Цель: познакомить детей с птицами.
Задачи:
- формировать представление детей о птицах;
- расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию;
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Проект реализован с детьми 2-й младшей группы при активном участии родителей и рассчитан на учебный год.
Результаты проекта:
- цикл занятий "Птицы";
- картотека художественного слова "Птицы";
- выставки детских работ (рисование, аппликация, лепка) на тему "Птицы";
- кормушки для птиц;
- скворечник.
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений у детей 2-й младшей группы на тему: "Дома птиц"
Программное содержание:
- расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них;
- закрепить представление о пользе птиц;
- воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их.
Активизировать словарь детей: скворечник, гнездо, птичий базар, свила.
Развивать наблюдательность, внимание, умение поддерживать разговор на определённую тему, говорить спокойно, с естественной интонацией.
Материал:
- картинки с изображением птиц: ласточки, скворца, воробья, сороки, галки, вороны, кукушки;
- аудиокассета "Голоса птиц";
- карточки "Правила поведения в природе";
- гнездо;
- скворечник.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
- Ребята, посмотрите, что это? (показываю гнездо). Его построила-свила птица своим клювом. Из чего оно? (ответы детей).
- Здесь и соломинки, и веточки тоненькие, и глина. Вот какая птица-мастерица.
- Отгадайте, что за птица его построила: у этой птицы чёрная спина, белая грудка с красным пятнышком, а хвост как вилочка? (ответы детей). Правильно, это ласточка (достаю картинку).
- Идите, Саша и Ксюша, расскажите стихотворение о ласточке.
Словацкая народная песенка "Ласточка":
- Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
- Солнцу золотому
Косу заплетала.
- Где ты, где ты, ласточка,
Ночь пропадала?
- Месяцу седому
Двор подметала.
- Вот какая ласточка трудолюбивая: и гнездо свила, и солнцу помогла, и месяцу.
- А у меня ещё дом есть. Как вы думаете, чей он? (достаю скворечник). Правильно, это скворечник - дом скворца. Скворец сам его построил? (ответы детей). Его построили люди. У него есть (показываю, а дети проговаривают) крыша, стены и круглое отверстие - вход в скворечник.
- Из чего сделан скворечник? (ответы детей). Из деревянных дощечек.
- Тише, слышите, ещё одна птица к нам прилетела. (аудиокассета "Голоса птиц")
- Узнали, кто это весело так чирикает? (ответы детей). Да, это воробей. Расскажи, Ирина, стихотворение о воробье.
В.Приходько "Воробей".
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
- Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день:
Чик-чирик!
- А каких птиц вы ещё знаете? (дети называют, а я выставляю картинки с изображением птиц).
- Как много вы назвали птиц - целый птичий базар получился. Давайте поиграем.
Игра "Птичий базар".
Вот ворона важная шагает, ходьба с высоким подниманием Лапы высоко поднимает. колена Вот воробей скачет прыжки на двух Крошки ищет. ногах Ласточка идёт, туловище слегка наклонено вперёд, С лапки на лапку переваливается. руки назад Сорока затрещала все убегают Всех напугала. на стулья.
- Ребята, у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (ответы детей).
- В гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов. А можно гнездо с яйцами или птенцами трогать? Почему? (ответы детей).
- Если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся. Вот у меня даже карточка - правило есть, что нельзя гнездо с яйцами трогать.
- А эта карточка что обозначает? (ответы детей).
- Если кричать, громко включать музыку в лесу, то птица испугается и улетит с гнезда, а птенцы без мамы погибнут.
- Ребята, нам нужны птицы? Зачем? (ответы детей).
- Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят, - жуков, гусениц. А ещё птицы нас радуют своими песнями. Давайте пойдём с вами на улицу и послушаем пение птиц.