Как известно, в начальной школе игре на уроках отводится ведущая роль. Л. С. Выготский видел в игре "неиссякаемый источник развития личности". Игра развивает у детей внимание, воображение, учит выдержке.
Игры, развивающие речь, для младших школьников имеют исключительно важное значение.
Более 20 лет я работаю учителем начальных классов. И так сложились обстоятельства, что мои ученики - это воспитанники детского дома, а теперь Социального приюта.
Практически каждому ребенку в детстве не уделялось должного внимания со стороны взрослых, как правило, они не посещали детские дошкольные учреждения, их развитием никто не занимался. В школу эти дети поступают с очень бедным словарным запасом, у них не развита память, мышление, представление об окружающем очень сильно отстают от нормы, у многих нарушено звукопроизношение.
А ведь плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки речи могут помешать детям быть успешными в обучении.
В своей работе я использую множество приемов, способствующих развитию детей. Это и сочинения по двум словам, и звуковые игры. Особенно детям нравится работа со скороговорками.
Методика проведения занятий со скороговорками
Цели и задачи: работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти, обогащение словарного запаса.
Оборудование: карточки с картинками, на обратной стороне которых написаны скороговорки.
Время проведения занятий: 3-5 минут.
Обязательное условие: систематичность проведения занятий.
Порядок проведения.
Занятие №1.
Учитель показывает карточку с рисунками (рис. 1), рассказывает скороговорку. Дети повторяют ее с учителем: сначала медленно и громко, затем тише и быстрее. (Важно четко произносить все звуки в словах.)
(оборотная сторона карточки) Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку |
Занятие №2.
Учитель показывает первую карточку (рис. 1), повторяет скороговорку с детьми. Показывает вторую карточку (рис 2.), заучивает с детьми новую скороговорку.
(оборотная сторона карточки) Наварила
щука щей. |
Занятие №3.
Повторение первой и второй скороговорок, заучивание новой (рис. 3).
(оборотная сторона карточки) У
маленькой Сани |
Занятие №4-5.
Аналогичная работа.
Результат: дети самостоятельно по рисункам карточек рассказывают скороговорки.
Впоследствии выученные скороговорки убираются. Можно использовать заранее подготовленного ученика (все ребята по очереди), выступающего в роли учителя.
Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".
И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.
Благодаря этой работе мои ученики смело выступают на общешкольных мероприятиях, концертах и регулярно становятся победителями конкурсов чтецов.