Цель: Приобщение детей к традициям русского народа, проживающего на Урале.
Задачи:
- Обогащать знания детей о культуре русского народа и его традициях.
- Приобщать детей ко всем видам национального-регионального искусства-театрального, поэтического, песенного, танцевального.
- Прививать интерес к культурному наследию Урала, к традициям уральских посиделок.
- Развивать творческие способности детей, воображение, память на основе фольклорного материала.
- Развивать личностную культуру ребенка.
- Помогать открывать детям гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.
- С помощью предметов народного бытия пробуждать душу ребенка, воспитывать чувство красоты, любознательности, уважительного отношения к труду, любви к родному краю.
- Воспитывать чувство причастности детей к духовному наследию прошлого.
Ход мероприятия
Часть зала оформлена под русскую избу: в углу расписная бутафорская печь, посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. Сбоку сундук, в котором лежат пяльцы с вышиванием, клубки ниток, спицы. В другом углу прялка. На центральной стене полка с домашней утварью: глиняный кувшин, кружки, деревянный половник и доски, расшитый рушник.
Звучит мелодия русской народной песни “Во
саду ли, в огороде”.
В горницу входит Хозяюшка. За ней дети в русских
костюмах.
Хозяйка (на фоне музыки):
Наша изба ровно тепла.
Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним одна за всех отвечает.
Дом вести – не лапти плести.
Домом жить – обо всём тужить.
Хозяйка помогает распределить обязанности: 2 девочек накрывают на стол, другие садятся за вышивание, одна сидит у прялки, другая вяжет. 2 девочки поменьше играют в куклы.
Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на весёлые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.
Посмотрите сколько в горнице у меня девчат собралось и все делом заняты: кто прядёт, кто вышивает, кто стол накрывает, а кто и дитя усыпляет.
1-я девочка:
Лёгкий тоненький ветерок, не вей, не вей.
У воротиков не гуди, не гуди.
2-я девочка:
Вольный, темненький лесок не шуми, не шуми.
Мою куколку не буди, не буди.
Вместе поют, качая кукол:
Баю, баю, баю, бай
Ты собаченька не лай,
Петушок, не кричи,
Мою куклу не буди.
3-я девочка (вышивает):
Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама ногая ходила
4-я девочка:
Она тонка, да длинна
Одноуха, остра,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.
5-я девочка:
А я тычу- потычу!
В носик стальной,
В носик стальной-
Хвостик льняной.
6-я девочка:
Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой,
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит.
Хозяйка:
Какова пряха,
Такова на ней рубаха.
– Хотите загадку загадаю? “ Что с полу за хвост
не поднимешь?” (Клубок.)
– Ну, молодцы! Тогда отдохнём и поиграем в
старинную игру “Клубок”.
(Девочки встают в хоровод и поют песню)
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится –перекатится,
Нитка тянется- перетянется.
Нитка дале, дале, дале,
Клубок боле, боле, боле,
Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась.
(Дети делают “ улитку” закручиваясь к центру и выходят из центра через “воротики”, образуя снова круг.)
Хозяйка: Издавна русский народ славился трудолюбием. И даже придумал пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете?
Дети: Дело мастера боится.
– Есть терпение – будет и умение.
– Маленькое дело лучше большого безделья.
– Без дела жить – только небо коптить.
– Труд человека кормит, а лень портит.
– Долог день до вечера, коли делать нечего.
– Делу время, а потехе час.
(Музыка, одна девочка подбегает к окну.)
1-я девочка: Глядите, парни идут!
(Девчонки начинают прихорашиваться: поправлять волосы, бусы, ленты, одергивать платья, напускать фонарики.)
2-я девочка: Да где? (Увидев.)
Как у наших у ворот
Собирается народ!
(Под музыку входят парни.)
Мальчики: Здравствуйте! Войти можно?
Девочки: Здравствуйте! Входите!
3-я девочка: Милости просим, садитесь.
Хозяйка подводит парней к девчатам, знакомит и наделяет гостей соседками, спрашивая у гостя “Мила ли тебе соседка?”, тот отвечает: “Мила!” Если нет, выбирают другую.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
4-я девочка: Как, робята, день прошёл? Что делали? Что видели? Что слышали? Мальчики начинают рассказывать небылицы, прибаутки.
1-й мальчик: Пошёл я на лыко гору драть… Увидел на утках озеро плавает.. Я сбросил 3 палки: одну еловую, другую берёзовую, третью- рябиновую! Бросил еловую- не добросил! Бросил берёзовую- перебросил! Бросил рябиновую- угодил! Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались!
4-я девочка: Да, ну! Вот это да!
2-й мальчик:
Эх! Это что! А вот со мной случай был!
Летит пуля , жужжит.. Я в бок-она за мной.
Я упал в кусты- она хвать меня в лоб!
Я цап рукой!Ан, аэто жук!
5-я девочка: Да…Что и говорить, мастера вы небылицы рассказывать!
6-я девочка:
Федул, а Федул?
Чего губы надул?
Федул: Кафтан прожёг.
6-я девочка: Зашить можно?
Федул: Да, иглы нет.
6-я девочка: А велика ли дыра?
Федул: Да один ворот остался (показывает)
4-й мальчик (встаёт): Глаша! Тебе поклон послала (кланяется)
Глаша: Хто?
4-й мальчик: Маша.
Глаша: Кака Маша?
4-й мальчик: Свинья наша.
Хозяйка: Сенька! Под ногами-то грязь! (Показывает, тот накланяется.) Да, не кланяйся, я тебе не князь. (Все хохочут.)
А что ж это мы всё сидим, да сидим? Пора поиграть. Какая ж вечорка без игры, где могут познакомиться красна девица, да добры молодцы.
(Звучит хороводная “как по полю..”)
Хозяйка с платочком в правой руке, лежащей на левом плече, идёт по рядам, выбирая парня. Кланяется ему, передаёт платок. Тот встаёт впереди ведущего и также выбирает. Набрав полный хоровод, играют в игру “Маша и Паша”. Встав в круг и взявшись за руки, выбирают Машу и Пашу. Завязывают глаза Паше, раскручивают, а Маше дают шумовку. Паша ловит Машу, спрашивая: “Маша, ты где?” Та отвечает: “Я здесь!” и шумит. После игры дети рассаживаются.
Хозяйка: А теперь отгадайте ещё загадку. “То толстеет, то худеет, то на весь дом голосит” (гармонь). Правильно. А вот и гармонист с гармошкой идёт и двух подружек ведёт.
Девочки поют частушечные страдания:
– Гармонист у нас хороший
Хорошо играет
Только взглянешь на него
Сердце замирает.
(На проигрыш девочки делают проходку)
Гармонист:
Как кадриль-то заиграет
Всех танцоров увлекает
Всякий молодец
На свой образец.
(Идёт кадриль на 2 пары. Звучит песня “Тополь-тополёк” или “Байновская кадриль”.)
Хозяйка: Приглашаю на середину добрых молодцев, удалых свистунов.
А сейчас ровнее строй.
Встаньте все ко мне спиной.
Навострите ушки,
Достаю свистушки.
Свист знакомый прозвучит-
Вы скажите- кто свистит?
Кто всех больше угадает,
Тот награду получает!
(Хозяйка производит звуки свистками: тренерский, свист соловья, резиновой игрушки, дудки, глиняной игрушки, свой свист. В награду раздаёт музык. Инструменты: деревянные ложки, трещетки, колотушки,стиральную доску.)
Гармонист:
Эй, девчонки- хохотушки,
Затевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей
Чтоб порадовать гостей!
(С гармонистом поют девочки.)
Все:
Мы уральские девчоночки,
Нигде ни пропадём.
Мы и спляшем, и станцуем,
Мы и песенки споём!
(Кружатся на месте.)
1-я девочка:
Тритатушки-тритаты
Ничего что мы толсты,
Как плясать пойдём,
Только пыль столбом!
2-я девочка:
Я плясала-топалась
На мне юбка лопалась
Дайте юбку подвязать-
Я пойду опять плясать. (проходка по кругу)
3-я девочка:
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад –
Каблуки одни лежат.
4-я девочка:
Ничего, да ничего
Что я ростиком мала.
Мне бы шляпу, да калоши
Я бы во (показывает рукой) кака была.
Гармонист:
Если б не было воды,
Не было бы кружки
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки!
(Все кружатся на месте.)
5-я девочка:
У моёго милого
Сапоги с калошами.
Голова как у барана,
Губы, как у лошади!
6-я девочка:
Я иду, они стоят,
Четыре ёлочки подряд
Ёлочка, за ёлочкой
Люблю мальчишку с челочкой
7-я девочка:
У милёнка чёрны брюки,
И такой же пиджачок,
Подмигнёт ему другая (подмигивает)
Он бежит как дурачок.
8-я девочка:
Мой дружочек, ох, хороший
Да росточком очень мал.
Проводил меня до дому (пауза – чихнула)
Я чихнула – он упал.
Все:
Все частушки мы пропели
Больше делать нечего.
Мы уйдём, а вы сидите,
До нового вечера.
(Кланяются и уходят по кругу, притопывая, расходятся на месте. Мальчики во время проигрышей играли на муз. инстр.)
Хозяйка:
Все заслужили аплодисменты.
А давайте-ка попляшем,
Удаль русскую покажем!
Поглядите на платок.
Кому он в руки попадёт
Тот на центр плясать идёт!
(Хозяйка под музыку “наигрыши” идёт по кругу, набрасывает на плечи шаль, тот идёт за ней и вместе пляшут. Как только музыка замолкнет, Сразу разбегаются на места. Кто последний сядет, тот и становится водящим с полушалком)
Хозяйка: Молодцы! Молодцы! Танцевали от души! (звучит фонограмма “Яблоневый вечер”) Вот и закончилась наша вечорка. Расходиться нам пора. Поиграли мы, попели, развлекались хоть куда!
1-й мальчик: Спасибо, Хозяйка, добрая и ласковая.
2-й мальчик: Чтоб жилось вам и богателось!
3-й мальчик: Чтобы было всё, чего хотелось!
4-й мальчик: И собачку вам, и кота...
Все: А нам пора с вашего двора! (включается громкая музыка)
Все дети взявшись за руки, встав полукругом, слегка покачиваются. Затем идут за Хозяйкой “змейкой” переходя в круг. Образуют пары, тройки и идут по диагонали к гостям. Приглашают их, выводят на середину.
Хозяйка: Люди добрые! Почтенные и молодые! Полные и худые! Пожалуйте в нашу горницу посиделочную. (Все становятся в большой общий круг. Хозяйка заводит “улитку” и выводит из неё. Подходит к печи, достаёт угощение. Говорит “Всё, что в печи, на стол мечи! Угощайтесь, дорогие гости! Вот пряники русские, мятные. Примите с русским поклоном!)
Все проходят на чаепитие.