Цель: Формирование умений формулировать и обосновывать свойства логарифмов.
Форма урока: защита проектов
Учебная задача:
- Изучить разнообразные свойства логарифмов.
- Найти, где используются их свойства.
Развивающая задача:
- Развивать творческую сторону мышления;
- Учить осуществлять исследовательскую деятельность.
Воспитательная задача: Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- презентации;
- электронный учебник.
План урока
- организационный момент (2 мин.);
- актуализация знаний и мотивации их применения в решении проектных задач (3мин.);
- защита проектов (3 группы по 7-10 мин.);
- Итоги, выставление отметок (3мин).
Ход урока
Введение:
В наше время актуально изучение различных свойств и нестандартных применений. Перед изучением темы «Логарифмическая функция», мы прочитали слова П.С.Лапласа « Изобретение логарифмов, сократив работу астрономам, продлило ему жизнь», рассмотрели применение логарифмов в науке, технике, в быту. Нами была проделана работа по доказательству некоторых свойств логарифмов, применение которых упрощает решение нестандартных задач. Сегодня мы посвятим наш урок защите проектов по теме «Логарифмическая функция», с помощью которых мы можем показать гениальность изобретения логарифмов в различных областях науки и техники.
Актуализация знаний и мотивации их применения в решении проектных задач:
Логарифмы. Определение. Основное логарифмическое свойство. Логарифмирование.
- Свойства логарифмов.
- Десятичные и натуральные логарифмы. Определение. Запись десятичных и натуральных логарифмов. Формула перехода от логарифмов по одному основанию к логарифмам по другому основанию..
- Логарифмическая функция, ее свойства и график.
а) Область определения.
б) Множество значений.
в) Монотонность.
г). Интервалы знакопостоянства. - Связь логарифмической функции с показательной.
- Теорема, применяемая при решении логарифмических уравнений.
Решить устно:
I. Найти основание, если
, , , .
Ответы:
II. Найдите область определения функции:
, , .
Ответы: x > 0; x > 1; x > 0 и x ≠ 1.
III. Найти ошибку в следующем доказательстве:
Ответ: делим обе части неравенства на отрицательное число и сохраняем при этом знак неравенства.
Защита проектов. (Приложение 1)
Решение уравнений с последующим обсуждением (на доске и в тетрадях)
Вычислите: .
Решите уравнение: .
Решите уравнение: .
Вывод: для правильного решения этих задач необходимы определение и свойства логарифмов.
Но, к сожалению, свойства логарифмов, изучаемые по школьной программе, бывают, недостаточны, например, для решения задач на вступительных экзаменах в вузы. Есть еще логарифмические тождества, которые приводят к упрощению более сложных задач.
Демонстрация дополнительных логарифмических тождеств через проектор на экране по электронному учебнику, созданному ученицей этого класса, Живовой Ксенией (Приложение 2, приложение 3, приложение 4).
Решение уравнений с последующим обсуждением.
а) ;
б) .
Применение логарифмов (выступления учащихся с презентациями).
- логарифмы на животноводческой ферме (приложение 5);
- логарифмы на эстраде (приложение 6);
- логарифмы в электроосвещении (приложение 7);
- звезды, шум и логарифмы (приложение 8).
Вывод: Применение логарифмов упрощает арифметические операции, облегчает вычисления к реальным предметам, расширяет сферу всех наук, в которых применяется вычисление.
«С точки зрения вычислительной практики изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним изобретением индусов – нашей десятичной системой нумерации» /Успенский Я.В./
Итоги
Очень уместно здесь высказывание ученого А.Н.Теренина: «Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал». Сегодня мы увидели, что, встретив нестандартные задания по данной теме, надо хорошо ориентироваться во всем материале.
Выставление отметок.