Цель: Закрепить навыки правильного произношения звука [Р] в речи.
Задачи:
- Упражнять в умении находить заданный звук в словах, дифференцировать твёрдость и мягкость звука, определять его место в слове, познакомить с буквой Р.
- Развивать фонематическое восприятие, цветовосприятие, внимание, мелкую моторику.
- Воспитывать желание помогать друг другу.
Оборудование: индивидуальные зеркала; счётные палочки; наглядный материал «Волшебный паровозик» (разноцветные вагоны с цифровым рядом до 10); картинки (собака, ложка, ослик, ножницы); картина с изображением предметов на звуки [Р-РЬ]; коробочки с манкой; лента жёлтого цвета; «зашумленные» картинки – буквы Р.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
II. Основная часть
– Я хочу сегодня пригласить вас в цирк. Вы хотите побывать в цирке? Тогда нас ждёт удивительное представление. Мы сегодня будем не только зрителями, но и даже артистами. Но прежде, чем идти, в группе нужно навести порядок.
1. Артикуляционная гимнастика (с индивидуальными зеркалами).
- Сначала почистим коврики (упражнение «Качели»);
- Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»);
- Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»);
- Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»).
- Уберём зеркальца.
2. Работа со счётными палочками.
– Вот мы и навели порядок. В путь?! Только на чём же мы поедем в цирк? (Дети предполагают). На волшебном паровозике. Чтобы правильно добраться до места, необходимо определить маршрут. Вот он. Пусть каждый выложит такую дорожку, чтобы мы все непременно попали в цирк.( _/\_/\_)
3. Дидактическая игра «Волшебный паровозик»
– Чтобы наш паровозик тронулся, нужно правильно
посчитать вагоны, называя только цвет: от 1 до 3, от
2 до 5, от 3 до 6, от 3 до 8, от 1 до 5.
– В путь!
4. Дети строятся «паровозиком» и выполняют движения под музыку.
5. Игра «Дрессированные собачки»
– Вот мы и в цирке! (Звук фанфар). Представление начинается! Выступают дрессированные собачки! Они знают цифры. Покажут им цифру, и собачки лают столько же раз. У каждой собачки особый голос.
Дети повторяют слоги показываемое количество раз: ПРА – 2; ПРУ – 3; ДРЫ – 3; БРО – 4; ПРЫ – 5; ПРЭ – 1.
6. Артикуляция и характеристика [Р]
– Какой одинаковый звук произносили все
собачки? ([Р]). Расскажите, как мы его произносим.
(Ротик открыт, язычок поднят вверх и прячется
за верхними зубами. Язычок напоминает ложечку,
при выдохе кончик языка дрожит. Горлышко дрожит.)
– Как сказать по-другому «дрожит»? (вибрирует,
прыгает, звенит)
Звук согласный, звонкий, твёрдый-мягкий.
7. Игра «Ловкие лисички»
– На арене цирка ловкие лисички! Они умеют
ловить комаров! Как услышат в слоге или
звуке-комарике звуки [Р-РЬ], сразу ловят.
Ла, ра, ол, ук, ры, ря, ор, ар, ри. Рама, полка,
картина, волк, лошадь, карандаш, торт.
8. Выделение первого звука в слове, определение места звука в слове.
– Кто выступит следующий, вы узнаете, если выделите в словах первые звуки и прочитаете слово.
Картинки: собака, ложка, облако, ножницы.
– На арену выходит дрессированный слон! Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] находится в начале слова, слон встанет на первую тумбу, в середине – на вторую, в конце – на третью.
9. Игра «Найди предметы со звуком [Р] в названии (по картине)
– Следующим выступает фокусник! Он спрятал от нас на картинке слова со звуками [Р-РЬ].
10. Подвижная игра «Прятки»
– Молодцы! А теперь давайте мы будем фокусниками и будем прятать вот эту ленточку. Какого она цвета? Её нужно спрятать так, чтобы она лежала на видном месте, и чтобы её не было видно.
11. Написание буквы пальчиком на манке
– В награду фокусник хочет научить вас писать букву, которая обозначает звук [Р] и дарит вам волшебные коробочки, чтобы вы учились писать буквы. Почему они волшебные? Потому, что если буква выйдет не очень красивая, это легко можно исправить.
12. «Зашумленные» предметы «Найди буквы»
– И снова фокусник! Теперь он спрятал буквы Р. Сможем ли мы их найти? Давайте найдём и обведём.
13. Пальчиковая игра
– Ну, вот и пора нам домой. Я предлагаю вернуться в группу с помощью волшебного заклинания:
1, 2, 3, 4, 5 – По очереди разгибаем пальчики из кулачка.
Начинаем колдовать. Сгибаем и разгибаем кулачки.
Возвращаемся назад Вращательные движения кистями.
В наш любимый детский сад. «Встряхиваем» кисти рук.
III. Итог занятия