Комплексное музыкальное занятие "Домовой Ерошка в гостях у ребят"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: закреплять умение детей петь, чисто интонируя мелодию, выразительно, легким звуком. Способствовать выработке плавного дыхания. Продолжать учить детей определять жанр и характер музыкального произведения. Развивать умение оркестровать музыкальное произведение. Передавать в движениях смену частей музыкального произведения. Выразительно передавать содержание музыки. Воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Оборудование: нотки из разноцветного картона, музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, металлофон, музыкальный треугольник, маракасы), платочки для игры, фонограмма музыки “Песнь жаворонка” П.И.Чайковского, листы бумаги для оригами.

Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель. Где же наш музыкальный руководитель, Наталья Владимировна? У нас ведь музыкальное занятие. Что же нам делать? (Ответы детей). Ребята, давайте споем песенку “Эхо”, оно слышится далеко. Наталья Владимировна нас должна услышать.

Дети поют: “А – у” (тихо – громко).

В зал входит домовой Ерошка.

Ерошка. Ой, я думал здесь никого нет, хотел на фортепиано позаниматься.

Воспитатель. А ты кто?

Ерошка. Я домовой Ерошка, живу в вашем детском саду, только меня никто не видит. Я вот уже многому научился: рисовать, считать, быстро бегать, выучил много стихотворений.

Воспитатель. А у нас музыкальное занятие, хочешь остаться?

Ерошка. С удовольствием, но я забыл поздороваться со всеми (делает поклон головой).

Воспитатель предлагает также поздороваться с Ерошкой: девочки выполняют реверанс, мальчики – поклон головой.

Ерошка.

А теперь, ребята,
Вы сказать должны:
Хорошо вам вместе жить,
Веселиться и дружить?

Ответы детей.

Вот сейчас я посмотрю, какие вы дружные ребята. Повторяйте за мной!

Игра-упражнение “Здравствуйте” датская народная мелодия [1]

Воспитатель. Ерошка, может, ты нам исполнишь что-нибудь на фортепиано.

Ерошка. Конечно, садитесь на стульчики. Я хочу для вас исполнить музыкальные произведения, которые выучил, но, а вот к какому из жанров музыки они относятся, я забыл. Поможете мне вспомнить?

Дети определяют жанр и характер музыкальных произведений. (Для исполнения используются знакомые детям музыкальные произведения)

Ерошка. А давайте поиграем с вами. У меня есть разноцветные нотки (показывает). Когда я буду играть марш, вы будете показывать красную нотку, песню – синюю нотку, танец – зеленую нотку.

Дети выполняют задание.

Ерошка. А теперь последняя загадка.

Дети слушают “Песнь жаворонка” музыка П.И.Чайковского (фонограмма), называют музыкальное произведение и определяют его характер.

Правильно, жаворонок тоже исполняет свою песню. Это мое любимое музыкальное произведение... Ой, а какой композитор его написал?

Дети. Петр Ильич Чайковский.

Ерошка. Правильно, молодцы. Жаворонок раньше всех о весне услышал и поет об этом в своей песне. Как у вас много музыкальных инструментов разложено на столе. А как вы думаете, с помощью, каких музыкальных инструментов можно изобразить песню жаворонка.

Дети выбирают музыкальные инструменты, играют на них.

Ерошка. (размышляет) Ведь одному жаворонку, наверное, очень тяжело весну встречать. А не позвать ли ему на помощь других птиц?

Воспитатель. Ерошка, что если птиц сделать из бумаги.

Конструирование из бумаги (оригами) “Птичка” [2] Птиц можно расположить на заранее подготовленном “дереве”.

Ерошка. Мне вот еще одна мелодия нравится! (играет вступление к песне “Весенний вальс”” слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко)

Воспитатель. Ребята, как называется песня?

Ответы детей.

Ерошка. Молодцы! Я вот за пианино часто сижу, все слышу. На занятиях, перед исполнением песен вы маленькие песенки поете, горлышко готовите к пению.

Воспитатель. Ребята, как называются эти песенки?

Дети. Попевки.

Дети исполняют попевку “Без слов” музыка А.Ф.Битус, С.В.Битус [3]

Ерошка. Ну а сейчас споем песню “Весенний вальс” [4]

Дети исполняют песню. Ерошка предлагает сначала петь девочкам (1 куплет), потом мальчикам (2 куплет), а потом всем вместе (1 куплет). Обращает внимание на пение легким звуком.

Ерошка. А кто мне скажет, как называется эта песня? (Исполняет припев песни “Ждем весну” слова и музыка Е.Е.Соколовой). А какая эта песня? (хороводная)

Дети исполняют хоровод “Ждем весну” слова и музыка Е.Е.Соколовой [5]

Ерошка:

А теперь, детвора,
Поиграть пришла пора.

“Игра с бубном” музыка М.Красева [1]

Ерошка. Мне пора на занятие по рисованию (смотрит на часы).

Воспитатель. Ерошка, ты забыл попрощаться.

Ерошка поет: “До свидания. Дети поют: “До свидания”, уходят в группу.

Список литературы

  1. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста “Ладушки” (старшая группа) / Авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева. Санкт-Петербург: “Композитор”, 2000.
  2. Дидактическое пособие для развития моторики и мышления “Игрушки из бумаги (оригами)”.
  3. Певческая азбука ребенка / А.Ф.Битус, С.В.Битус. Минск: ТетраСистемс, 2007.
  4. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении / Н.А.Морева. М.: “Просвещение”, 2004.
  5. Журнал “Колокольчик” № 25. 2002.