В настоящее время увеличивается число детей, характеризующихся моторной неловкостью, скованностью движений, слабой координированностью мелких мышц руки.
Обычные приемы, используемые в дошкольных учреждениях для развития моторики (пальчиковая гимнастика, штриховка, работа с шаблонами и трафаретами), оказываются не достаточными для подготовленности детской руки к письму.
Хорошо, когда ребенок посещает специализированный детский сад. Но в условиях сельской местности такую возможность родители и дети имеют далеко не всегда. И родители, и педагоги испытывают затруднения в выборе способов общения, развития и обучения таких детей. Учитывая требования времени - начинать работу по профилактике и коррекции речевых нарушений как можно раньше, пришлось искать новые формы и способы взаимодействия взрослых и детей (в детском саду общеразвивающего типа не так давно введена ставка учителя-логопеда).
Нас заинтересовали исследования и работы О.С Филипповой и В. Силивон по вопросу подготовки дошкольников к овладению письмом. Их изучение и применение на практике, адаптированное к имеющимся условиям, а также совместная творческая работа специалистов ДОУ привела к тому, что появился комплекс специально подобранных упражнений (из 3 блоков), которые способствуют совершенствованию координации движений, ориентировке в пространстве, чувству ритма, развитию руки по организации подготовки дошкольников к овладению графикой письма.
Упражнения проводятся с детьми старшего дошкольного возраста со второй половины учебного года.
Комплекс I блока проводится на занятиях по физкультуре (как его часть), а также включается в проведение развлечений, прогулок и в свободную деятельность.
II блок - игры со звуками и линиями - реализуется на занятиях учителя-логопеда.
III блок - серия заданий по декоративному рисованию (Дымка, Гжель) - в совместной деятельности и развлечениях.
Уверены, что наша работа заинтересует не только педагогов коррекционных учебных заведений, но и будет полезна воспитателям детских садов общеразвивающего типа, инструкторам физкультуры и родителям.
- I блок. "Физкульт-ура!" (Приложение 1)
- II блок. "Играем, рисуем, поем" (Приложение 2)
- III блок. "Украшалочка" (Приложение 3а, Приложение 3б)