Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с ЗПР по теме "Звук и буква Р"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: Закрепить навыки правильного произношения звука [Р] в речи.

Задачи:

  • Упражнять в умении находить заданный звук в словах, дифференцировать твёрдость и мягкость звука, определять его место в слове, познакомить с буквой Р.
  • Развивать фонематическое восприятие, цветовосприятие, внимание, мелкую моторику.
  • Воспитывать желание помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала; счётные палочки; наглядный материал «Волшебный паровозик» (разноцветные вагоны с цифровым рядом до 10); картинки (собака, ложка, ослик, ножницы); картина с изображением предметов на звуки [Р-РЬ]; коробочки с манкой; лента жёлтого цвета; «зашумленные» картинки – буквы Р.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

II. Основная часть

– Я хочу сегодня пригласить вас в цирк. Вы хотите побывать в цирке? Тогда нас ждёт удивительное представление. Мы сегодня будем не только зрителями, но и даже артистами. Но прежде, чем идти, в группе нужно навести порядок.

1. Артикуляционная гимнастика (с индивидуальными зеркалами).

  • Сначала почистим коврики (упражнение «Качели»);
  • Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»);
  • Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»);
  • Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»).
  • Уберём зеркальца.

2. Работа со счётными палочками.

– Вот мы и навели порядок. В путь?! Только на чём же мы поедем в цирк? (Дети предполагают). На волшебном паровозике. Чтобы правильно добраться до места, необходимо определить маршрут. Вот он. Пусть каждый выложит такую дорожку, чтобы мы все непременно попали в цирк.( _/\_/\_)

3. Дидактическая игра «Волшебный паровозик»
– Чтобы наш паровозик тронулся, нужно правильно посчитать вагоны, называя только цвет: от 1 до 3, от 2 до 5, от 3 до 6, от 3 до 8, от 1 до 5.
– В путь!

4. Дети строятся «паровозиком» и выполняют движения под музыку.

5. Игра «Дрессированные собачки»

– Вот мы и в цирке! (Звук фанфар). Представление начинается! Выступают дрессированные собачки! Они знают цифры. Покажут им цифру, и собачки лают столько же раз. У каждой собачки особый голос.

Дети повторяют слоги показываемое количество раз: ПРА – 2; ПРУ – 3; ДРЫ – 3; БРО – 4; ПРЫ – 5; ПРЭ – 1.

6. Артикуляция и характеристика [Р]

– Какой одинаковый звук произносили все собачки? ([Р]). Расскажите, как мы его произносим. (Ротик  открыт, язычок поднят вверх и прячется за верхними зубами. Язычок напоминает ложечку, при выдохе кончик языка дрожит. Горлышко дрожит.) – Как сказать по-другому «дрожит»? (вибрирует, прыгает, звенит)
Звук согласный, звонкий, твёрдый-мягкий.

7. Игра «Ловкие лисички»

– На арене цирка ловкие лисички! Они умеют ловить комаров! Как услышат в слоге или звуке-комарике звуки  [Р-РЬ], сразу ловят.
Ла, ра, ол, ук, ры, ря, ор, ар, ри. Рама, полка, картина, волк, лошадь, карандаш, торт.

8. Выделение первого звука в слове, определение места звука в слове.

– Кто выступит следующий, вы узнаете, если выделите в словах первые звуки и прочитаете слово.

Картинки: собака, ложка, облако, ножницы.

– На арену выходит дрессированный слон! Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р]  находится в начале слова, слон встанет на первую тумбу, в середине – на вторую, в конце – на третью.

9. Игра «Найди предметы со звуком [Р]  в названии (по картине)

– Следующим выступает фокусник! Он спрятал от нас на картинке  слова со звуками [Р-РЬ].

10. Подвижная игра «Прятки»

– Молодцы! А теперь давайте мы будем фокусниками и будем прятать вот эту ленточку. Какого она цвета? Её нужно спрятать так, чтобы она лежала на видном месте, и чтобы её не было видно.

11. Написание буквы пальчиком на манке

– В награду фокусник хочет научить вас писать букву, которая обозначает звук [Р]  и дарит вам волшебные коробочки, чтобы вы учились писать буквы. Почему они волшебные? Потому, что если буква выйдет не очень красивая, это легко можно исправить.

12. «Зашумленные» предметы «Найди буквы»

– И снова фокусник! Теперь он спрятал буквы Р. Сможем ли мы их найти? Давайте найдём и обведём.

13. Пальчиковая игра

– Ну, вот и пора нам домой. Я предлагаю вернуться в группу с помощью волшебного заклинания:

1, 2, 3, 4, 5 –                                                  По очереди разгибаем пальчики из кулачка.
Начинаем колдовать.                                   Сгибаем и разгибаем кулачки.
Возвращаемся назад                                     Вращательные движения кистями.
В наш любимый детский сад.                     «Встряхиваем» кисти рук.

III. Итог занятия