Итоговый урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Разделы: Математика


Цель урока: Обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме.

Задачи урока:

  • повторить формулы, относящиеся к теме “Арифметическая прогрессия”;
  • проконтролировать умение применять формулы при решении задач;
  • расширить кругозор, показать связь математики с другими предметами;
  • повысить интерес к изучению математики.

Мотивация: мотивировать учащихся к осознанному восприятию и значимости материала для подготовки к итоговой аттестации.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Метод обучения: частично-поисковый, установление связи теоретических и практических знаний.

Ход урока

I. Организационный этап.

Ознакомление учащихся с целью и задачами урока.

Эпиграф урока:

Желаю работать, желаю трудиться,
Желаю успехов сегодня добиться,
Ведь в будущем всё это вам пригодится.
И легче в дальнейшем вам будет учиться.

II. Проверка знаний фактического материала, умение сопоставлять и раскрывать связи в предметах и явлениях.

Учитель задает вопросы учащимся для проверки знаний теории.

1. Дайте определение арифметической прогрессии.Приведите пример.

- Ответ учащегося: Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа.

Показывается слайд №1. “В какой фигуре записана арифметическая прогрессия?”

2. Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?

- Ответ учащегося: Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число.

3. Каковы способы задания арифметической прогрессии?

Ответ учащегося:

а) рекуррентной формулой аn+1n+1

б) формулой n-го члена аn1 + d(n-1)

в) формулой вида an =kn + b

Формулы остаются записанными на доске.

Показ слайда № 2.

Учащиеся по рядам записывают в тетрадях, а затем один ученик комментирует ответ.

Показ слайда №3 . Верно ли, найдено аn? Ответ обосновать.

4. В чем заключается характеристическое свойство арифметической прогрессии?

- Ответ учащегося: Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов.

5. Как найти сумму n-первых членов арифметической прогрессии?

- Ответ учащегося: по формуле

Слайд № 4.

img6.jpg (12576 bytes)

III. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных ситуациях.

Работа на 2 варианта с проверкой по проектору. Слайд № 5.

Учащиеся могут обратится к соседу по парте, затем меняются тетрадями и проверяют по проектору (решение на экране), выставляют оценку.

По результатам ответов составляется слово: Слайд № 6. Таблица ответов.

Г Е С И Р О П
42 -4 0 -5 -8 -44 6

Полученное слово: Слайд № 7

“ПРОГРЕССИО” - движение вперёд.

IV. Проверка умений учащихся применять знания в нетрадиционных ситуациях.

Класс разбит на 4 группы.Каждой группе дается одна задача.

 Задача № 1. При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?

Задача № 2. При свободном падении тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую на 9,8 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после начала падения.

Один из группы комментирует решение, остальные проверяют.

Слайд № 8.

Слайд № 9.

V. Зная эти формулы можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.

Прогрессии в литературе: Строки из “Евгения Онегина”.

“…Не мог он ямба от хорея
Как мы не бились отличить…”.

Ямб – это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8;…Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.

Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечетные слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7;..

Примеры.

Ямб. “Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…” прогрессия 2; 4; 6; 8;…

Хорей. “Я пропАл, как звЕрь в загОне” Б.Л.Пастернак. прогрессия 1; 3; 5; 7;…

История 1.На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий АРХИМЕД (ок. 287-212 гг. до н.э.)

В древности задачи на прогрессии дошедшие до нас были связаны с запросом хозяйственной жизни: распределение продуктов, деления наследства и др.

В Древнем Египте в V в до н.э. греки знали прогрессии и их суммы:

1+2+3+…+n =

2+4+6+…+2n =n.(n+1)

В Германии молодой Карл Гаусс нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи ещё учеником начальной школы.

!+2+3+4+…+98+99+100= (1+100)+(2+99)+(3+98)+…+(50+51)=101x50=5050.

В нашей жизни таких задач встречается очень много в разных отраслях науки.

Задание на дом:

1. Cтр. №239 № 1-8. Учебник. Алгебра 9 под ред.Г.В.Дорофеева.

2. Подобрать “исторические” задачи с практическим содержанием по теме арифметическая прогрессия, используя оформление.