Цели:
- Разъяснить учащимся, что среди негативных отклонений от социальных норм особую опасность для общества и личности представляют преступность и наркомания. Противостоять этим опасностям должны объединенными усилиями государство, общество и каждый, кто не хочет губить жизнь свою и других людей.
- Развивать навыки оценочного суждения; умение работы с учебным текстом, наглядно представить выступления с помощью презентации, использование ИКТ.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Детские компьютерные презентации. Опорные конспекты. Опорные листы. Дополнительная литература.
Основные понятия: Девиантное поведение, делинквентное поведение, наркомания, алкоголизм, преступность.
I. ПОВТОРЕНИЕ
1. Фронтальный опрос:
1. Почему учебник, рассказывающий о человеке и обществе, начинается с анализа деятельности?
(Деятельность - это характерный для человека способ отношения к внешнему миру, его преобразование человеком. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека.)
2. Какова структура деятельности?
(В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат)
3. Виды деятельности?
(Практическая деятельность: материально-производственная и социально-преобразовательная. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Духовная деятельность: познавательная; ценностно-ориентировочная, прогностическая.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей)
4. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом?
Хорошо это или плохо?
(Жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами, которые возникли в обществе из объективной потребности в упорядочении общественных отношений)
2. Тест (Приложение №1)
Правильные ответы: 1-1, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1
3. Заполни пробелы (можно предложить индивидуальное задание)
II. Изучение нового материала
План.
1. Понятие "отклоняющее поведение".
2. Девиантное поведение и поведение делинквентное.
3. Как проявляется отклоняющее поведение.
4. Позитивный характер отклонения.
5. Причины отклоняющего поведения.
6. Практическая работа. Характеристика социальных отклонений.
7. Можно ли избавить общество от отклонений?
1. Учитель: Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?
(далеко не всегда, во множестве случаев происходит их несоблюдение)
Учитель: Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющим поведением.
И объявляет тему уроку.
В опорных листах учащиеся записывают определение (Приложение №2)
2. Учитель: Говоря об отклоняющем поведении, мы будем употреблять понятия:
Девиантное поведение и поведение делинквентное.
В опорных конспектах (смотри Приложение №1) прочитайте определения и выполните задания:
-Выписать термины и их определения в опорные листы (Приложение №2)
-В чем заключается разница между девиантным и делинкветным поведением?
Учитель: МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬ ОБЩЕСТВО ОТ ОТКЛОНЕНИЙ? Ответ вы дадите в конце урока.
3. Учитель: Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение - это всегда отклонение от стандарта.
Задание: Какое поведение мы будем называть абсолютным, а какое относительным?
Учитель: Как проявляется отклоняющее поведение? (параграф 6, пункт 3, учебник)
- На уровне личности -> ?
- На уровне малых социальных групп -> ?
- На уровне государства -> ?
4. Учитель: Отклонение от норм может носить позитивный характер?
Ответьте, используя материал текста (Приложение №1)
(отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.)
5. Учитель: Почему проявления отклоняющегося поведения разнообразны?
(т.к. многообразны социальные нормы)
Учитель: Что их объединяет?
(вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения)
Учитель: Какие социальные отклонения особенно опасны? Объясните почему?
(как массовые явления)
Учитель: Назовите социальные отклонения, носящие массовый характер.
(Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм)
Учитель: Каковы причины отклоняющего поведения?
(Биологические:
К девиантному поведению склонны люди, деградировавшие к более ранним стадиям развития человека (размер и форма черепа, выступающая нижняя челюсть)
Психологические:
Для девиантов характерны психические нарушения (слабоумие, другие умственные дефекты, психопатия)
Культурологические
Основной причиной признается конфликт между нормами господствующей культуры и некоторой субкультуры
Экономические
Девиация возникает, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества)
Учитель: запишите их в опорные листы (Приложение №1)
6. Практическая работа. Характеристика социальных отклонений.
Выступают творческие группы:
Темы выступлений:
1. Преступления и иные правонарушения
2. Алкоголизм
3. Наркомания
В ходе выступления творческих групп учащиеся заполняют таблицы
7. Итоги урока.
Учитель: Можно ли избавить общество от отклонений?
(Противостоять этим опасностям должны объединенными усилиями государство, общество и каждый, кто не хочет губить жизнь свою и других людей)
Вывод записывается в опорные листы (Приложение №2).