Цель: Знакомство с голосеменными растениями, особенностями строения, значением и разнообразием голосеменных. Формировать умения распознавать растения, сравнивать их с представителями других отделов, описывать процесс размножения голосеменных растений.
Тип урока: урок аналитического мышления.
В начале урока проводится жеребьевка.
Оборудование: жетоны — листочки, конверты для заданий,
Ход урока
1.Интрига
Ну что ж, волей жребия вы разделены на 3 группы. За ответы на уроке вы получаете жетоны - листочки. К концу урока группа, которая набрала большее количество жетонов становится победителем, а все члены группы получают «5» баллов, за второе место «4», ну и…
(У учителя в руках газета с кроссвордом). Перед уроком воспользовалась свободным временем. Решила разгадать кроссворд. Поможете (задаются реальные вопросы какого-нибудь кроссворда).
Кстати, а какое растение могло стать символом России? Вот такой вопрос стал перед участниками лесного конгресса, который состоялся осенью 1960 года, в городе Сиэтле, штат Вашингтон. Лесоводы 96 стран собрались здесь, единодушно решили заложить парк Дружбы народов мира, где представители каждой делегации должны были посадить «национальное дерево» своей страны. Наша страна многонациональная, и у нас любят и березу, и дуб, и ель и платан и бук. А вот какому дереву отдали предпочтение представители российской делегации, вы узнаете в конце урока, хотя, на доске зашифровано его название.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если есть какие — то предложения, давайте. Нет, тогда пусть это будет маленькой интригой, решение которой мы узнаем в конце урока.
2. Воспоминание
Фронтальный опрос
- Почему мхи и папоротники относятся к высшим растениям? (Есть органы.)
- Какие вегетативные органы имеются у мхов, а какие у папоротников? (Мхи – стебель, листья, ризоиды. Папоротники – корень, стебель, листья.)
- Какое самое важное условие для размножение споровых растений? (Вода.)
- Почему папоротники относятся к высшим споровым растениям? (Кроме основной и фотосинтезирующей ткани есть также покровные, механические и проводящие ткани.)
- Какой тип размножения характерен для папоротников и мхов? (Сочетание полового и бесполого способа.)
- Чем отличается развитие папоротниковидных от моховидных? (У мхов спорофит – коробочка живет не долго, гаметофит – зеленое побегоносное растение. У папоротников – гаметофит – маленькая пластинка заросток, спорофит – зеленое многолетнее растение, имеющее корень, стебель, листья.)
Задания по группам:
Задание для группы № 1. Кроссворд «Папоротники»
- Родственники папоротников. (Плауны.)
- Женские многоклеточные половые органы. (Архегонии.)
- Бесполое поколение. (Спорофит.)
- Подземный вегетативный орган папоротников, видоизменение корней. (Корневище)
- Мужские многоклеточные органы размножения. (Антеридии.)
- Коричневые бугорки на нижней части листа. (Сорусы.)
- Первое поколение папоротников. (Заросток.)
- Самый вредный сорняк из папоротников. (Сальвиния.)
- Папоротник, широко распространенный в наших лесах. (Щитовник.)
- Папоротник, листья которого употребляют в пищу в маринованном виде. (Орляк.)
- Самый большой папоротник. (Циатея.)
Из выделенных букв сложите слово. Желаю удачи!
Задание для группы № 2. Кроссворд «Моховидные»
- Мох, имеющий пластинчатое строение, лежащий на земле. (Маршанция.)
- Продукт, образованный в результате гниения сфагновых мхов. (Торф.)
- Мох, в виде чешуек, отражающий свет, образуя изумрудный оттенок. (Схистостега.)
- Древние растения, не имеющие корней, от которых произошли современные наземные растения. (Псилофиты.)
- Главное условие размножение споровых растений. (Вода.)
- Половое поколение. (Гаметофит.)
- Мужская гамета. (Сперматозоид.)
- Мох, растущий на болотах, образующий торф. (Сфагнум.)
- Корнеподобное образование у мхов. (Ризоиды.)
- Женская гамета. (Яйцеклетка.)
Из выделенных букв сложите слово. Желаю удачи!
Задание для группы № 3. Заполните таблицу и сделайте вывод, что общего и чем отличаются мхи от папоротников.
Отдел |
Среда обитания |
Одноклеточные или многоклеточные |
Ткани |
Строение |
Способ питания |
Размножение |
Представители |
Мхи |
|
|
|
|
|
|
|
Папоротники |
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные задания
Задание №1. Составьте схему размножения мхов, используя термины: взрослое растение, спермии, яйцеклетка, зигота, коробочка, споры, протонема, побег.
Задание № 2. Составьте схему размножения папоротников, используя термины: взрослое растение, спорангии, заросток, антеридии, архегонии, зигота, побег.
Задание № 3. Подпишите рисунок: А. Строение мхов; Б. Строение папоротников.
А: |
|
|
Б: |
1 – колпачок |
|
1 – корневище |
3. Изучение нового материала
Ну что, догадались о символе России, могу сделать подсказку (последняя буква а).
Сегодня на уроке мы будем изучать растения, с которыми встречались в жизни. Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество делений. Прочтите загадку и отгадайте ее. (Зимой и летом одним цветом) (Ель, сосна)
Речь пойдет о хвойных растений.
Но у нас в классе стоит 3 необычных стула. Черный, синий и красный. В конце урока 3 человека сядут на эти стулья. И тот, кто сядет на черный стул – ответит на 6 вопросов класса, тот кто сядет на синий стул – обобщит все сказанное на уроке, сделает вывод, и тот кто сядет на красный стул – получит вопрос от учителя.
Тема урока «Отдел голосеменные».
Мы привыкли к этим растениям, приятно смотреть на их стройные золотистые стволы, вдыхать чистый воздух. Люди создали много сказок об этих добрых и могучих деревьях. Считают, что сосны и ели отводят беду и приносят счастье. Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева, отгоняющего злые силы от дома и оберегающего мир и благополучие его обитателей.
Они появились на земле 400 млн. лет назад.
В Америке, в штате Невада нашли дерево (Американская сосна долговечная, которому приблизительно 4900 лет. То есть она старше пирамиды Хеопса) Достигают в высоту до 80 м. Сосновые леса – сухие и светлые, напоминают светлый храм со стройными колоннами. Листья этих деревьев – хвоинки – до 6-13 см в длину, располагаются попарно.
Еловый лес с густой тенью имеет неповторимый сказочный облик. Там всегда темно, а отмершие сучья создают впечатления. Что именно здесь живет нечистая сила – баба-яга, лешие, ведьмы. Нижние ветви почти касаются земли.
Пихты – иголочки хвоинки – плоские, узкие и совсем не колючие. Это дерево, похожее на пирамиду, с приятно пахнущей смолой. Шишки на ветках, как новогодние свечи, зрелые шишки рассыпаются на части. Рядом с пихтами разводить огонь опасно, кора тонкая, начинена смолой, легко вспыхивает и горит как факел. Пихта переносит тень, сильные морозы, но в атмосфере больших городов погибают от выхлопных газов.
Можжевельник встречается в сказках братьев Гримм, так же часто, как береза или дуб в русских народных сказках. Он доживает до 1000 лет. Листья мелкие. Выделяют в воздух огромное количество фитонцидов. Чтобы очистить от микробов воздух большого города. Хватило бы 1 га можжевелового леса. Но эти деревья не выносят дыма и копоти больших городов. Шишки у этого растения сочные и мясистые, сладкие со смолистым привкусом.
Но самое необычное дерево гинкго, возраст 195 млн лет. Вместо привычных хвоинок веерообразные листья. Высота дерева 30 м, в обхвате 3 м. В переводе с японского название дерева переводится как «серебряный плод».
Вот такие разные растения относятся к отделу голосеменные. А вы были в лесу и видели растения отдела голосеменные.
Кстати, кто не был, то у большинства из вас появится такая возможность побывать в подмосковном лесу. Ведь Александр Боголюбов приглашает нас в конце мая начале июня к себе на базу Экосистема, для прохождения практики. Я уже сейчас представляю, что мы садимся в поезд, и он нас мчит в Подмосковье. Представляете, кругом лес. Огромнейшее зеленое пространство. (На доске вывешивается зеленое поле.)
И среди растений мы отыскиваем с вами представителей голосеменных растений. Каковы же их особенности? (Схема составляется из предметов.)
- Особенностью является то, что стволы древесины состоят из трахеид, где есть смоляные ходы. Неправда ли эти ветви пахнут смолой.
- Хвоя – листья жесткие, покрытые толстым слоем кутикулы, испарение воды снижается. (Вешается ветка.)
- Голосеменные, размножаются семенами. Семя – запас питательных веществ, выживаемость в любых условиях. (Прикрепляются семена.)
- Семена располагаются на чешуях женских шишек, открыто (голо). (Прикрепляются шишки.)
- Процесс оплодотворения не зависит от воды (благодаря пыльцевой трубки) мужские гаметы движутся к женским. Перенос семян происходит потоками воздуха, попадают в почву и прорастают.
Мы узнали с вами основные особенности, а теперь пожалуйста с использованием учебного материала составьте схему размножения хвойных растений.
Составление схемы размножения растений.
Весной на ветвях растений появляются зеленые шишки (5 мм) – женские. У основания побегов располагаются мужские шишки. На чешуях женских шишек образуется яйцеклетка. На мужских – пылинки со спермиями. Спермии неподвижные, без жгутиков. Пылинки разносятся ветром, попадают на семязачатки. После опыления чешуйки смыкаются. Склеиваются смолой, а оплодотворение произойдет через 13 месяцев. За это время пыльцевая трубка прорастает, образуется зигота. Из зиготы – семя с крылышками, разносится ветром далеко от материнского организма.
4. Действенное закрепление
Зная особенности хвойных и мхов, папоротников, водорослей, у вас следующее задание. Найдите сходства и отличия этих растений.
- 1 группа (сходство мхов, папоротников, водорослей, голосеменных). Постарайтесь изобразить это в виде схемы.
- 2 группа (отличительные признаки хвойных).
- 3 группа. Сравните размножение голосеменных, папоротников и мхов.
Наши стулья ожидают вас. И так на черный стул садится (вызывается представитель 1 группы)
6 вопросов от класса.
На синий стул садится (вызывается представитель 2 группы).
Ты должен обобщить все о хвойных или голосеменных.
На красный стул садится (вызывается представитель 3 группы).
Тебе достается вопрос от меня. В шишках этого растения сахара больше, чем в плодах винограда. Из них делают вино, пиво, коньяк, сироп из шишек используют при выпечки, при консервировании. Эфирное масло заживляет раны и снимает боль при ревмотизме. Это растение называют виноградом хвойного леса. О каком растении идет речь?
Подсчет баллов.
5. Раскрытие интриги.
Ну так что, догадались о том какое растение является символом России. Конечно же лиственница. Больше всего пространства территории России занимает лиственница. ¼ млрд. га. Лиственница растет быстро, до 45 м в длину, растет быстро, выносит и жару и холод. Единственное растение среди хвойных, которое каждый год сбрасывает листву.
Задание на дом. Как используют хвойные растения. Какую роль они играют в жизни человека и животных.