Основные идеи, приемы, находки:
Оптимальная система воспитывающее-развивающего обучение на уроках интегрированной биологии в разноуровневых (профильных) классах на основе деятельно-творческого подхода.
Метод работы – творческая лаборатория урока: | Кабинет – читальный зал, экоцветопарк, методико-оздоровительная лаборантская, живой уголок, творческая тетрадь. |
Кабинет – читальнй зал | Информационно-образовательная среда познания,
осознания, преобразования. Оптимальность процесса познания и осознания мира природы и человека в интегрировано-профильном образовательном пространстве Сферы жизни. |
Школа – парк (экоцветопарк) | Здоровая окружающая среда – здоровые дети. Экологизация биобразования через создание предметных природно-развивающих сред школьного экопарка. |
Музеи биобразования (методико-оздоровительная лаборантская) | Продукт интеллектуально-творческого сотрудничества учитель-ученик. |
Живой уголок «Времена года» | Сезонные уголки психологической разгрузки и ЗОЖ. |
Творческая тетрадь | Самоопределитель
интегрировано-предпрофильной направленности
собственной деятельности. Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП. Способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллектуальности человека. |
Фрагменты системы, представленные на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и сборников-тезисов.
Год |
Фрагменты системы |
Опыт реализации |
2003/2004 | Создание оптимальной системы. | |
Методы работы. Цели и задачи. Формулы и законы. Идеи и предложения. Компоненты творческой лаборатории. | Материалы для аттестации учащихся: – экзаменационные билеты 8 класс; – основные направления для творческих работ. На встречу юбилею: «Цвети и процветай мой край Башкортостан» (Приложение 1) Сфера дополнительного образования: внеклассная работа по биологии. (Приложение 4) Украсим Россию школьными парками (Приложение 5) Лист контроля – Сфера познания (Приложение 6) |
|
2004/2005 | Дидактический компакт-диск «Занимательная современная зоология» |
|
Дидактико-игровой раздел «Занимательное птицеводство» | Этапы творческой лаборатории урока
(таблицы, схемы, мини-тесты, заповеди здоровья) (Приложение 2. Способы формирования умений) |
|
2005/2006 | Оптимальная система воспитывающее-развающего обучения. Человек – Природа – ЗОЖ | |
Программа познания и осознания Мира человека в сферах жизни с основами медицинских знаний и ОБЖ (по курсу Человек – природа – ЗОЖ) | Примерное тематическое планирование,
работа со словарями. (Приложение 3. Конспект тематического планирования) |
|
2006/2007 | Творческая тетрадь – самоопределитель интегрировано-профильной направленности собственной деятельности | |
Основные направления интегрировано-профильных творческих работ/страниц для увлеченных знаниями учащихся по теме: Дыхание. Дыхательная система. Системы оздоровления. | – домашнее задание (схема); – лист контроля знаний; – лист контроля ЗОЖ; – диагностические таблицы и психологические тесты; – словари. (Приложение 3. Дидактические материалы к уроку) |
|
2007/2008 | Календарь исследовательских и
творческих работ «Проверь в природе» – ежедневная и системная потребность 5 класс |
|
Научиться читать природу при систематическом общении с ней. Настольные книги Читального зала кабинета биологии: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». | – таблицы календаря (сентябрь, декабрь); – лабораторно-исследовательская работа «Исследуем снег»; – проект – Луна – международная космическая станция. (Приложение. Методическое пособие для 5 клсса) |
|
2008/2009 | Информационно-методические
материалы по страницам календаря
исследовательских и творческих работ: «Проверь в природе» |
|
Виртуально-дидактические рекомендации апробированных источников информации и личного опыта по оптимизации процесса познания и осознания в образовательном пространстве сферы жизни. | – конспекты-проекты уроков; – листы контроля знаний: «Астросфера», «Геосфера», «Биосфера», …; – словари: юного натуралиста, юного метеоролога, юного астронома, …; – мини-викторины: «Первый», «Самые-самые» (схемы). (Приложения.Методическое пособие 5 класс) |
|
2009/2010 | Каталог виртуально-дидактических материалов идей и приемов, народной педагогики учителей Башкортостана | |
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее России. | – идеи, способы, методы – опубликованных материалов. |