее время, практически во всех реально действующих экономических системах присутствуют элементы государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Задание классу: прочитать п.7 п.1 и назвать причины вмешательства государства в экономику.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Класс делится на две группы:
- 1-я группа доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны.
- 2-я группа доказывает, что экономика должна быть свободна от вмешательства государства.
Причины вмешательства государства в экономику:
1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.
2) Экономические причины:
- ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;
- выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;
- создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;
- продолжительность рабочего дня, отпуска.
3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.
4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.
5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;
6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.
Таким образом:
- Отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.
- Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.
- Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.
Работая с текстом п.7 учащиеся дают характеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы
Данная схема составляется по сообщениям учащихся.
До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен, который противовес кейнсианской теории стимулирования спроса («Стой - иди») предлагает стимулировать предложение. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характера.
Работая с текстом п.7 учащиеся дают характеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Что является примером составления программ экономического развития?
По итогам обсуждения первой, второй группы выводятся на экран |
|
1) частный бизнес работает во имя прибыли и делает лишь то, что ему выгодно |
1) государство не должно вмешиваться в экономику, - рынок сам определит, кто окажется сильнейшим |
2) частный бизнес не решает социальных проблем |
2) вмешиваясь в деятельность предпринимателей, государство снижает их заинтересованность в производстве лучших товаров, порождает социальное |
3) частный бизнес не занимается экономикой, культурой, историческим наследием |
|
4) государство должно решать проблемы обороны |
|
5. Программа выхода России из экономического кризиса.
- "Во-первых, - сказал он, - в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования".
- "Во-вторых, - продолжал Медведев, - следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка приводит к образованию финансовых "мыльных пузырей", а ответственность публичных компаний перед акционерами размывается".
- "В-третьих, - считает российский лидер, - нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. И не должно быть иллюзий по поводу возможности бесконечного роста любого вида активов".
- "В-четвертых, надо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний, - отметил президент РФ.
- "В-пятых, - необходимо сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов".
Таким образом, государство является важным экономическим субъектом в обществе. Это не значит, что оно должно в обязательном порядке контролировать все хозяйственные субъекты. Оно должно предоставлять свободу предпринимателям, но в то же время гарантировать защиту интересов своих граждан, поддерживать социально незащищенные слои общества. Эффективным способ воздействия государства на экономику является бюджет и налогообложение, а также экономическое программирование. Примером последнего является программа Президента Р.Ф. Медведева Д.А. по выходу России из кризиса.
Приложение 3. Презентация
Используемая литература:
- Учебник для учащихся 11 класса. Базовый уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Матвеева А.И.- М., «Просвещение», 2006.
- Учебник для учащихся 11 класса. Профильный уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г.- М., «Просвещение», 2009.
- Нижников С. А., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Краткий курс. – М., «Экзамен», 2007.
- Обществознание. 10 – 11 классы: уроки учительского мастерства/, сост. Корнева Т. А.. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Махоткин А. В., Махоткина Н. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М., 2006.