Урок обществознания в 10-м классе по теме "Отклоняющее поведение"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Разъяснить учащимся, что среди негативных отклонений от социальных норм особую опасность для общества и личности представляют преступность и наркомания. Противостоять этим опасностям должны объединенными усилиями государство, общество и каждый, кто не хочет губить жизнь свою и других людей.
  • Развивать навыки оценочного суждения; умение работы с учебным текстом, наглядно представить выступления с помощью презентации, использование ИКТ.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Детские компьютерные презентации. Опорные конспекты. Опорные листы. Дополнительная литература.

Основные понятия: Девиантное поведение, делинквентное поведение, наркомания, алкоголизм, преступность.

I. ПОВТОРЕНИЕ

1. Фронтальный опрос:

1. Почему учебник, рассказывающий о человеке и обществе, начинается с анализа деятельности?

(Деятельность - это характерный для человека способ отношения к внешнему миру, его преобразование человеком. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека.)

2. Какова структура деятельности?

(В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат)

3. Виды деятельности?

(Практическая деятельность: материально-производственная и социально-преобразовательная. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.

Духовная деятельность: познавательная; ценностно-ориентировочная, прогностическая.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей)

4. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом?

Хорошо это или плохо?

(Жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами, которые возникли в обществе из объективной потребности в упорядочении общественных отношений)

2. Тест (Приложение №1)

Правильные ответы: 1-1, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1

3. Заполни пробелы (можно предложить индивидуальное задание)

II. Изучение нового материала

План.

1. Понятие "отклоняющее поведение".

2. Девиантное поведение и поведение делинквентное.

3. Как проявляется отклоняющее поведение.

4. Позитивный характер отклонения.

5. Причины отклоняющего поведения.

6. Практическая работа. Характеристика социальных отклонений.

7. Можно ли избавить общество от отклонений?

1. Учитель: Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?

(далеко не всегда, во множестве случаев происходит их несоблюдение)

Учитель: Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющим поведением.

И объявляет тему уроку.

В опорных листах учащиеся записывают определение (Приложение №2)

2. Учитель: Говоря об отклоняющем поведении, мы будем употреблять понятия:

Девиантное поведение и поведение делинквентное.

В опорных конспектах (смотри Приложение №1) прочитайте определения и выполните задания:

-Выписать термины и их определения в опорные листы (Приложение №2)

-В чем заключается разница между девиантным и делинкветным поведением?

Учитель: МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬ ОБЩЕСТВО ОТ ОТКЛОНЕНИЙ? Ответ вы дадите в конце урока.

3. Учитель: Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение - это всегда отклонение от стандарта.

Задание: Какое поведение мы будем называть абсолютным, а какое относительным?

(Приложение №1)

 

Учитель: Как проявляется отклоняющее поведение? (параграф 6, пункт 3, учебник)

  • На уровне личности -> ?
  • На уровне малых социальных групп -> ?
  • На уровне государства -> ?

4. Учитель: Отклонение от норм может носить позитивный характер?

Ответьте, используя материал текста (Приложение №1)

(отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.)

5. Учитель: Почему проявления отклоняющегося поведения разнообразны?

(т.к. многообразны социальные нормы)

Учитель: Что их объединяет?

(вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения)

Учитель: Какие социальные отклонения особенно опасны? Объясните почему?

(как массовые явления)

Учитель: Назовите социальные отклонения, носящие массовый характер.

(Приложение №1)

(Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм)

Учитель: Каковы причины отклоняющего поведения?

(Биологические:

К девиантному поведению склонны люди, деградировавшие к более ранним стадиям развития человека (размер и форма черепа, выступающая нижняя челюсть)

Психологические:

Для девиантов характерны психические нарушения (слабоумие, другие умственные дефекты, психопатия)

Культурологические

Основной причиной признается конфликт между нормами господствующей культуры и некоторой субкультуры

Экономические

Девиация возникает, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества)

Учитель: запишите их в опорные листы (Приложение №1)

6. Практическая работа. Характеристика социальных отклонений.

Выступают творческие группы:

Темы выступлений:

1. Преступления и иные правонарушения

2. Алкоголизм

3. Наркомания

В ходе выступления творческих групп учащиеся заполняют таблицы

(Приложение №2)

7. Итоги урока.

Учитель: Можно ли избавить общество от отклонений?

(Противостоять этим опасностям должны объединенными усилиями государство, общество и каждый, кто не хочет губить жизнь свою и других людей)

Вывод записывается в опорные листы (Приложение №2).