Задачи:
образовательная: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, раскрыть относительный характер приспособлений, механизм возникновения приспособлений; подвести к мировоззренческим выводам о естественных причинах формирования приспособлений,
развивающая: выработать умения объяснять возникновение приспособлений с использованием учения о движущих силах эволюции; развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы,
воспитательная: формирование интереса к знаниям.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: комнатные растения, гербарные материалы растений, коллекция насекомых, таблицы (приложение 1), схема (приложение 2), рисунки учебника, презентация.
Методы и методические приемы: рассказ, применение знаний, решение проблем методом мозгового штурма.
План урока.
Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация.
- Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса “Биология”.
Изучение нового материала.
- Возникновение приспособлений (рассказ).
- Значение приспособлений (беседа с использованием гербарных материалов растений, коллекций насекомых).
- Виды приспособлений (рассказ с элементами беседы, с использованием презентации).
- Относительный характер приспособлений (рассказ, с использованием презентации).
Первичное закрепление учебного материала.
Домашнее задание: параграф учебника.
Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Целеполагание и мотивация.
Сообщение темы, целей и задачи изучения нового материала.
3. Актуализация.
Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса “Биология”.
Вопросы для беседы:
Особи большинства видов растений производят много спор или семян, насекомые откладывают большое количество яиц, рыбы мечут много икры.
- Какое это имеет значение для вида в целом?
- Можно ли считать данное явление приспособлением?
- Приспособлением к чему? Ответ поясните.
Ученые провели опыт: переселили популяцию мышей в область с более светлой почвой по сравнению с почвой прежнего места обитания.
- Что произойдет с популяцией мышей через некоторое время?
- Почему значительная часть особей будет истреблена хищниками?
- Какие особи смогут сохраниться?
4. Изучение нового материала.
1. Возникновение приспособлений (рассказ).
- по Ламарку;
- по Линнею;
- по Дарвину.
Вопрос: Ученые по-разному объясняют механизм возникновения приспособлений у организмов к среде обитания. Чем взгляды Ч. Дарвина на эту проблему отличаются от взглядов К. Линнея?
2. Значение приспособлений (беседа с использованием гербарных материалов растений, коллекций насекомых).
Вывод: Каждый организм приобретает признаки в наиболее выраженной форме.
3. Виды приспособлений (рассказ с элементами беседы, с использованием презентации).
- окраска и форма тела у животных (Презентация, слайд №2).
- покровительственная окраска и форма тела (Презентация, слайд №4).
- предостерегающая окраска (Презентация, слайд №5).
- угрожающая окраска (Презентация, слайд №6).
- мимикрия (Презентация, слайд №7).
Самоконтроль (Презентация, слайд №8).
4. Относительный характер приспособлений (рассказ, с использованием презентации).
Использование презентации, слайды № 9, 10.
Первичное закрепление учебного материала
Вопросы:
1. Несмотря на многочисленные приспособления организмов к среде обитания, многие из них погибают от врагов, неблагоприятных абиотических факторов. Почему считают, что приспособленность имеет относительный характер следующих приспособлений:
а) плоская форма тела у ската.
б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц.
в) цветение ветроопыляемых деревьев ранней весной до появления на них листьев?
2. У многих видов растений цветки имеют приспособления к опылению с помощью насекомых.
Почему эти приспособления оказываются неэффективными в дождливую погоду?
Почему дождливая и прохладная погода в период цветения плодовых деревьев приводит к снижению урожая фруктов?
3. Приведите пример к разнообразным видам приспособленности:
- Покровительственная окраска.
- Маскировка.
- Мимикрия.
- Предупреждающая (угрожающая) окраска.
5. Домашнее задание: параграф учебника.
6. Рефлексия.
Используемый материал
- Кулев А. В. Общая биология: Поурочное планирование. С.-П.: Паритет, 2001.
- Диск “Общая биология”.
- Диск “Открытая биология”, ООО “Физикон”, 2003.