Введение
“От педагога зависит,
чем станет сердце ребенка
– нежным цветком
или засохшей травой”.
В.А.Сухомлинский
Поделится опытом преподавания предмета “Мы и окружающий мир” и раскрыть положительные результаты обучения, натолкнула статья в журнале “Начальное образование” №2, 2007 - Если предмет “Окружающий мир” учитель не считает важным - (автор Н.И.Ожегина).
В процессе изучения курса “Мы и окружающий мир” стараюсь раскрыть разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, ставлю перед учащимися познавательные задачи - это способствует развитию интереса. На каждом уроке делаем “открытия”. На современном этапе развития школьного образования я получила возможность выбора учебника. Восемь лет я работаю по учебнику Р.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова “Мы и окружающий мир”. Программа курса построена так, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя их. Основы изучения окружающего мира составляют три группы знаний: природа, человек, общество. Учебный курс “Мы и окружающий мир” призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, для дальнейшего изучения в средней школе естественно-научных курсов биологии, физики, астрономии, географии, экологии;
- развивать историческое мышление, воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения в природе и быту.
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения, выводы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
В результате к четвертому классу дети достаточно самостоятельно обобщают и делают выводы, помогает в этом учебник.
Удачно построение учебника. Знаки, которые помогают в работе над учебником:
- вопросы и задания;
- проверьте себя;
- дополнительный материал;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- работа в тетради.
Каждая рубрика настраивает ученика на определенную умственную работу, ведет к поиску информации. Дети с удовольствием продолжают поиск в других источниках. Удачно решена цветовая гамма в учебнике, что не мало важно для здоровья детей. Учебник вызывает живой интерес, некоторые дети читают учебник сразу до конца, ищут ответы на поставленные вопросы, предлагают ответы другим. В ходе изучения курса “Мы и окружающий мир” я стараюсь дать детям знания о родном крае. Краеведение легко вливается в канву изучаемого материала.
Мы живем в Сибири, в городе Ангарске Иркутской области, рядом с нами “Жемчужина Сибири” - озеро Байкал. Поэтому, большое внимание мы уделяем изучению Байкала. В качестве доказательства приведу пример урока. Урок собрал знания, полученные детьми в результате работы по вопросам Байкаловедения.
Сведения не давались в готовом виде, искали в различных источниках, наблюдали во время поездок на Байкал с классом и родителями, привозили уникальные фотографии, многие родители оказывали помощь. Работа по воспитанию любви к родному краю, бережному отношению к природе ведется целенаправленно. Мы просмотрели несколько фильмов “Мелодии Байкала”, предоставленные дедушкой и бабушкой Никиты Курловича. Сами дети, кроме фотографий привозят камни, рисунки, пишут стихи и рассказы о Байкале. Поэтому идея создания альбома “О Байкале”, переросла в выпуск газет, приуроченных к Дню Земли, Дню Воды – 22 апреля. В течение двух месяцев дети готовили свои работы по желанию, нужно отметить, что каждый ребенок выполнял работу по своему желанию. В результате получился целый “Ларец знаний”.
Урок. Тема: Охрана природы. Заповедники
Чистой, чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал!
Блиц-вопросы приготовленные
детьми.
Дети работают в группах, по пять вопросов каждой
группе:
1. Что означает слово Байкал? – Байкал – слово туркоязычное от Бай-Куль, что значит богатое озеро, или от монгольского Байгал, что значит – богатый огонь
2. Какое озеро в мире называют младшим братом Байкала? - По происхождению (рифтовое) и размерам котловины можно считать озеро Танганьика в восточной Африке. В отличие от байкальской, вода этого озера содержит много солей магния
3. Какова длина озера? - 636 км
4. Какова максимальная ширина Байкала? - 81 км
5. Какова площадь Байкала? - Занимает восьмое место в мире – 31 500 кв. м.
6. Какова максимальная глубина? - 1637 м.
7. Какова прозрачность Байкала? - Максимальная 40 м.
8. Кто из исследователей первым побывал на Байкале? - Первым исследователем, который оставил для потомков “Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам”, там также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова, который в 1646 г. вышел из Верхоленского острога с группой казаков и промышленников.
9. Самый крупный приток Байкала? - Река Селенга
10. Какая река вытекает из Байкала? (Какую реку называют дочерью Байкала?) - Река Ангара
11. Сколько рек впадает в Байкал? - 336 рек
12. Назовите самые известные ветры на Байкале. - Баргузин, Сарма, Култук
13. Назовите живородящую рыбку, эндемик Байкала? - Голомянка
14. Что вам известно о млекопитающих озера Байкал? - Единственный представитель млекопитающих – тюлень или нерпа.
15. Чем питается нерпа? - Непромысловой рыбой: голомянкой, бычками и другими.
16. Самая крупная рыба Байкала? - Осетр Байкальский
17. Самая малая рыба Байкала? - Широколобка Гурвича, 2-3 грамма
18. Какая промысловая рыба на Байкале представляет особую ценность? - Омуль
19. Как называются рачки, которые чистят воду Байкала. - Эпишура
20. Какие природоохранные территории существуют на Байкале?
- Баргузинский заповедник
- Байкальский заповедник
- Байкало-Ленский заповедник
- Забайкальский национальный парк
- Прибайкальский национальный парк
- 10 заказников
Толкование слов
(Ищут в словаре)
Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
- Для чего люди создают заповедники? (11 января отмечается День заповедников) В нашей стране созданы заповедники во всех природных зонах. В них ведутся научные работы, а вся промышленность запрещена, доступ туристов ограничен.
Национальный парк – нетронутый уголок природы, с жизнью населяющих их животных. В них можно ходить и ездить, но только по указанным тропинкам и дорогам. Собирать грибы, ягоды, ловить рыбу запрещено.
Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота, или где растения находятся под особой охраной.
Работа с учебником страница 58 “Лосиный остров”.
Защита работ (газет, альбомов и т.д.)
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба у нас в руках,
Сама природа нам велела,
чтоб жил Байкал родной в веках!
(На уроке защищают 3-4 работы)
Тест.
Творческая работа (работа проводится в группах)
Задание:
1. Выбери к каждому знаку подходящее название (даны рисунки).
2. Нарисуйте запрещающий знак и дайте ему название.
Домашнее задание (по выбору: кроссворды, чайнворды).
Примечания: Постоянно прилагаются творческие задания:
- составление и разгадывание кроссвордов;
- оформление страничек для альбомов;
- Отзывы о фильмах;
- выпуск тематических газет;
- составление вопросов для одноклассников;
- сочинить загадки, стихи, написать рассказы, сказки о природе используя информацию учебника;
- составление диафильмов и т.д.