Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую
фантазию, живое воображение. Творчество по
природе своей основано на желании сделать что-то,
что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя
то, что до тебя существовало, сделать по-новому,
по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало
в человеке - это всегда стремление вперед, к
лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к
прекрасному в самом высоком и широком смысле
этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и
воспитывает в человеке, и в этой своей функции
оно ничем не может быть заменено. По своей
удивительной способности вызывать в человеке
творческую фантазию оно занимает, безусловно,
первое место среди всех многообразных элементов,
составляющих сложную систему воспитания
человека. А без творческой фантазии не
сдвинуться с места ни в одной области
человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми
материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой
имеет большое значение для всестороннего
развития ребенка, способствует физическому
развитию: воспитывает у детей способности к
длительным физическим усилиям, тренирует и
закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка.
Используемые в программе виды труда
способствуют воспитанию нравственных качеств:
трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания
трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий,
познают свойства материалов, овладевают
технологическими операциями, учатся применять
теоретические знания на практике. Украшая свои
изделия, учащиеся приобретают определенные
эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа занятий художественного творчества "Фантазия" рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-11 лет, 144 часа (2 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. А также различные методы обучения:
- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном? нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Средства обучения:
- методические пособия и книги по оригами;
- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;
- инструменты, материалы и принадлежности
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Предполагаемые результаты работы
Должны знать и уметь:
- Историю возникновения народной игрушки;
- Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов;
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;
- Уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- Овладеть навыками культуры труда;
- Правила личной гигиены;
- Правила общения;
- Правила безопасности труда.
Учебно-тематический план программы дополнительного художественного образования детей, студии детского творчества
"Фантазия"
144 часа в году во внеурочное время, по 2 часа 2 раза в неделю
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Количество часов учебных занятий |
|
теоретическое |
практическое |
|||
Первый год обучения |
||||
I. |
Поделки из природного материала |
22 |
8 |
14 |
1. | Знакомство с видами и формами работы на занятиях. | 2 |
2 |
- |
2. | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с природными материалами. | 2 |
2 |
- |
3. | Композиция из шишек "Лесная полянка". | 4 |
1 |
3 |
4. | Объемное панно из скорлупы орехов и желудей "Осень". | 4 |
1 |
3 |
5. | Ваза в технике аппликации из различных видов семян. | 4 |
1 |
3 |
7. | Коллективная работа "Казачий двор". | 6 |
1 |
5 |
II. |
Техника кракале |
34 |
10 |
24 |
8. | История появления и развития техники кракале. Материалы и инструменты для работы. Правила техники безопасности. | 2 |
2 |
- |
9. | Виды и способы окрашивания скорлупы. | 2 |
2 |
- |
10. | Выполнение упражнений различными способами наклеивания скорлупы на основу. | 4 |
1 |
3 |
11. | Композиция "Узор в круге". | 6 |
1 |
5 |
12. | Композиция "Морской пейзаж". | 8 |
2 |
6 |
13. | Композиция "Птицы". | 4 |
- |
4 |
14. | Композиция "Подводный мир". | 4 |
1 |
3 |
15. | Новогодние игрушки из яичной скорлупы. | 4 |
1 |
3 |
III. | Техника изонить | 88 |
25 |
63 |
Изонить. Техника выполнения и способы построения композиций. Материалы и инструменты. | 2 |
2 |
- |
|
16. | Изонить. Техника прошивания. Композиция "Снежинки". | 4 |
1 |
3 |
17. | Изонить. Техника прошивания. Композиция "Снеговик". | 4 |
1 |
3 |
18. | Изонить. Техника прошивания. Композиция "Волшебный цветок". | 4 |
1 |
3 |
19. | Изонить. Техника прошивания. Композиция "Цветы и бабочки". | 4 |
1 |
3 |
20. | Изонить. Техника резаной нити. Композиция "Мышонок". | 4 |
1 |
3 |
21. | Изонить. Техника резаной нити. Композиция "Клоун". | 4 |
1 |
3 |
22. | Изонить. Техника резаной нити. Композиция "Котенок". | 4 |
1 |
3 |
23. | Изонить. Техника резаной нити. Коллективная работа "На солнечной поляне". | 6 |
1 |
5 |
24. | Изонить. Техника оклеивания основы нитью. Правила и инструменты для работы. | 2 |
2 |
- |
25. | Изонить. Техника оклеивания основы нитью. Композиция "Колобок". | 6 |
1 |
5 |
26. | Изонить. Техника оклеивания основы нитью. Композиция "Утенок". | 6 |
1 |
5 |
27. | Изонить. Техника оклеивания основы нитью. Композиция "Чебурашка". | 4 |
1 |
3 |
28. | Изонить. Техника оклеивания основы нитью. Композиция "Кувшинка". | 4 |
1 |
3 |
29. | Изонить. Техника оклеивания основы нитью. Коллективная работа "Страусиная ферма". | 6 |
1 |
5 |
30. | Мохнатые игрушки из нитей. Композиция "Цыпленок". | 4 |
1 |
3 |
31. | Мохнатые игрушки из нитей на подвесках. | 4 |
1 |
3 |
32. | Техника мартинички. История появления и развития техники. Способы работы. Инструменты и материалы. | 2 |
2 |
- |
33. | Композиция "Девочка". | 4 |
1 |
3 |
34. | Композиция "Мальчик". | 4 |
1 |
3 |
35. | Коллективная работа "Мама, папа, я". | 6 |
2 |
4 |
Итого: | 144 |
43 |
101 |
Методические рекомендации
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
- Природный материал : палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника;
- Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики;
- Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол;
- Различные оригинальные материалы : пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий;
- Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые;
- Клей ПВА и "Момент";
- Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.;
- Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
Программы включают в себя все разнообразие направлений творчества, обеспечивающих интересы детей разных возрастов. Содержание программ направлено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Актуальность программ обусловлена практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни при оформлении интерьера в доме и т.д. Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью различных игр, викторин, разгадывания кроссвордов.
Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия поделок, картин художников, дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. Любая тема программы должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности учащихся, формируется их ценностное отношение к миру.
Список литературы, рекомендуемой для детей
- Колесник С.В. "Азбука мастерства 3 класс", изд. Лицей, 2004.
- Колесник С.В. "Азбука мастерства 4 класс", изд. Лицей, 2004.
- Колесник С.В. "Азбука мастерства 6 класс", изд. Лицей, 2004.
- Л. Маврина "Забавные игрушки", изд. "Стрекоза - Пресс" г. Москва, 2007 г.
- Е. Румянцева. "Делаем игрушки сами", изд. "Айрис Пресс" г. Москва, 2004г.
Список литературы, рекомендуемой для педагога
- Говорун Л.Б. "Декоративно-прикладное искусство" методическое пособие, Краснодар, 1995.
- Сокольникова Н.М. "Краткий словарь художественных терминов", изд. Титул, 1996.
- Сокольникова Н.М. "Основы композиции", изд. Титул, 1996.
- программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
- Е.А.Гайдаенко "Нечто из ничего", изд. "Феникс" г Ростов- на - Дону, 2008г.
- Е. Румянцева. "Украшения для девочек", изд. "Айрис Пресс" г. Москва, 2006г.
- Н.С. Чернякова. "Уроки детского творчества", изд. "Родничок" г. Тула, 2002г.